Авторская программа по внеурочной деятельности Радуга ремесел

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №19 г.о. Тольятти




Рассмотрено на заседании
МО учителей начальных классов. Протокол №___
«____» __________ 2011г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР_______ Бессонова Н.Н.
«_____» ___________ 2011г.
Утверждаю
Директор МБУ лицея №19
_________ Терлецкая Т.Л.
«_____»___________ 2011г.







ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«РАДУГА РЕМЕСЕЛ»


Направление: духовно-нравственное
Тип: авторская
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 6-14 лет




Составитель
Губеева Е.М., учитель изобразительного искусства и художественного труда










Тольятти
2011



Паспорт программы


1
Наименование программы
Авторская дополнительная образовательная программа «Радуга ремесел»

2
По степени авторского вклада
Авторская

3
По направленностям образовательной деятельности
Художественно-эстетическая

4
По уровню освоения содержания
Профессионально-ориентированная

5
По уровню освоения содержания и организации педагогической деятельности
Комплексная, интегрированная

6
По уровню освоения теоретического материала
Учебно-исследовательская

7
По форме организации детских формирований
Групповая

8
По возрасту обучения детей
Основного общего образования

9
По приоритетному целеполаганию
Личностно-ориентированная

10
По срокам реализации программы
Долгосрочная 4 года

11
По масштабу
Учрежденческая, городская

12
По контингенту обучающихся
Общая и разновозрастная

13
По степени творческого подхода
Репродуктивно-творческая

14
По степени реализации программы
Реализована частично


Пояснительная записка

Авторская дополнительная образовательная программа «Радуга ремесел» художественно-эстетической направленности создана для обеспечения возможности детям 6-14 лет познакомиться и обучиться различным видам декоративно-прикладного искусства, исходя из собственных интересов и способностей.

1.1 Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Программа «Радуга ремесел» состоит из самостоятельных, устойчивых и целостных тематических блоков. Образовательный процесс делится на семь (количество цветов в радуге, отсюда название программы) направлений декоративно-прикладного творчества: «Художественная роспись», «Мир глиняной игрушки», «Бисерное рукоделие», «Народная кукла», «Тестопластика», «Славянская писанка», «Вышивка».
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной. Предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ученику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности, способствует ранней профессиональной ориентации, формированию социально-активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию действительности и самого себя.

1. 2 Новизна содержания программы
Программа «Радуга ремесел» является дополнительной образовательной программой углубленного уровня и направлена на выявление ярко выраженных творческих способностей детей, приобретение ими определенных знаний, умений и навыков, развитие компетентности в определенной области, формирование навыков на уровне практического применения, на организацию учебно-производственной деятельности по данному направлению. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в семи различных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное и максимально реализовать себя в нем.
Настоящая программа включает в себя:
- изучение и освоение основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- овладение способами и приемами работы в различных техниках;
- изучение и освоение мотивов русской народной росписи;
- изучение и освоение различных техник изготовления русской народной игрушки;
- использование метода проектов.
При разработке программы «Радуга ремесел» учтены современные педагогические теории, технологии воспитательной работы в условиях дополнительного образования.



1.3. Цель и задачи программы
Цель:
Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста и подростков за счет освоения и применения ими художественных навыков работы в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Учебные:
- формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладной деятельности;
- познакомить детей с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного искусства;
- формировать знания, практические умения и навыки в работе с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- научить технологии выполнения разных видов рукоделия;
- ознакомить детей с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими
в основе создания художественной росписи, народной игрушке, бисерном рукоделии и т.д.;
- приобщать детей к истокам национальных культур, выражающихся в орнаментально-
пластических формах;
показать детям широту возможного применения приобретенных знаний и умений.
Воспитательные:
-развивать у детей художественный вкус;
-воспитывать стремление к разумной организации своего рабочего времени
-содействовать воспитанию личности, обладающей такими качествами, как трудолюбие,
внимание, усидчивость и аккуратность; ответственность, целеустремленность и
самостоятельность; доброжелательность;
-формировать потребность в здоровом образе жизни;
-прививать навыки работы в группе.
Развивающие:
-содействовать в развитии творческого воображения и фантазии;
-развивать образное и декоративное мышление;
-развивать глазомер, двигательные и моторные навыки;
-развивать зрительную память и наблюдательность.


1.4. Организационно-педагогические характеристики образовательного процесса

Дополнительная образовательная программа (авторская) «Радуга ремесел»
может быть реализована на базе школ, учреждений дополнительного образования, обладающих необходимым уровнем кадровых, материально-технических и учебно- методических ресурсов.
Срок реализации программы- 4 года;
Возраст обучающихся – 6-14 лет;
Количество обучающихся в группе – не более15 человек
Режим работы:
-в год -34 часов; начало занятий с 15 сентября;
-в неделю – 1 занятие по 1 (академическому) часу.
Принцип набора в группы – свободный (на первый год обучения принимаются все желающие дети; при поступлении на второй и последующие года обучения определяется уровень заинтересованности вновь прибывших обучающихся, уровень их подготовленности и развитость художественных способностей для планирования коррекционных и индивидуальных работ).
Принцип формирования групп – учет возрастных особенностей и дифференциация заданий для детей с разным уровнем подготовки:
В связи с тем, что занятия прикладным творчеством требуют индивидуального подхода, а каждое рабочее место должно быть оборудовано в соответствии с техникой безопасности, группы комплектуются из расчета:
год обучения - 6-8 лет - 12-15 человек;
год обучения – 8-10 лет – 10-12 человек;
год обучения – 10-12 лет – 8-10 человек;
год обучения – 12-14 лет – 8-10 человек.
однако возможны и разновозрастные группы, для обеспечения их деятельности предусматривается дифференцированный подход при назначении учебных заданий в процессе обучения.


1.5.Структура организации образовательного процесса

Ступени и уровни обучения

Название
ступени
1-й уровень
«Верю в себя»
2-й уровень
«Ищу себя»
3-й уровень
«Совершенствую себя»
4-й уровень
«Реализую себя»

1 ступень – развивающее обучение
Ознакомительная грамотность;
1-й год
обучения




2 ступень – комплексное массовое обучение

Элементарная
грамотность;
2-й год
обучения



3 ступень – дифференци
рованное обучение


Функциональ
ная
грамотность;
3-й год
обучения
Компетентнос
тная
грамотность;
4-й год
обучения
(бессрочная по методу проекта)


Как видно из схемы, существует 3 ступени обучения, каждая из которых является самодостаточной, но только вместе они составляют оригинальную целенаправленную систему работы с детьми по декоративно-прикладному искусству. Каждой ступени соответствует своя специфика, свои цели и задачи, различная степень сложности.

1 ступень – ознакомительная. Обучение детей младшего школьного возраста. Простая степень сложности. Работы выполняются по образцу.
Основные задачи:
дать возможность поверить в успех и в свои творческие способности;
освоить приемы владения простейшими инструментами;
научить вести себя в коллективе;
развить мелкую моторику рук, глазомер;
прививать культуру труда.
Доминирующая идея 1 ступени – «Верю в себя»
2 ступень – элементарная грамотность. Комплексное обучение детей среднего и старшего школьного возраста. Элементарная степень сложности.
Основные задачи:
расширить представление детей о возможностях предлагаемых техник;
развить навыки владения инструментами и материалами;
освоить простые технические приемы;
стимулировать самостоятельное творческое мышление;
сформировать устойчивый интерес к рукоделию.
Доминирующая идея 2 ступени – «Ищу себя».
3 ступень – складывается из двух частей: функциональной и компетентностной грамотности. Функциональная грамотность. Особенность данной ступени – дифференцированное обучение, что позволяет более внимательно и индивидуально подходить к различным категориям учащихся.
Основные задачи:
закреплять и развивать технологические навыки, полученные на ранних ступенях;
учиться новым приемам прикладного творчества.
Доминирующая идея 3 ступени – «Совершенствую себя».
4 ступень – компетентная грамотность. Углубленное изучение предмета. Индивидуальная работа с одаренными детьми по методу проекта. Профориентация. Повышенная степень сложности.
Доминирующая идея – «Реализую себя».


