Дополнительная образовательная программа по декоративно — прикладному творчеству: Радуга ремёсел (5 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества города Белово»
Рассмотрена Утверждаю
Методическим советом Директор МОУ ДОД ДДТ
Протокол №.. города Белово
От.2015г ...А.Н. Карпова
Дополнительная образовательная программа
по общекультурному направлению
«Радуга ремёсел»
5 класс
Срок реализации 1 год
Составитель:
Захарченко Валентина Парфирьевна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДДТ города Белово
Белово 2015
Содержание
Пояснительная записка3-11
Учебно – тематический план I года обучения12-13
Содержание образовательной программы I года обучения...14-17
Методическое обеспечение программы I года обучения.......18-20
Литература для педагога.21
Литература для детей.22
Понятийный аппарат..23
Пояснительная записка.
Мы живем в период кризисов – политических, социальных, экономических – и смены ориентиров. Однако самый страшный кризис – нравственный. В качестве основы устойчивости воспринимаются лишь ценности культуры, ее достижения, ставшие символом взлета человеческой мысли, творчества.
О.И.Сгибнева.
Известные слова о том, что красота спасет мир, многим кажутся утопией. Но разве мы в конце ХХ столетия не исчерпали всех своих надежд изменить мир с помощью войн, экономических успехов, соперничества или науки?
Остается одна нереализованная возможность построить мир на создании красоты человека и человеческих отношений, красоты искусства.
В наш новый век еще не осуществлен великий идеал полного слияния искусства с жизненными потребностями, но мы должны работать и приближать это время, чтобы искусство, а значит, и красота вошли в наши дома. Одна из задач дополнительного образования – помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: листочке дерева, травинке, кусочке ткани
С этой целью разработана дополнительная образовательная программа «Радуга ремёсел» предназначенная для обучающихся 11 – 12 лет рассчитанная на 1 год обучения.
Программа «Художественная обработка материала» художественно-эстетической направленности, разработана с целью обучения обучающихся основам декоративно-прикладного творчества рассчитана на 1год обучения для обучающихся 11-12 лет. Программа базируется на основе типовых программ для внешкольных учреждений декоративно – прикладного направления «Работа с природными материалами» М. Нагибина. «Прекрасное своими руками» С. Газарян. Москва Министерство образования Российской Федерации 1992 г.
Актуальность: В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов воспитания и образования подрастающего поколения относится – художественно-эстетическое воспитание, в частности повышение качества знаний по декоративно-прикладному искусству, трудовому обучению, развитию познавательных интересов через практическую деятельность и психологическую подготовку к выбору профессии. Данная программа способствует творческому развитию обучающихся, повышению качества базовых знаний, развитию познавательного интереса. Знакомит с основными методами и приёмами выполнения в практической деятельности человека. Следствием этого является накопление знаний и умений, опыта гражданского поведения, самоценности личности, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию обучающихся к изменяющимся условиям жизни.
Рассмотрев программы по декоративно – прикладному творчеству «Природный материал и фантазия» Л.И. Трепетуновой, «Работа с природными материалами» М. Нагибиной, «Прекрасное своими руками» С.Газарян, учтя особенности своего образовательного учреждения, составлена модифицированная программа объединения «Радуга ремёсел».
Педагогическая целесообразность осуществляемой программы состоит в том, что она развивает интерес к обучению:
изобразительного искусства;
ручного труда;
коллажа;
конструированию по замыслу детей.
Дает практические знания (изучение народных ремесел) и навыки (работа с природным материалом, работа с различными материалами, с литературой по декоративно – прикладному творчеству, необходимой при выполнении творческого проекта).
Новизна данной программы заключается в том, что обучение декоративно – прикладному творчеству происходит через знакомство обучающихся с образцами народного декоративно – прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, Палеха, Городецкой росписи, дымковской игрушки, искусства макраме и флористики). Детей учат рисовать, составлять композиции, выполнять творческие проекты.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся основ целостного эстетического мировоззрения, развития творческих способностей обучающихся посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи
обучающие:
научить ориентироваться в разновидностях декоративно-прикладного искусства;
научить наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции, композиции, содержание и форму предметов живой и неживой природы;
обучить различным видам рукоделия, способам и технологии выполнения художественных изделий.
развивающие:
развить трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, аккуратность;
развить любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;
развить интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях.
воспитательные:
воспитать любовь к природе родного края и умение бережно к ней относиться;
воспитывать высокую культуру труда обучающихся;
помогать в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.
Отличительные особенности программы
Данная программа в отличие от уже существующих построена на основе синтеза различных областей прикладного творчества (флористика, выпиливание лобзиком, макраме, плетение бисером, роспись по стеклу, коллаж, аппликация) пронизывая их едиными темами, что дает возможность соединить локальные знания по каждому из них в широкую целостную картину. При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, своим моно курсом.
Преимуществом этой программы является то, что она не может и не должна, по основному замыслу, задавать жестко регламентированный темп развития, как это свойственно обычным традиционным программам.
Формы и режим занятий
Программа «Радуга ремёсел» разработана для детей 11 – 12 лет. Срок реализации 1 год.
