Презентация Психологический комфорт на уроке
Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника.
Цель: - проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому; - сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на уроках
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок. В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.
Очень важен психологический комфорт, психологический климат на уроке, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и ученика.
Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки: Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его; Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика; Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности; Разумная и полезная деятельность всех на уроке; Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Под комфортом подразумевается условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический комфорт на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший аспект психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:ü Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме. ü Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.ü Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
Существуют принципы создания атмосферы психологического комфорта в классе, разработанные психологом - гуманистом КарломРоджерсом:1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;5) Важно, чтобы в такой роли учитель выступал для каждого ученика;6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;8 Он должен открыто выражать группе свои чувства;9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
Выработка правил психологического комфорта на уроке, используя конкретные ситуации: - Сейчас будут предложены ситуации из школьной жизни. Наша задача проиграть эту ситуацию, проанализировать и на основе анализа сложившейся ситуации выработать правила психологического комфорта на уроке. Ситуация 1.
Ситуация 2. .Ситуация 3. Анализ действий учителей и выработка правил.
Золотые правила психологического комфорта на урокеØ Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.Ø Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.Ø Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.Ø Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.Ø Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).Ø Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок мы должны начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого можно использовать стихотворные строки, различные притчи и показ презентаций.
Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем.Начинайте урок энергично.Приёмы:1. Утренняя зарядка.Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.2. Точечный массаж лица.- Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица).
. «Паутинка-разминка» или блиц-опрос«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)- Сколько букв в русском алфавите? (33)- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)- Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)- Записываем в тетради: 19 января. Классная работа. Тема.
Метод «Ассоциации»:- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.)К – красота…О – органичность…М – мама…Ф – фантазия…О – отдых…Р – радость…Т – тепло…Другие методы: эффект удивления, неожиданности, противоречивости информации.Например:Земля плоская, как блин. И не смейтесь. Я знаю это точно….
Ты и я сообщение»«Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику.Психологи выделяют две формы общения с людьми: ты и я сообщение. Ты - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…).
Я-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учите-лем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)»«Модель я-сообщения строится из трех частей: 1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что ты …», «Когда это происходит…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…»2. Точное название чувства в этой ситуации: «Я чувствую… (раздражение, боль, горечь, беспомощность, недоумение и т.д.), я не знаю, как реагировать…, у меня возникает проблема …3. Называние причин этого чувства: потому что…, в связи с тем, что…, ведь я …В общении может быть использованы неполная форма (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, что опаздывать на урок нельзя)»
Практическое задание: переформулируйте ты-сообщение в я-сообщение.Ты-сообщение: Ты сегодня опять забыл тетрадь?; Ты всегда плохо выполняешь задания; Тебе не надоело весь урок болтать?
1. Входите в класс с хорошим бодрым настроением, и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.2. Не тратьте время на поиски страницы предмета в журнале, соблюдать порядок на рабочем месте.3. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, всё ли готово к уроку, стремитесь к организованному началу уроку.4. Ориентируйтесь на эмоциональное состояние учеников, развивайте в себе эмпатию к детям. Корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.5. Будьте сдержанным в движениях и словах. Любое эмоциональное состояние, включая состояние отрицательной модальности, учитель может выразить в деликатной форме. Объясняйте ученику последствие его поступков.
Спасибо за внимание