Основная форма организации учебного процесса – аудиторное занятие.
Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения изделий в прикладном творчестве. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять и закреплять пройденный материал.
Курс программы «Радуга ремесел» включает в себя теоретическую часть и практические занятия. Во время теоретических бесед учащиеся знакомятся с историей развития промысла, материалами и инструментами, технологиями изготовления и украшения изделий, а также композиционными приемами, законами, используемыми при разработке эскизов декоративных композиций. Практическая часть занятий посвящена разработке этих эскизов и непосредственному освоению различных техник и приемов изготовления изделий. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями необходимо постоянно напоминать детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и технике безопасности.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности .

Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов:
Знания – действия – приемы – операции – умения – навыки

На 1 ступени обучения в процессе тренировочных упражнений учащиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется учеником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысленные и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия с имеющимися представлениями о действии.
На 2 ступени обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений на втором этапе заключается в том, чтобы ученики ясно осознали пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходили к трудовым операциям.
На 3 ступени знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки:
планирует трудовой процесс,
организовывает рабочее место,
проводит технологические операции и самоконтроль.
Для решения поставленных задач целесообразно проводить беседы с демонстрацией подлинных и авторских произведений декоративно-прикладного искусства, готовых работ выпускников студии, игры и викторины и внеаудиторные занятия: экскурсии, посещение и участие в выставках.



1.6. Ожидаемые результаты и способы проверки результативности
Освоение предметных знаний и умений
1 год обучения
Обучающиеся должны знать:
Название основных и составных цветов;
Понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, промысел, глина, стеки, заготовка, бисер, скульптор, барельеф, оберег, ритм, раппорт, симметрия, асимметрия, композиционный центр, нюанс, контраст, замысел, эскиз, картон, декоратор композиций, панно, шов, стежок, вперед иголка, веревочка, змейка, пяльцы;
Изобразительно-выразительные средства графики и живописи: линия, пятно, точка, штрих, мазок, фактура, цвет, тон;
Название инструментов и приспособлений для лепки и вышивки, некоторые названия тканей и ниток.
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться инструментами и материалами: карандашами, красками, кистью, стеками, глиной, соленым тестом, пяльцами, проволокой, бисером, тканями и деревянными заготовками;
Создавать декоративные композиции в круге, квадрате, полосе;
Использовать основные приемы создания декоративных композиций (ритм, симметрия, композиционный центр);
Стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора;
Владение различными приемами выполнения декоративных изделий.

2 год обучения
Обучающиеся должны знать:
Виды декоративно-прикладного искусства, его задачи, закономерности, области применения;
Виды декоративных композиций;
Виды ритма, симметрии;
Области использования произведений, выполненных в различных техниках;
некоторые приемы декорирования интерьера.
Обучающиеся должны уметь:
Свободно пользоваться инструментами и материалами, производить их отбор в зависимости от задач изображения:
Самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в различных техниках;
Создавать декоративные композиции на свободную и заданную тему;
Стилизовать любые природные объекты в декоративные на основе художественного отбора, создавать из них декоративные композиции;
Свободно владеть различными приемами, производить их отбор в зависимости от создаваемого художественного образа

3 и 4 год обучения
Обучающиеся должны знать:
историю развития декоративно-прикладного искусства;
свойства и виды тканей, лент, ниток и красок, применяемых в работе;
техники росписи, лепки, вышивки, плетения, композиционные приемы и законы, используемые при изготовлении изделий;
Обучающиеся должны уметь:
выполнять работу поэтапно – от разработки эскиза до выполнения в материале и оформления работы;
уметь пользоваться материалами и инструментами;
Создавать декоративные композиции на свободную и заданную тему;
Обучающиеся должны владеть:
навыками работы в различных техниках декоративно-прикладного искусства
методами и приемами изготовления изделий.


Освоение надпредметных знаний и умений
(общеучебные умения и навыки, обобщенные способы деятельности)
По окончанию обучения обучающиеся должны проявлять:
Знания, умения, навыки:
- достижение знаний, умений и навыков по программе уровня компетентности;
- способность к самообразованию;
- умение применять знания в нестандартных ситуациях.
Интеллектуальная деятельность:
- способность к анализу;
- способность к обобщению;
- интерес к новым знаниям;
- способность использовать знания на практике;
- рациональная организация труда, самообразование;
- расширение общего кругозора.
Креативность:
- способность к саморазвитию;
- способность мыслить нестандартно;
- внутренняя свобода в принятии творческих решений;
- авторская позиция в деятельности;
- потребность в постоянном творческом поиске;
- эмоциональная сопричастность с окружающим миром;
- доверие к собственной интуиции.
Культура личности, жизненные и нравственные позиции:
- гуманистическое мировоззрение;
- культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию;
- коммуникабельность, культура общения в обществе и семье;
- способность к формированию целей и поиску смыслов жизнедеятельности;
- позитивное отношение к общечеловеческим ценностям и наивысшим ценностям жизни;
- честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения;
- адекватная самооценка;
- оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей.
Здоровье:
- здоровье физическое и психологическое;
- ведение здорового образа жизни.


Формы контроля результативности обучения
Отслеживание результативности образовательного процесса производится следующим образом:
- выявление и разбор ошибок в конце каждого занятия;
- опросы по теории – для выявления усвоения терминологии;
- открытые занятия;
- выполнение практических работ;
- при проведении комплексных опросов учащихся (анкетирование, тестирование, собеседования) применяется методика проведения психолого-педагогической диагностики;
- домашние задания отсутствуют;
- выставка, организованная на ранней стадии обучения (ноябрь, декабрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;
- участие в выставках и конкурсах на уровне МОУ, города и области.

Оценка результатов.
Для оценки работ обучающихся применяется таблица сравнительных характеристик, которая дает возможность выявить сильные и слабые стороны работ. Оценка дается по пятибалльной системе, выводится среднеарифметическая оценка.
«Таблица сравнительных характеристик»









Ф.И.О.






Организация рабочего места
Основы цветоведения
Умение пользоваться приспособлениями и инструментами
Владение разнообразными техниками
Подбор красок в соответствии с замыслом рисунка
Умение создавать декоративную композицию в круге, квадрате, полосе
Умение стилизовать природную форму в декоративную, производить художественный отбор
Умение использовать условный цвет
Технические умения и навыки выполнения декоративной росписи



Уровень















Методики психодиагностики интересов, эмоциональной сферы, интеллектуального, личного и творческого, развития учащихся.
1.Продуктивно-проективный тест «Рисунок несуществующего животного».
2.Методика определения самооценки «Лестница Бруковера».
3.Тест А.И.Доровского на определение Самооценки одаренного школьника.
4.Тест толерантности А.И.Доровского.
5.Методики А.А.Мелик-Пашаева «Описание предмета», «Группировка кар-ти-нок», «Группировка предметов», «Натюрморт» по исследованию способности к эстетическому обобщению.
6.Методика А.А. Мелик-Пащаева, З.Н. Новлянской «Линия горизонта» по исследованию мотивации к постановке творческих задач.
7.Методика С.Г. Воробьевой «Цвет и образ» изучения и корректировки межличностных отношений (семья, коллектив). (Приложение 1).
8.Тест А.И. Доровского на самоопределение предпочтительных видов деятельности.
9.Тест В. Юркевич на познавательную активность «Вообразилия».
10.Тест «Ценности».
11.Тест Райгородского на психологический климат «Социальная дистанция».























2. Учебно-тематический план
1-й год обучения
«Радуга ремесел»



Тематический блок



Виды работ


Общее
кол-во часов
В том числе





теория
практика

1
Вводное
Вводная беседа. История декоративно-прикладного искусства. Охрана труда.
1
1
-

2
Художественная роспись
История, материалы, инструменты. Виды и характер мазков. Линия как средство выражения. Основные, холодные и теплые цвета. Понятие об орнаменте.
4
1
3

3
Мир глиняной игрушки
История, материалы, инструменты. Технология лепки из глины. Роспись изделий. Филимоновская и Дымковская игрушки.
4
1
3

4.
Бисерное рукоделие
История, материалы, инструменты. Технология низания бисером.
3
1
2

5.
Народная кукла
История, материалы, инструменты. Технология выполнения кукол из ниток и ткани.
3
1
2

6
Тестопластика
История, материалы, инструменты. Технология лепки из соленого теста, сушка изделий.
4
1
3

7
Славянская писанка
История, материалы, инструменты. Технология выполнения «крапанок».
2
1
1

8.
Вышивка
История, материалы, инструменты. Технология вышивки «вперед иголка», «веревочка», «змейка».
2
1
1

9.
Коллективные работы. Участие в выставках
Выполнение коллективных работ. Подготовка и участие в выставках.
2
-
2

10.
Экскурсии
Экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства
2
-
-

11.
Работа над творческими проектами
«Веселая ярмарка». Подбор материалов. Выполнение творческих проектов.
6
1
5

12.
Подведение итогов года
Итоговое занятие. Обсуждение лучших работ. Награждение. Чаепитие.
1
-
-



Итого:
34
9
22







Содержание программы
«Радуга ремесел»
1-года обучения

Вводное занятие – 1 час.
1. Вводная беседа. Охрана труда на занятиях в студии.
Теория. Вводная беседа. Правила безопасности и личной гигиены на занятиях. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративно-прикладного творчества. Знакомство с программой 1-го года обучения, демонстрация образцов, знакомство с библиотекой кабинета.