Программой предусмотрено - 1 год обучения 34 часа по 1 часу 1 раз в неделю, количество обучающихся в группах 10 -12 человек.
Хорошие результаты даёт использование разнообразных нестандартных форм занятий, а так же большое место занимает индивидуально-творческий подход к каждому обучающемуся.
Программа основана на единых подходах и принципах:
использование разнообразных форм организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с обучающимися;
развивающий характер обучения, основанный на активности обучающихся и экспериментировании;
рациональное сочетание разных видов деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
обеспечение психологического комфорта обучающегося;
уважение личности обучающегося, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
сотрудничество с обучающимися, предоставление им самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями и интересами;
формирование у обучающихся адекватной самооценки своей деятельности;
использование различных форм работы с семьей: праздники совместного опыта, открытые занятия, посещение выставок, экскурсии, прогулки на природу и др.
Обучение проводится в двух направлениях:
Усвоение теоретических знаний;
Формирование практических навыков.
Теоретическая часть - определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия проходит в форме бесед, рассказов.
Практическая часть - включает в себя навыки работы с материалами и инструментами, навыки изготовления поделок и композиций.
Учебный год начинается и заканчивается такими занятиями, которые способствуют созданию эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе, введению обучающегося в мир прекрасного, пониманию им красоты как эстетической категории, красоты и доброты как основы взаимоотношений между людьми. Первые три занятия направлены на выявления индивидуальных особенностей, общего уровня эрудированности и культуры каждого обучающегося, на установление наиболее эффективного контакта педагога с обучающимися, на формирование и сплочение детского коллектива.
С этой целью в программе предусмотрены часы на посещение музеев, выставок, экскурсии на природу с последующим обсуждением увиденного.
Несколько занятий в программе отводится подготовке к Новому году. Эта работа очень нравится детям. Она не только способствует закреплению знаний и навыков, полученных на занятиях, но и открывает широкие возможности для фантазии, выдумки, творчества.
В течение года, после прохождения каждого раздела проводятся итоговые занятия с целью выявления полученных знаний и умений. В конце 3 четверти проходит конкурс защиты творческих проектов и местная и городская выставка декоративно – прикладного творчества. Анализ художественно-эстетической деятельности обучающихся не является самоцелью. Он необходим для констатации исходного уровня их развития, сопоставления с которым позволяет более полно фиксировать продвижение или отставание каждого обучающегося.
Приёмы и методы.
В процессе реализации программы используем, как традиционные методы проведения занятий, так и нетрадиционные для более глубокого усвоения знаний и эмоционального их восприятия:
Наглядные – показ слайдов, видеофильмов, коллекций, фотографий, работа с книгой, плакаты, буклеты, памятки, фотографии, репродукции картин, цветочные композиции, магнитофон, фотоаппарат
Словесные – рассказ, объяснение, беседа, анализ, лекция, обсуждение, инструктаж, чтение стихотворений, прослушивание и обсуждение музыкальных записей.
Практические – составление эскизов, плакатов, работа над творческими проектами. Работа – практическая, самостоятельная, домашняя, индивидуальная, творческая, упражнения.
Нетрадиционные: экскурсии, занятие-сказка, викторина, занятие - игра, занятие - фантазия, занятие - экскурсия, занятие - ролевая игра.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Проводится проверка результатов образовательной деятельности:
- знания проверяются посредством тестирования, контрольных опросов периодического контроля на каждом занятии;
- практическая подготовка обучающихся проводится путем диагностирования умений и навыков по разделам программы посредством контрольных заданий на текущих занятиях, на итоговых – при выполнении творческих работ и проектов. По итогам проверок возможна корректировка программы.
В процессе освоения раздела «Волшебный мир природы» обучающиеся будут
знать:
правила техники безопасности при сборе природного материала;
способы засушивания листьев между листами бумаги;
основные элементы композиции;
технологию изготовления настенных панно;
уметь:
безопасно пользоваться ножницами, бумагой, клеем, природным материалом, ножовкой;
составлять объёмные композиции;
комбинировать в работе различные декоративные элементы.
владеть:
способами сбора и заготовки природного материала;
основными приемами выполнения композиции из цветов и листьев.
анализировать схему последовательности действий при создании композиций;
В процессе освоения раздела «Макраме и флористика» обучающиеся будут
знать:
историю узелкового плетения;
необходимые материалы, инструменты;
способы крепления нити на основе виды узлов;
уметь:
рассчитывать длину нити;
крепить нить к основе;
владеть:
основными способами плетения панно.
В процессе освоения раздела «Выпиливание лобзиком»
обучающиеся будут
знать:
технологию изготовления фанеры на производстве;
технику безопасности при работе с лобзиком;
способы обработки фанеры: обработка наждачной бумагой, напильником;
уметь:
безопасно пользоваться лобзиком;
выпиливать лобзиком по прямой линии, по кругу, с поворотом;
расписывать изделия акварельными красками, гуашью.
владеть:
способами работы лобзиком.
Формы подведения итогов реализации программы.
Формой подведения итогов реализации программы является:
1.Выставка в конце учебного года с приглашением родителей, сельчан, педагогов и обучающихся других объединений;
2.городская выставка декоративно – прикладного творчества.
