Проектная деятельность в дополнительном образовании
Проектная деятельность в дополнительном образовании.
Серых Ольга Михайловна,
директор, педагог дополнительного образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования "Рыльский Дом детского творчества"
г.Рыльск
E-mail: ddtrylsk@mail.ru
Design activity in additional education.
Serykh Olga,
Director, additional education teacher local budgetary educational institution of additional education "Rylskiy House of children's creativity"
Аннотация
В статье проанализирована роль проектной деятельности в дополнительном образовании, рассмотрены типологии проектных работ и этапы проектной деятельности, содержание проектных технологии, а также определены и представлены основные пути и формы экстраполирования в современную систему образования и воспитания и доказано целесообразность переоценки содержания обучения с точки зрения "человекоизмерения"
Summary
In article the role of design activity in additional education is analysed, typologies of project works and stages of design activity, maintenance design technologies are considered, and also the main ways and forms of extrapolation to a modern education system and education are defined and presented and it is proved expediency of revaluation of content of training from the point of view of human dimension.
Ключевые слова : метод проектов, проектное обучение, проектные технологии, проектно- исследовательская деятельность, самореализация.
Key words: method of projects, project learning, project technologies, project-research activity, self-realization.
В современном педагогическом процессе, главным субъектом образовательных преобразований является ребенок, и задачи образования заключаются в создании условий для его саморазвития, самореализации, целостности самого процесса моделирования. По мнению ученых, проектное обучение стимулирует и усиливает обучение со стороны обучающихся, поскольку является личностно ориентированным; использует множество дидактических подходов (обучение в процессе деятельности, независимые занятия, совместное обучение, дискуссия, командное обучение); само мотивируемым, что означает возрастание интереса и включения в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной сферах на всех уровнях — знание, понимание, применение, анализ, синтез; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других непосредственно в конкретном деле; приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего собственного труда. Таким образом, проектные технологии значительно увеличивают интерес обучающихся как к отдельным областям знаний, так и к образованию в целом. В современной науке и практике распространяются именно такие исследования по поиску условий успешного развития личности в контексте реализации стратегической цели — развития и самореализации каждой личности в высшем творческом ее обнаружении. Были разработаны методологические основы нравственного развития ребенка, психологические средства для создания воспитательной ситуации. Для включения обучающегося в активный познавательный процесс необходимо создать адекватную учебно-предметную среду, что обеспечивало бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, общения со сверстниками, сотрудничества во время решения различных проблем. Наиболее перспективным в этом отношении является метод проектов, который приобрел значительную популярность среди педагогов в начале ХХ века. В соответствии с методом проектов, организация обучения в процессе активной поисковой деятельности направлена на решение конкретной практической проблемы (социальной, бытовой, производственной). Основным мотивом этого метода является не столько процесс познания, сколько стремление решить конкретную проблему, разработать необходимые рекомендации, которые будут использованы на практике. Так, главной целью современной проектно-исследовательской работы обучающихся является создание ими полезных продуктов (модель, макет, доклады, рефераты, компьютерные программы, пособия и тому подобное) при условии появления для решения новых, более сложных проблем, стоящих перед ними на заключительном этапе исследования. Большинство ученых считают, что метод проектов имеет следующие преимущества:
− развивает инициативу обучающихся;
− приучает к плановой работе;
− дает умение взвешивать все обстоятельства, учитывая трудности;
− учит наблюдать, проверять себя в работе;
− учит правильной отчетности;
− развивает энергию, настойчивость в достижении цели;
− приучает к самостоятельности;
− расширяет сферу интересов, горизонты познания мира, реального общения.
Е.С.Полат предлагает современную типологию проектных работ: по доминирующим видам деятельности (исследования, творческие, ролевые-игровые, информационные, практико-ориентированные проекты); предметно-содержательной областью (монопроекти и межпредметные проекты); по характеру координации проекта (с открытой, явной, скрытой координацией); по характеру контактов(внутренние, региональные, международные); по количеству участников проекта (личностные, парные, групповые); по долгосрочности (краткосрочные и долгосрочные).
Проектно-исследовательская деятельность проходит через три этапа:
Организационно-подготовительный (возникновение идеи, определение темы, планирование предстоящей деятельности);
Технологический (сбор и анализ информации, проведение необходимых экспериментов, оформление результатов);
Презентационный (мини-маркетинг, публичная защита проекта).
Смещение акцента в преподавании с подхода, направленного педагогом, на подход, центрированный на учеников, вместе с осознанием необходимости направления усилий на развитие самостоятельности обучающихся (автономии привели к новым испытаниям педагогов. Рост осведомленности обучающегося по самоуправляемому обучению будет способствовать получению им опытности в короткий или долгий срок, или просто будет стимулировать его стать более независимым в своем обучении. Одной из главных причин этого является то, что «обучение будет более эффективным, когда обучающиеся являются активными в процессе обучения, принимая на себя ответственность за свое обучение и участие в решениях, связанных с этим» определенной цели, однако чрезмерное использование этого метода может привести к уменьшению роли систематического обучения.
Во время моделирования и проектирования современных педагогических технологий, важной является "человекоизмерение", поскольку объектом исследования выступает ребенок, который учится, а не схемы, методики и принципы; поэтому необходимо создавать соответствующие условия для ученика, принимая во внимание, что цели и содержание проектных технологий должны быть ориентированными на человека. Таким образом, содержание проектных технологий должен восприниматься как ценность с личностным смыслом, что становится условием личностного развития и самоопределения, что в свою очередь, формирует ценностно-мотивационное отношение к жизни, науки и других видов деятельности.
Литература:
1. Бех І. 100 ключей воспитательного успеха [наук. метод. пособ.] / И. Бех // Школьный мир. — 2009. — №21-23. — С. 1-150.
2. Подобедова Т. Ю. Проектирование как педагогический феномен: методологические и теоретические аспекты//Т.Ю. Подобедова // Гуманитарные науки. — 2004. — №1 (7). — С.100-108.
4. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / В. Чудов, Н. Кашкарова, А. Лаврушко // Народное образование. — 2005. — № 1. — С. 133-140.