Художественная роспись – 4 часа

Художественная роспись. Вводное. «Мои любимые краски»
Теория. Знакомство с программой курса. Беседа «Из истории техники «Художественной росписи». Инструменты и материалы, используемые для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Посадка за мольбертом.
Практика. Отработка первоначальных навыков работы акварельными красками. Акварельная отмывка. Учимся правильно держать кисть, набирать краску, пользоваться палитрой. Что напоминает нам каждый цвет?
Материалы. 1/16 в. л., бумага, акварель

«К нам прилетела сказочная птица». Выразительные возможности гуаши.
Теория. Выразительные возможности гуаши. Виды и характер мазков. Ритм мазков и цветовых пятен. Основные цвета.
Практика. Создаем образ веселой и доброй сказочной птицы с радужным оперением
Материалы. Бумага (А3-А2), гуашь, карандаш.

«Грустная и веселая мелодия». Эмоциональное воздействие линии, пятна, цвета.
Теория. Линия как средство выражения различных состояний и эмоций художника. Линии тонкие и толстые, плавные и ломаные. Ритм линий. Работа в холодной и теплой гамме.
Практика. Слушая грустную и веселую мелодию, выражаем свои эмоции с помощью цвета, пластики линий и форм цветовых пятен. Возможна беспредметная форма композиции.
Материалы. Бумага (А2), гуашь, акварель, пастель.

«Чудесные узоры». Понятие об орнаменте.
Теория. Понятие об орнаменте и о ритме, как средстве организации орнамента. Разнообразие и красота узоров в природе.
Практика. Рассматриваем узоры на крыльях бабочки. Изображаем крупно одну или несколько бабочек (рыбок) и украшаем их орнаментом.
Материалы. Бумага (А3), маркеры, цветные ручки.

Мир глиняной игрушки – 4 часа.

1.-2. Филимоновская игрушка. Лепка и роспись.
Знакомство с материалом. Приемы работы с глиной.
Теория. История промысла, технология изготовления. Материалы народного промысла. Рассматривание фотографий игрушек - свистулек. Выявление образного строя игрушки. Знакомство с узором филимоновской игрушки, его смысловая, декоративная, эмоциональная роль.
Практика. Пластическое решение игрушки в материале – в глине. Метод вытягивания из цельного куска. Изготавливаем лошадку. Обжиг. Роспись изделия гуашевыми красками. Играем этими игрушками.
Материалы. Глина, стеки, кисти, гуашь, клей ПВА, бумага (А4).

3.-4. Дымковская игрушка. Лепка и роспись.
Теория. История промысла, технология изготовления. Материалы народного промысла. Рассматривание фотографий игрушек. Выявление образного строя игрушки. Знакомство с узором дымковской игрушки, его смысловая, декоративная, эмоциональная роль. Проводим сравнительный анализ филимоновской игрушки с дымковской по пластическому, цветовому, эмоциональному решению.
Практика. Пластическое решение игрушки в материале – в глине. Метод вытягивания из цельного куска. Изготавливаем индюка. Обжиг. Роспись изделия гуашевыми красками по белоснежному фону. Играем этими игрушками.
Материалы. Глина, стеки, кисти, гуашь, клей ПВА, бумага (А4).

Бисерное рукоделие – 3часа.

Бисерное рукоделие. Вводное.
Теория. Знакомство с историей бисерного рукоделия. Материалы, инструменты и приспособления. Техника безопасности и правила личной гигиены. Организация рабочего места при работе с бисером. Основные приемы низания бисера. Цветовая гамма. Схемы по бисерному рукоделию.
Практика. Сортировка бисера. Подготовка рабочего места. Разбор и зарисовка схем. Низание бисером на примере браслета на нитке.
Материалы. Бисер, схемы, нитка.

Бисерное рукоделие. Параллельное низание.
Теория. Понятие «продеть в прямом направлении», «продеть в обратном направлении». Понятие о схемах по низанию из бисера. Технология изготовления украшений и игрушек способом параллельного низания по готовым схемам.
Практика. Выполнение образцов способом параллельного низания на примере объемного браслета и «стрекозы».
Материалы. Бисер, схемы, нитка и проволока.

Бисерное рукоделие. Низание сеток.
Теория. Технология выполнения цепочек и сеток с разными размерами ячеек в одну нить. Материалы и инструменты для низания сеток. Схемы по низанию сеток.
Практика. Разбор схем по низанию сеток. Выполнение образцов способом низания на примере объемного ажурного браслета.
Материалы. Бисер, схемы, нитка и проволока.

Народная кукла – 3 часа.

Народная кукла. Вводное. Куклы из глубины веков.
Теория. Назначение и применение народных кукол. Куклы - берегини, обрядовые куклы, целительские, игровые. Традиции в изготовлении народных кукол. Материалы, инструменты и приспособления. Техника безопасности и правила личной гигиены. Организация рабочего места.
Практика. Создание из бумаги куклы-скрутки с использованием традиционных технологий карельских мастеров.
Материалы. Креповая бумага (красная, белая), цветная бумага, тесьма.

2.–3. Народная кукла. Рождественский ангел.
Теория. Назначение, технология изготовления и варианты оформления куклы Рождественский ангел. Варианты материалов для куклы из ткани и бумаги. Организация рабочего места. Разбор характерных ошибок при выполнении образцов.
Практика. Создание из бумаги и ткани куклы Рождественский ангел.
Материалы. Креповая бумага (золотая, белая, серебряная), белый картон, «Радужная фольга», ткань белого цвета, тесьма, блестки, клей ПВА, ножницы, схемы, трафареты.

Тестопластика – 4 часа.

1.-2. Сувениры из соленого теста. Знакомство с материалом. Приемы лепки.
Теория. Беседа о хлебе. Его важность для человеческой цивилизации. Народные традиции изготовления культовых и декоративных изделий из теста. Знакомство с материалами лепки. Отношение к тесту и изделиям из него. Техника безопасности и правила личной гигиены. Организация рабочего места. Основные приемы лепки из соленого теста: скатывание, раскатывание, сплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение. Декоративные возможности материала.
Практика. Изготовление сувениров в виде нарядного печенья. Венок, подкова, корзиночка, ежик. Можно использовать подкрашенное тесто.
Материалы. Соленое тесто, мука, разделочная доска, скалка, формочки, безопасный ножик.

3.-4. Соленое тесто. «В далеком космосе». Лепка простых элементов с использованием шаблонов и выкроек. Хранение и уход за изделиями.
Теория. Выкройки, шаблоны для лепки. Вырезание по шаблону. Приспособления для скрепления деталей из теста между собой. Режим сушки. Технология нанесения защитных составов на готовые работы. Оформление выполненных работ.
Практика. Изготовление «космической» композиции. Отработка навыков лепки, придания фактурной поверхности на основе плоских игрушек и скрепление деталей из теста между собой. Нанесение защитных составов на готовые работы.
Материалы. Соленое тесто, мука, разделочная доска, скалка, формочки, безопасный ножик.

Славянская писанка – 2 часа.

Славянская писанка. Вводное.
Теория. Рассказ о декоративных народных традициях, связанных с крашением яиц. Яйцо как символ света, символ жизни, узорчатое яйцо как знак добрых пожеланий. Катание цветных яиц – способ пробудить землю от зимней спячки. Технология подготовки красок для росписи яиц. Подготовка яиц к росписи. Организация рабочего места.
Практика. Роспись яиц посредством несложных мотивов и символов (крест, свеча), а так же растительных мотивов (ягодки, цветочки).
Материалы. Яйца, гуашь, клей ПВА.

Славянская писанка. «Крапанки»
Теория. Технология и последовательность выполнения «крапанки». Технология нанесения на поверхность яйца рисунка горящей восковой свечой. Последовательность окрашивания. Подготовка яиц к росписи. Организация рабочего места.
Практика. Роспись яиц в технике «крапанки».
Материалы. Яйца, гуашь, клей ПВА, свеча.



Вышивка – 2 часа.

Вышивка. Вводное.
Теория. Из истории рукоделия. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами. Организация рабочего места для ручного шитья. Способы закрепления нитки на ткани в начале и в конце вышивки. Способы закрепления срезов канвы.
Практика. Заправка ткани в пяльцы. Отмеривание нити. Отработка навыка вдевания нитки в иглу и выполнения закрепок в начале и в конце вышивки.
Материалы. Пяльцы, ткань, нитки вышивальные двух цветов, карандаш, ножницы, игла.

Вышивка. «Куда иголочка – туда и ниточка».
Теория. История карельской народной вышивки. Знакомство с терминами «орнамент», «шов», «стежок», а также с приемами выполнения швов «вперед иголка», «веревочка», «змейка». Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.
Практика. Заправка ткани в пяльцы. Нанесение рисунка. Отмеривание нити, вдевание нити в иголку, завязывание узелка. Выполнение швов «вперед иголка», «веревочка», «змейка».
Материалы. Пяльцы, ткань, нитки вышивальные двух цветов, карандаш, ножницы, игла.


Коллективные работы. Участие в выставках – 2 часа.
1.-2. Выполнение коллективных работ. Подготовка к выставкам. Оформление работ к выставкам.

Экскурсии – 2 часа.
1.-2. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества и в краеведческий музей, выставочный зал лицея искусств.

Работа над творческими проектами – 6 часов.

1.-2.-3.-4.-5.-6. «Веселая ярмарка»
Теория. Продолжаем знакомство с народной игрушкой. Материалы народного промысла. Рассматривание фотографий игрушек. Проводим сравнительный анализ филимоновской игрушки с дымковской по пластическому, цветовому, эмоциональному решению.
Тест В.Юркевича на познавательную активность «Вообразилия».
Практика. Дома и персонажи представлены в образе произведения народного художественного промысла. Каждый ребенок выполняет свою часть работы: фигурки людей и животных, цветы, птицы и деревья. По пластике и декоративному оформлению изделие напоминает промысел (дымка, филимоново). Работа в целом должна передавать праздничное восприятие жизни, характерное для народного искусства. Ритм, декоративность, цельность композиции. Закрепляем знания особенностей образного и цветового строя, пластической формы изделий народных художественных промыслов России. Играем этими игрушками.
Материалы. Глина, стеки, кисти, гуашь, клей ПВА, бумага (А1), ножницы, карандаши.

Подведение итогов года – 1 час.
Итоговое занятие. Обсуждение лучших работ (с приглашением родителей, педагогов и учащихся лицея). Награждение активных учеников. Чаепитие.

3. Учебно-тематический план
2-й год обучения
«Радуга ремесел»



Тематический блок



Виды работ


Общее
кол-во часов
В том числе





теория
практика

1
Вводное
Программа 2-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
1
1
-

2
Художественная роспись
История, материалы, инструменты. Понятие об орнаменте и ритме. Жостовская роспись. Отработка основных приемов кистевой росписи.
4
1
3

3
Мир глиняной игрушки
История, материалы, инструменты. Технология лепки из глины. Роспись изделий. Абашевская и Каргопольская игрушки.
4
1
3

4.
Бисерное рукоделие
История, материалы, инструменты. Технология низания бисером.
3
1
2

5.
Народная кукла
История, материалы, инструменты. Технология выполнения кукол из ниток и ткани.
3
1
2

6
Тестопластика
История, материалы, инструменты. Технология лепки из соленого цветного теста, сушка изделий.
4
1
3

7
Славянская писанка
История, материалы, инструменты. Технология выполнения «клинцы».
2
1
1

8.
Вышивка
История, материалы, инструменты. Технология вышивки «крестом».
2
1
1

9.
Коллективные работы. Участие в выставках
Выполнение коллективных работ. Подготовка и участие в выставках.
2
-
2

10.
Экскурсии
Экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства
2
-
-

11.
Работа над творческими проектами
Композиция в объеме «Русская сказка». Подбор материалов. Выполнение творческих проектов.
6
1
5

12.
Подведение итогов года
Итоговое занятие. Обсуждение лучших работ. Награждение. Чаепитие.
1
-
-



Итого:
34
9
22



Содержание программы
«Радуга ремесел»
2-года обучения

Вводное занятие – 1 час.
1. Вводная беседа. Охрана труда на занятиях в студии.
Теория. Викторина по пройденному материалу 1-го года обучения. Знакомство с программой 2-го года обучения, демонстрация образцов.

Художественная роспись – 4 часа
1.-2. Художественная роспись. «Африканские мотивы». Орнамент и ритм.
Теория. Развитие понятия об орнаменте и о ритме, как средстве организации орнамента. Разнообразие и красота природных орнаментальных мотивов.
Практика. Рассматриваем украшения ящериц, змей, тропических птиц и зверей. Изображаем нескольких африканских животных (рептилий) и украшаем их орнаментами.
Материалы. Бумага (А3), акварель, маркеры, цветные гелевые ручки, цветные карандаши.

3.-4. Народные художественные промыслы. «Жостовский поднос».
Теория. Рассказ о промысле. Технология изготовления и росписи подносов. Рассматриваем иллюстрации с изображением подносов. Анализ композиционных решений подносов и цветового строя. Образ жизнерадостности, праздничного ликования, мотив сада, цветения.
Практика. Изображаем подносы на черном, белом, красном фоне. Отработка основных приемов кистевой росписи.
Материалы. Бумага (А3-А2) цветная, гуашь, карандаш, кисти, палитра.

Мир глиняной игрушки – 4 часа.

1.-2. Абашевская игрушка. Лепка и роспись.
Теория. Продолжаем знакомство с народными промыслами и технологией изготовления. Самобытность и обаяние абашевских образов. Яркие и добрые звери с золотыми рогами, златоглазые львы, строгие барышни в шляпах.
Практика. Изготавливаем игрушки в стиле абашевской игрушки. После обжига расписываем гуашью. Объединяем их в общую композицию.
Материалы. Глина, стеки, кисти, гуашь, акрил-золото.

3.-4. Каргопольская игрушка. Лепка и роспись.
Теория. Углубляем представление детей о добром и красивом мире сказочных зверей в древнем народном и современном декоративно-прикладном искусстве. Рассматривание фотографий игрушек. Выявление образного строя игрушки. Приемы стилизации.
Практика. Пластическое решение игрушки в материале – в глине. Метод вытягивания из цельного куска: скатывание, раскатывание, оттягивание, вдавливание, заглаживание. Изготавливаем игрушки «Полкан-Кентавр» и «двуглавый конь». Обжиг. Роспись изделия гуашевыми красками. Совершенствуем навыки пользования стекой.
Материалы. Глина, стеки, кисти, гуашь, грунтовка, бумага (А4).


Бисерное рукоделие – 3часа.

Бисерное рукоделие. Низание «Мозаика».
Теория. Мозаика – самый плотный метод низания. Технология выполнения низания «Мозаика» в одну нить. Схемы по низанию «Мозаика».
Практика. Сортировка бисера. Подготовка рабочего места. Разбор схем по низанию «Мозаика». Низание бисером на примере браслета-ремешка.
Материалы. Бисер, схемы, нитка.

2.-3. Бисерное рукоделие. Низание крестиками.
Теория. Сложность и применение низания крестиками (квадратиками) плотных цепочек, ожерелий, поясов и салфеток. Низание в две нити. Технология выполнения цепочки в один крестик. Схемы по низанию крестиками. Заделывание концов нитей.
Практика. Разбор схем по низанию крестиками. Выполнение образцов способом низания на примере цепочки в один крестик.
Материалы. Бисер, схемы, нитка и проволока.

Народная кукла – 3 часа.

Народная кукла. Тряпичная кукла.
Теория. Расширяем и закрепляем понятия и представления о традиционной народной кукле-скрутке. Материалы, инструменты и приспособления. Техника безопасности и правила личной гигиены. Организация рабочего места.
Практика. Создание из ткани куклы-скрутки с использованием традиционных технологий карельских мастеров.
Материалы. Драп, белый ситец, цветной ситец, нитки, тесьма.

2.–3. Народная кукла. Оберег «Божье Око» (символ Солнца).
Теория. Назначение, материалы, технология выполнения оберега «Божье Око». Способы заготовки материалов и приспособлений для оберега. Способы оформления оберега.
Практика. Подготовка материалов. Изготовление оберега «Божье Око»
Материалы. Ситец, нитки мулине, тесьма, ножницы.

Тестопластика – 4 часа.

1.-2. Тестопластика. Цветное тесто.
Теория. Краски для соленого теста. Технология окрашивания соленого теста. Цветовые сочетания. Полезные советы по хранению цветного соленого теста.
Практика. Замес теста, его окрашивание в различные цвета. Изготовление «цветочной» композиции.
Материалы. Соленое тесто, мука, разделочная доска, скалка, формочки, безопасный ножик.

3.-4. Соленое тесто. Лепка, сушка, оформление изделий из цветного теста.
Теория. Выкройки, шаблоны для лепки из цветного теста. Вырезание по шаблону. Приспособления для скрепления деталей из теста между собой. Режим сушки. Технология нанесения защитных составов на готовые работы. Оформление выполненных работ из цветного теста.
Практика. Отработка навыков лепки, придания фактурной поверхности на основе плоских игрушек и скрепление деталей из теста между собой. Нанесение защитных составов на готовые работы.
Материалы. Соленое тесто, мука, разделочная доска, скалка, формочки, безопасный ножик.

Славянская писанка – 2 часа.
Славянская писанка. Обрядовые и обережные писанки.
Теория. Обрядовые и обережные писанки. Значение цвета и символики писанок: кресты, изображения птиц и животных, символы плодородия туч и дождя, символы воды, времени, солнца, змеевики, символы земли, плодородия. Технология подготовки красок для росписи яиц. Подготовка яиц к росписи. Организация рабочего места.
Практика. Зарисовка символов Славянской писанки. Подготовка яиц к росписи. Разведение красок.
Материалы. Яйца, гуашь, кисти.

Славянская писанка. «Клинцы»
Теория. Технология и последовательность выполнения писанки «клинцы». Технология нанесения на поверхность яйца сетки (развод). Понятия: разделительный поясок, полюс, экватор, меридианы, параллели, глаз. Последовательность окрашивания. Подготовка яиц к росписи. Технология нанесения на поверхность яйца рисунка горячим воском с помощью кисти. Организация рабочего места.
Практика. Списывание писанки «клинцы» с образцов.
Материалы. Яйца, гуашь, клей ПВА, свеча.

Вышивка – 2 часа.
Вышивка. Вышивание крестиков по вертикали.
Теория. Схемы по вышивке крестом. Уменьшение, увеличение рисунка вышивки крестом. Технология вышивания крестом по вертикали. Изнаночная сторона вышивки.
Практика. Отработка навыков вышивки крестом по вертикали на картоне и канве по схеме. Отмеривание нити. Отработка навыка вдевания нитки в иглу и выполнения закрепок в начале и в конце вышивки.
Материалы. Картон, ткань, нитки вышивальные, карандаш, ножницы, игла.

Вышивка. Вышивание крестиков по горизонтали.
Теория. Схемы по вышивке крестом. Уменьшение и увеличение рисунка вышивки крестом. Технология вышивания крестом по горизонтали. Изнаночная сторона работы.
Практика. Отработка навыков вышивки крестом по горизонтали на картоне и канве по схеме.
Материалы. Картон, ткань, нитки вышивальные, карандаш, ножницы, игла.


Коллективные работы. Участие в выставках – 2 часа.
1.-2. Выполнение коллективных работ. Подготовка к выставкам. Оформление работ к выставкам.

Экскурсии – 2 часа.
1.-2. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества и в краеведческий музей, выставочный зал лицея искусств.

Работа над творческими проектами – 6 часов.
1.-2.-3.-4.-5.-6. Композиция в объеме «Русская сказка»
Теория. Сказочные сюжеты в произведениях русских и европейских скульпторов. Пластические средства передачи образа персонажа: пропорции, объем, динамика. Приемы и методы лепки (набор массы, вытягивание из цельного куска и т.д.). Изготовление плинта.
Практика. Выбор сюжета. Набор плинта. Расположение объемов композиции. Проработка деталей. Характерность, выразительность, узнаваемость сюжета.
Материалы. Пластилин, стеки, пластиковая доска.

Подведение итогов года – 1 час.
Итоговое занятие. Обсуждение лучших работ (с приглашением родителей, педагогов и учащихся лицея). Награждение активных учеников. Чаепитие.
4. Учебно-тематический план
3-й год обучения
«Радуга ремесел»



Тематический блок



Виды работ


Общее
кол-во часов
В том числе





теория
практика

1
Вводное
Программа 2-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
1
1
-

2
Художественная роспись
История, материалы, инструменты. Хохломская и Гжельская роспись. Отработка основных приемов кистевой росписи.
4
1
3

3
Мир глиняной игрушки
История, материалы, инструменты. Технология лепки из глины. Роспись изделий. Хлудневская (грематуха) и Плешковская (орловская) игрушки.
4
1
3

4.
Бисерное рукоделие
История, материалы, инструменты. Технология плетения цветов, листьев, деревьев из бисера.
4
1
3

5.
Народная кукла
История, материалы, инструменты. Технология выполнения кукол из ниток и ткани: «Бессонница» и «Колокольчик».
4
1
3

6
Тестопластика
». История, материалы, инструменты. Технология лепки, раскрашивания и оформление работ на основе.
2
1
1

7
Славянская писанка
История, материалы, инструменты. Технология выполнения «ветрячки» и «мотыльки».
2
1
1

8.
Вышивка
История, материалы, инструменты. Технология вышивки «крестом».
2
1
1

9.
Коллективные работы. Участие в выставках
Выполнение коллективных работ. Подготовка и участие в выставках.
2
-
2

10.
Экскурсии
Экскурсионная поездка «Храмы Самары»
2
-
-

11.
Работа над творческими проектами
«Древнерусский каменный храм». Подбор материалов. Выполнение творческих проектов.
6
1
5

12.
Подведение итогов года
Итоговое занятие. Обсуждение лучших работ. Награждение. Чаепитие.
1
-
-



Итого:
34
9
22


Содержание программы
«Радуга ремесел»
3-года обучения

Вводное занятие – 1 час.
1. Вводная беседа. Охрана труда на занятиях в студии.
Теория. Викторина по пройденному материалу 2-го года обучения. Знакомство с программой 3-го года обучения, демонстрация образцов.

Художественная роспись – 4 часа

1.-2. Народные художественные промыслы. «Хохломская роспись».
Теория. Рассказ о промысле. Технология изготовления изделий и основные приемы росписи. Освоение основных принципов гармонии композиции на основе цветовых ритмов и цветовой доминанты. Орнаментальная композиция в стиле хохломской росписи.
Практика. Приемы стилизации природных форм в бытовых вещах. Закрепление навыков кистевой росписи по мотивам хохломских узоров.
Материалы. Бумага (А3-А2) цветная, гуашь, кисти, карандаш.

3.-4. Народные художественные промыслы. «Гжельская роспись».
Теория. Рассказ о промысле. Технология изготовления изделий и основные приемы росписи. Освоение основных принципов гармонии композиции на основе цветовых ритмов и цветовой доминанты. Орнаментальная композиция в стиле гжельской росписи.
Практика. Приемы стилизации природных форм в бытовых вещах. Закрепление навыков кистевой росписи по мотивам гжельских узоров.
Материалы. Бумага (А3-А2) , гуашь, карандаш, кисти, палитра.

Мир глиняной игрушки – 4 часа.

1.-2. Хлудневская (грематуха) игрушка. Лепка и роспись.
Теория. Продолжаем знакомство с народными промыслами и технологией изготовления. Самобытность и обаяние хлудневских образов. Рассматривание фотографий игрушек. Выявление образного строя игрушки.
Практика. Изготавливаем игрушки в стиле хлудневской игрушки. Образ «Мать-Земля». После обжига расписываем гуашью. Объединяем их в общую композицию.
Материалы. Глина, стеки, кисти, гуашь, бумага (А4).

3.-4. Плешковская (орловская) игрушка. Лепка и роспись.
Теория. Продолжаем знакомство с народными промыслами и технологией изготовления. Самобытность и обаяние плешковских образов. Рассматривание фотографий игрушек. Выявление образного строя игрушки.
Практика. Изготавливаем игрушки в стиле плешковской игрушки. Образ «Солдат». Обжиг. Роспись изделия гуашевыми красками. Совершенствуем навыки пользования стекой.
Материалы. Глина, стеки, кисти, гуашь, бумага (А4).

Бисерное рукоделие – 4 часа.

1.-2. Бисерное рукоделие. Техника плетения из бисера.
Теория. Основные техники плетения из бисера: «параллельная», «игольчатая», технология их выполнения. Схемы, инструменты, приспособления и материалы. Проволока для плетения бисером.
Практика. Сортировка бисера. Подготовка рабочего места. Плетение образцов из бисера в техниках «параллельная», «игольчатая».
Материалы. Бисер, схемы, нитка и проволока.

3.-4. Бисерное рукоделие. Плетеные цветы и деревья из бисера.
Теория. Технология плетения цветов, листьев. Технология плетения объемных цветов, колосков и веточек. Способы соединения различных элементов в единую композицию. Технология оформления бисерных работ.
Практика. Плетение образцов объемных цветов, колосков и веточек.
Материалы. Бисер, схемы, нитка и проволока.

Народная кукла – 4 часа.

1.-2. Народная кукла. Тряпичная кукла «Бессонница».
Теория. Превращения носового платка. Назначение куклы «Бессонница». Традиции в изготовлении куклы «Бессонница». Технология изготовления куклы.
Практика. Изготовление и оформление куклы «Бессонницы» по образцу.
Материалы. Цветной ситец, носовой платок, нитки, тесьма, ножницы, инструкционные карты.

3.-4. Народная кукла. «Колокольчик».
Теория. Традиции, материалы и технология изготовления куклы «Колокольчик». Варианты оформления куклы. Заготовка материалов.
Практика.
Материалы. Цветной ситец, нитки, тесьма, ножницы, инструкционные карты.

Тестопластика – 2 часа.

1. Тестопластика. Лепнина на основе.
Теория. Новинки литературы по тестопластике. Образцы лепнины на основе из неокрашенного, окрашенного теста. Способы и технология выполнения лепнины из теста на основе. Технология подготовки основы для лепнины. Понятие «композиция». Технология соединения отдельных деталей в единую композицию.
Практика. Замес теста, его окрашивание в различные цвета. Лепка деталей и их соединение в единую композицию на примере панно «Подсолнухи».
Материалы. Соленое тесто, мука, разделочная доска, скалка, безопасный ножик.

2. Тестопластика. Декорирование изделий из теста.
Теория. Дополнительные материалы для оформления изделий: ткани, шнур, природные материалы, декоративные элементы. Способы оформления лепнины из теста. Лепнина из теста в качестве подарков к праздникам.
Практика. Отработка навыков лепки, придания фактурной поверхности. Декорирование изделий. Нанесение защитных составов на готовые работы.
Материалы. Соленое тесто, мука, разделочная доска, скалка, безопасный ножик, тесьма, природный материал.

Славянская писанка – 2 часа.

1. Славянская писанка. «Ветрячки»
Теория. Технология и последовательность выполнения писанки «ветрячки». Технология нанесения на поверхность яйца сетки (развод). Последовательность окрашивания. Подготовка яиц к росписи. Технология нанесения на поверхность яйца рисунка горячим воском с помощью кисти. Организация рабочего места.
Практика. Списывание и «рождение» писанки «Ветрячки» по образцу.
Материалы. Яйца, гуашь, клей ПВА, свеча.

2.. Славянская писанка. «Мотыльки»
Теория. Технология и последовательность выполнения писанки «мотыльки». Технология деления поверхности яйца на поля. Последовательность окрашивания. Подготовка яиц к росписи. Технология выполнения рисунка «мотыльки». Организация рабочего места. Сочетание красок.
Практика. Списывание и «рождение» писанки «Мотыльки» по образцу. Оформление писанок для дарения.
Материалы. Яйца, гуашь, клей ПВА, свеча.

Вышивка – 2 часа.

Вышивка. Вышивание крестиков по диагонали.
Теория. Схемы по вышивке крестом. Уменьшение, увеличение рисунка вышивки крестом. Технология вышивания крестом по диагонали. Изнаночная сторона вышивки. Правила ухода за вышитыми изделиями.
Практика. Отработка навыков вышивки крестом по диагонали на картоне и канве по схеме. Отмеривание нити. Отработка навыка вдевания нитки в иглу и выполнения закрепок в начале и в конце вышивки.
Материалы. Картон, ткань, нитки вышивальные, карандаш, ножницы, игла.

Вышивка. Вышивание крестиков через один.
Теория. Схемы по вышивке крестом. Уменьшение и увеличение рисунка вышивки крестом. Технология вышивания крестом через один. Изнаночная сторона работы.
Практика. Отработка навыков вышивки крестом через один на картоне и канве по схеме.
Материалы. Картон, ткань, нитки вышивальные, карандаш, ножницы, игла.

Коллективные работы. Участие в выставках – 2 часа.
1.-2. Выполнение коллективных работ. Подготовка к выставкам. Оформление работ к выставкам.

Экскурсии – 2 часа.
1.-2. Экскурсионная поездка «Храмы Самары»

Работа над творческими проектами – 6 часов.

1.-2.-3.-4.-5.-6. «Древнерусский каменный храм»
Теория. Архитектура каменного храма. Символика всех его частей. Собор как воплощение красоты и могущества духовной и земной власти. Древнерусский каменный храм 10-11 веков – олицетворение христианской идеи спасения души.
Практика. Изображаем древнерусский каменный храм на фоне древней городской застройки (возможно современной), или русского пейзажа.
Материалы. Бумага (А2-А3), гуашь, пастель, акварель, кисти, палитра.

Подведение итогов года – 1 час.
Итоговое занятие. Обсуждение лучших работ (с приглашением родителей, педагогов и учащихся лицея). Награждение активных учеников. Чаепитие.


5. Учебно-тематический план
4-й год обучения
«Радуга ремесел»



Тематический блок



Виды работ


Общее
кол-во часов
В том числе





теория
практика

1
Вводное
Программа 2-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
1
1
-

2
Художественная роспись
История, материалы, инструменты. Палехская миниатюра и Городецкая роспись. Отработка основных приемов кистевой росписи.
4
1
3

3
Мир глиняной игрушки
История, материалы, инструменты. Технология лепки из глины. Роспись изделий. Смоленская (гнездовская) и Тульская игрушки.
4
1
3

4.
Бисерное рукоделие
История, материалы, инструменты. Технология оплетения бисером различных предметов.
4
1
3

5.
Народная кукла
История, материалы, инструменты. Технология выполнения кукол из ниток и ткани: «Крупеничка» и «на счастье».
4
1
3

6
Тестопластика
История, материалы, инструменты. Композиции из тестопластики в интерьере.
2
1
1

7
Славянская писанка
История, материалы, инструменты. Технология выполнения «Скрабанки» и «Гуцулки».
2
1
1

8.
Вышивка
История, материалы, инструменты. Технология вышивки «хардангер».
2
1
1

9.
Коллективные работы. Участие в выставках
Выполнение коллективных работ. Подготовка и участие в выставках.
2
-
2

10.
Экскурсии
Экскурсионная поездка в Самарский областной краеведческий музей им. П.Алабина.
2
-
-

11.
Работа над творческими проектами
«Мир крестьянской избы». Подбор материалов. Выполнение творческих проектов.
6
1
5

12.
Подведение итогов года
Итоговое занятие. Обсуждение лучших работ. Награждение. Чаепитие.
1
-
-



Итого:
34
9
22



Содержание программы
«Радуга ремесел»
4-года обучения

Вводное занятие – 1 час.
1. Вводная беседа. Охрана труда на занятиях в студии.
Теория. Викторина по пройденному материалу 3-го года обучения. Знакомство с программой 4-го года обучения, демонстрация образцов.

Художественная роспись – 4 часа
1.-2. Народные художественные промыслы. «Палехская миниатюра».
Теория. Палех. Рассказ о промысле. Связь с иконописными традициями. Иносказательность, образность, символичность художественного языка. «Звучность» живописи на черном фоне. Фольклорность, сказочность образа. Просмотр фотографий лаковой палехской миниатюры.
Тест Райгородской на психологический климат.
Практика. Свободный выбор темы и сюжета (по мотивам русских сказок). Пластическое и цветовое решение картины в соответствии с задуманным образом в стиле палехской росписи.
Материалы. Бумага (А3-А2) цветная, гуашь, кисти, карандаш.

3.-4. Народные художественные промыслы. «Городецкая роспись».
Теория. Рассказ о промысле. Технология изготовления изделий и основные приемы росписи. Освоение основных принципов гармонии композиции на основе цветовых ритмов и цветовой доминанты. Орнаментальная композиция в стиле городецкой росписи.
Практика. Приемы стилизации природных форм в бытовых вещах. Закрепление навыков кистевой росписи по мотивам городецких узоров.
Материалы. Бумага (А3-А2) , гуашь, карандаш, кисти, палитра.

Мир глиняной игрушки – 4 часа.
1.-2. Смоленская (гнездовская) игрушка. Лепка и роспись.
Теория. Продолжаем знакомство с народными промыслами и технологией изготовления. Самобытность и смоленских образов. Рассматривание фотографий игрушек. Выявление образного строя игрушки.
Практика. Изготавливаем игрушки в стиле смоленской игрушки. Тема «Посиделки». После обжига расписываем гуашью. Объединяем их в общую композицию.
Материалы. Глина, стеки, кисти, гуашь, бумага (А4).

3.-4. Тульская игрушка. Лепка и роспись.
Теория. Продолжаем знакомство с народными промыслами и технологией изготовления. Самобытность и обаяние тульских образов. Рассматривание фотографий игрушек. Выявление образного строя игрушки.
Практика. Изготавливаем игрушки в стиле тульской игрушки. Тема «Свадьба». Обжиг. Роспись изделия гуашевыми красками. Совершенствуем навыки пользования стекой.
Материалы. Глина, стеки, кисти, гуашь, бумага (А4).

Бисерное рукоделие – 4 часа.

1.-2. Бисерное рукоделие. Техника ажурного оплетения.
Теория. Технология ажурного оплетения предметов бисером. Схемы, инструменты, приспособления и материалы. Выбор основы для оплетения бисером.
Практика. Сортировка бисера. Подготовка рабочего места. Ажурное оплетение предметов бисером на примере пасхального яйца.
Материалы. Бисер, схемы, нитка и проволока.

3.-4. Бисерное рукоделие. Техника плотного оплетения.
Теория. Выбор предмета для плотного оплетения из бисера. Подбор материалов, зарисовка схем, особенности выбранного варианта плетения, способы наращивания и закрепления нитей.
Практика. Плотное оплетение бисером выбранного предмета на примере вазы.
Материалы. Бисер, схемы, нитка и проволока.

Народная кукла – 4 часа.

1.-2. Народная кукла. «Крупеничка».
Теория. Сказка о княжеской дочке Крупеничке. Варианты имени Крупенички: «Зерновушка», «Горошинка». Традиции, материалы и технология изготовления куклы.
Практика. Изготовление и оформление куклы «Крупенички» по образцу.
Материалы. Цветной ситец, нитки, тесьма, ножницы, инструкционные карты.

3.-4. Народная кукла. Куколка «на счастье».
Теория. Традиции, материалы и технология изготовления куколки «на счастье». Варианты оформления куклы. Пряжа для плетения косы куколки. Заготовка материалов.
Практика. Изготовление и оформление куклы «на счастье» по образцу.
Материалы. Цветной ситец, нитки, тесьма, ножницы, инструкционные карты.

Тестопластика – 2 часа.

1. Тестопластика. Технология создания лепной композиции для интерьера.
Теория. Возможности технологии выполнения лепнины из теста на основе. Технология подготовки основы для лепнины. Сюжеты для работ из тестопластики. Композиционное решение работ из тестопластики. Стилевое решение композиции. Технология соединения отдельных деталей в единую композицию. Возможности раскрашивания лепнины с учетом гармоничных цветовых сочетаний.
Практика. Соединение элементов лепнины в единую композицию.
Материалы. Соленое тесто, мука, разделочная доска, скалка, безопасный ножик.

2. Тестопластика. Декорирование композиций из теста.
Теория. Подбор дополнительных материалов для оформления лепнины: ткани, шнур, природные материалы, декоративные элементы. Способы оформления лепнины из теста, соответствие оформленной работы стилевому решению интерьера.
Практика. Декорирование изделий из теста в соответствии со стилевым решением интерьера.
Материалы. Соленое тесто, мука, разделочная доска, скалка, безопасный ножик, тесьма, природный материал.

Славянская писанка – 2 часа.

1. Славянская писанка. «Скрабанки»
Теория. Разновидность писанок «Скрабанки». Использование гусиных яиц для Славянских писанок. Выбор орнамента и технология нанесения рисунка на поверхность яйца. Обработка писанок уксусом, техника безопасности. «Рождение» Скрабанки.
Практика. Списывание и «рождение» писанки «Скрабанки» по образцу.
Материалы. Яйца, гуашь, клей ПВА, свеча.

2.. Славянская писанка. «Гуцулки»
Теория. Разновидности писанок – «Гуцулки». Технология написания и цветовые сочетания.
Практика. Списывание писанок «Гуцулок» по образцу. Оформление писанок для дарения.
Материалы. Яйца, гуашь, клей ПВА, свеча.

Вышивка – 2 часа.

Вышивка «хардангер». Основные швы.
Теория. Основные приемы работы. Способы закрепления ниток на ткани. Технология выполнения основных швов: двусторонняя гладь, лангетный шов по схемам вышивки «хардангер». Декоративные швы в вышивке хардангер: звездочка, глазок, стежки цепочкой.
Практика. Отработка навыков в выполнении основных и декоративных швов на примере вышивки «сердечко» в технике «хардангер».
Материалы. Ткань, нитки вышивальные, карандаш, ножницы, игла.

Вышивка «хардангер». Основные узоры.
Теория. Вышивание блоков гладью. Основной элемент узоров в хардангере – решетка из обвитых столбиков. Подрезание нитей на внутренней стороне узора. Разновидности внутренних разделок решетки (петельная паутинка, прямой крестик, мальтийский крест).
Практика. Отработка навыков вышивки в выполнении основных узоров на примере вышивки «ангел» в технике «хардангер».
Материалы. Ткань, нитки вышивальные, карандаш, ножницы, игла.

Коллективные работы. Участие в выставках – 2 часа.
1.-2. Выполнение коллективных работ. Подготовка к выставкам. Оформление работ к выставкам.

Экскурсии – 2 часа.
1.-2. Экскурсионная поездка в Самарский областной краеведческий музей им. П.Алабина.

Работа над творческими проектами – 6 часов.

1.-2.-3.-4.-5.-6. «Мир крестьянской избы»
Теория. Крестьянский дом – символ небесной колесницы во Вселенском Космосе. Смысловое назначение крыши дома. Система резных изображений, украшающих дом и их значение. Солярная символика. Синтез орнаментального декора и архитектуры. Изба – маленькая Вселенная, где все подчинено общему а природой порядку. Жизнь в гармонии с природными ритмами. Крестьянские избы Русского Севера и средней полосы России.
Практика. Изображаем крестьянскую избу с нарядным крыльцом, с наличниками, воротами, колодцем и др. хозяйственными постройками. Населяем двор животными и людьми, занятыми своими повседневными делами. Цветовое единство архитектурных построек и природы. Ритм и цельность композиции.
Материалы. Бумага (А2-А3), гуашь, пастель, акварель, кисти, палитра.

Подведение итогов года – 1 час.
Итоговое занятие. Обсуждение лучших работ (с приглашением родителей, педагогов и учащихся лицея). Награждение активных учеников. Чаепитие.



Методическое обеспечение

6.1. Принципы, лежащие в основе программы
-Принцип систематичности и последовательности (учет задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному », «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»);
-принцип цикличности (постепенное усложнение и расширение от возраста к возрасту);
-принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
-принцип развивающего характера художественного образования;
-принцип природосообразности (учет «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей);
-принцип интереса (опора на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом);
-принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
-принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
-принцип естественной радости (сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

6.2. Методы, приемы и формы обучения
- Репродуктивные – организуются задания на тренировку, упражнения на повторение;
- иллюстративные – объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
- проблемный – педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения;
- эвристические – проблему формируют сами дети, ими и предлагаются способы ее решения;
- словесные – (рассказ, беседы) – на таких занятиях излагается теоретический материал о художественных приемах, техниках и направлениях, о материалах и технических средствах, применяемых в данном виде творчества;
- практические - организация рабочего места, приобретение и отработка навыков и приемов работы с материалами и инструментами..
Основная форма – учебные занятия. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Отчет о работе – проходит в форме выставок, итоговых и открытых занятий и массовых мероприятий.
6.3. Основные составляющие занятий
Воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет). Дети учатся быть вежливыми: приходя в студию, здороваются с педагогом и товарищами, учатся как можно чаще употреблять «волшебные» слова – «спасибо», «пожалуйста». Своим личным примером педагог должен побуждать детей быть внимательными, добрыми и вежливыми в обращение друг с другом.
Организация рабочего места. Рабочее место каждый ученик организует для себя сам. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагаются так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Приучаю детей к чистоте и аккуратности.
Повторение пройденного материала. Чаще всего используется фронтальный опрос; при необходимости применяются индивидуальные карточки с вопросами, тесты. Имеет место практика повторения темы через разгадывание кроссворда.
Инструктаж:
вводный – проводится перед началом практической работы;
текущий – проводится во время практической работы;
заключительный.
Практическая работа. (80% урочного времени). Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности. Изучая приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих сила, воспитывая готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.
Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе – в ходе учебной игры, на втором этапе – в ходе проведения выставок, на третьем этапе – в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.
Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и даст учащимся навыки совместной работы.
Физкультминутки и динамические паузы;
Подведение итогов, анализ и оценка работ. В конце каждого занятия проводится анализ работ, выявляются ошибки. Дети самостоятельно отмечают лучшие работы. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна претворять, и завершать оценку. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий и массовых мероприятий.
Перечисленные элементы не обязательны на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

6.4. Взаимодействие с родителями
При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным.
В работе с родителями:
-не сравнивать детей друг с другом;
-находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить его от души;
-уметь устанавливать гибкие, доверительные, доброжелательные отношения с родителями;
- доступным языком доводить до них результаты диагностического отслеживания;
- учитывать рекомендации родителей;
- привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному процессу
( в качестве оператора видеосъемки занятий и т. д.);
- знакомство родителей с методической литературой по вопросам воспитания детей на занятиях, их поведения и отношения к занятиям;
- помощь родителям в тех или иных видах рукоделия, обучение приемам различных техник для дальнейшей работы с детьми дома;
- открытые занятия;
- помощь родителей в укреплении материально-технической базы.
Необходимо осуществлять связь родители - ребенок- педагог, что позволит создать для
детей условия самораскрытия (т. е. добиться успехов).

6.5. Материально-техническое и учебное обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оборудование, инструменты и материалы:
1. Художественные материалы, инструменты и их «заместители»:
- бумага формата А №3 и А №2 для черчения или ватман;
- кисти разных размеров (№1,№3,№6,№9);
- палитра;
- гуашь, акварель;
- цветные и простые карандаши;
- стерка;
- глина;
- стеки;
- деревянные заготовки или фанера;
- мебельный лак;
- наждачная бумага – крупнозернистая и мелкозернистая;
- калька для копирования рисунков;
- ножницы (портновские, для бумаги, для вышивки);
- нитки: хлопчатобумажные – швейные, «мулине», «ирис», шерстяная пряжа;
- линейки, треугольники и лекала различной формы;
- бисер, бусины, стеклярус, проволока;
- иглы ручные, булавки;
- ткани различной фактуры;
- ткань для счетной вышивки, синтепон;
- пяльцы, наперсток, сантиметровая лента;
- клей ПВА, «Момент-Кристал»;
- клеевой пистолет;
- яйца, свечи, ветошь, пищевые красители, воск, парафин;
- штампики, зубочистки, трубочки для коктейля;
- скотч, лейкопластырь;
- фартуки, футболки, салфетки для рук.
2. Наглядно-методические пособия:
- книги, альбомы, плакаты;
- индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и т.д.
- таблицы-памятки, классификационные схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
- репродукции картин;
- образцы изделий народных умельцев;
- учебные фильмы.
3. Помещение и оснащение:
-учебный кабинет (освещаемый и проветриваемый в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами);
- магнитофон;
- компьютер;
- видеопроектор.









Список использованной литературы
Для педагога:

Аполлон. «Изобразительное и декоративное искусство»/под ред. А.М.Контора.-М.,1997
«Ажурная бижутерия на проволоке» М.: «Ниола-Пресс», 2008
«Бисер. Основы художественного ремесла». – М.: «АСТ-Пресс», 1999.
Боэренс П. «Вышивка крестиком» - М.: «ЭКСМО-Пресс», 2000.
«Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия». – М.: 2003
Глинская И.П. «Декоративное рисование: методическая разработка»- Л., 1997.
«Домашние обереги своими руками» Шептуля А., М.: «ЭКСМО», 2006
Елизарова Е., «Декоративно-прикладное искусство детям» - Дошкольное воспитание 1997-№3
«Зимние фантазии. Вышивка крестом стежок за стежком» М.: «Внешсигма», 1997.
Игнатьев Е.И. «Психология изобразительной деятельности» - М.,1961
Костерин Н.П. «Учебное рисование» - М.,1984
Кренц О.А. – методист МОУ ДПОС ресурсного Центра г.Тольятти
«Материалы к занятиям школы молодого специалиста. Требования к дополнительным образовательным программам детских объединений».
Левин С.Д. «Ваш ребенок рисует» - М.,1979
Левин С.Д. «Беседы с юным художником» - М., 1988
Любимов Л.Д. «Искусство древней Руси» - М., 1996
Максимова М.В., Кузьмина М.А. «Вышивка. Первые шаги». М.: «ЭКСМО», 1997
Михайлов А.М. «Искусство акварели» Москва 1995
Мещанкина Л. «Нести красоту детям. Специализация «Руководитель изостудии декоративно-прикладного искусства» - Дошкольное воспитание 1999-№5
Некрасова М.А. «Народное искусство России» - М., 1984
Нессонова О.А. «Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности» Волгоград: Учитель,2009.
Неменский Б.М. «Мудрость красоты» - М.,1990
Паранюшкин Р.В. «Композиция» - Ростов-на-Дону, 2001
«Психология цвета» - М.,1999
Паррамон Х. «Основы живописи» Испания 1994
Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В. «Декоративное искусство» - М.,1976
«Популярная художественная энциклопедия» - М..1986
Светлова Л.П. «Азбука орнамента» - М.2001
Трубникова Л.А. Красота ремесла и творчества. – Ростов на/Д, 2000
Чернышев О.В. Формальная композиция» Минск 1999.
Шорохов Е.В. «Основы композиции» Москва 1989
Федотова М.В., Валюх Г.М. «Цветы из бисера» М.: «Культура и традиции», 2004
«Энциклопедия рукоделия» (перевод с английского). М.: «Ниола-Пресс», 1997.












Для детей:

Флорковская А.К. «История искусства для детей» Модерн. Москва 2002.
«50 узоров для вышивания крестиком» Линда Берджес. М.: «Махаон», 2002
«Ажурная бижутерия на проволоке» М.: «Ниола-Пресс», 2008
«Быстрый крючок» Максимова М.В., Кузьмина М.А. М.: «ЭКСМО-Пресс», 1999
«Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия». М.: 2003
«Домашние обереги своими руками» Шептуля А. М.: «Эксмо», 2006
«Русская тряпичная кукла. Кукла, традиции, технология» Дайн Г. «Культура» 2007
«Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова И.И. – СПб.: «Паритет», 2006
«Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг». Андреева А.Ю. 2006
«Соленое тесто. Фантазии из муки, соли и воды». Хананова И. – «АСТ-Пресс», 2007
«Цветы из бисера» Федотова М.В. – М.: «Культура и традиции», 2001
«Художественная галерея» Еженедельный журнал. Изд. Дои Бурда.
Энциклопедический словарь юного художника» Москва 1983
«Юный художник» Журнал 1978-2005.
«Художественная школа» Журнал 20008-2010










13PAGE 15


13PAGE 143115




15