Условия реализации программы.
Наличие аудитории со специальным оборудованием для занятий.
Обеспечение материальной базой, отвечающей современным требованиям.
Материалы, инструменты и приспособления.
Инструменты: лобзик, ножовка по дереву, струбцина, узкая стамеска, коловорот, тиски, пассатижи, напильники и надфили, нож, стамески, резак, линейка, карандаш, циркуль.
Материалы: старые газеты, обойный клей, клейстер и клей ПВА, пластилин, наждачная бумага, проволока, краски акварельные, гуашь, тушь черная, стекло, бумага для эскизов, картон, цветная бумага, скотч, кисточки, лак бесцветный, природный материал, дерево, фанера, прессованный картон.
Сотрудничество со специалистами, методистами Дома детского творчества.
Наличие методической литературы по предмету обучения.
Учебно-тематический план (5 класс)
№
Тема
Количество часов
Всего
Теория
практика
1.
Вводные занятия.
2
2
-
1.1
Праздник знакомства. «Охрана жизни и здоровья».
1
1
-
1.2
«Урок красоты». Экскурсия на природу. «Прекрасное вокруг нас».
1
1
-
2.
«Волшебны мир природы».
14
2
12
2.1
Изготовление объемной открытки.
1
-
1
2.2
Изготовление сувениров в подарок.
1
-
1
2.3
Использование флористики в интерьере. Настенное панно.
10
2
8
2.4
Подготовка к Новому году. Новогодние композиции и поделки.
2
-
2
3.
Макраме и флористика.
6
1
5
3.1
История макраме. Основные узлы макраме.
1
-
1
3.2
Плетение кашпо простой формы. Виды узлов и узоров.
5
1
4
4.
Выпиливание лобзиком.
10
1
9
4.1
Организация рабочего места. Выпиливание по прямой линии, по кругу, повороты. Техника безопасности при работе с лобзиком.
4
1
1
4.2
Подготовка фанеры, декорирование, обработка наждачной бумагой, выжигание.
6
-
6
5
Итоговые занятия.
2
1
1
5.1
Итоговое занятие: Защита проектов.
1
1
-
5.2
Экскурсия на природу.
1
-
1
Итого:
34
7
27
Содержание образовательной программы I года обучения.
Раздел 1. Вводные занятия.
1.1 Праздник знакомства.
Знакомство обучающихся друг с другом и педагогом; ознакомление с целью и задачами программы организацией и содержанием занятий; познакомить с правилами культуры труда, инструктаж по технике безопасности, экскурсия по Дому детского творчества.
Практика: заполнить анкету «Расскажите сами о себе»; игры-знакомства «Снежный ком», «Знакомство в парах».
«Урок красоты». Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас».
На различных примерах показать красоту окружающего мира; пробудить эстетические чувства и интерес к художественно-прикладной деятельности; пробудить к воспитанию таких нравственных качеств, как доброта и любовь; показать красоту имени каждого обучающегося.
Практика: игры, тесты.
Познакомить с природным разнообразием родного края; привлечь внимание обучающихся к разнообразию цветов и оттенков, существующих в природе; познакомить со способами сбора природного материала, техникой безопасности при работе инструментом.
Практика: собрать природный материал.
Раздел 2. «Волшебный мир природы»
2.1. Изготовление объемной открытки.
Познакомить с понятием «композиция», и ее видами, изучить технологию изготовления объемной открытки с применением природного материала; учить пользоваться бумагой, клеем, природным материалом.
Практика: изготовить объемную открытку из бумаги и природного материала.
2.2 Изготовление сувениров в подарок.
Знакомство с историей возникновения сувенира, познакомить обучающихся с понятием «подарок», научить выбирать подарок к конкретной ситуации; закрепить полученные знания и навыки по пройденным темам.
Практика: изготовление сувенирного букетика, учитывая масштаб изделия.
2.3 Использование флористики в интерьере. Настенные панно.
Познакомить с рациональным использованием флористики в оформлении дома; показать преимущество использования изделий, изготовленных своими руками, для создания уюта и неповторимости своего дома; изучить технологию изготовления настенных панно; научить умело ориентироваться на образец, внося элементы творчества.
Практика: изготовление панно, используя природные материалы.
2.4 Подготовка к Новому году. Новогодние композиции и поделки.
Познакомить с национальными традициями празднования Нового года; воспитывать уважение к народным традициям; продолжить показ преимуществ оформления дома к празднованию Нового года декоративными изделиями, выполненными своими руками; продолжить учить комбинировать в работе различные декоративные элементы.
Практика: изготовление новогоднего панно, свечи, фигурку-символ года, подарочные коробочки, сувениры.
Практика: составление букета с использованием живых и искусственных растений, декоративных материалов: ленты, целлофана, фольги.
2.13 Итоговое занятие: новогодний праздник детей и родителей.
Практика: выставка работ; подведение итогов работы за полугодие; чаепитие, игры, викторины, развлечения.
2.14 Экскурсия на природу «Красота зимнего леса».
Воспитать любовь к природе родного края; развить способность воспринимать эстетическую ценность зимнего леса; воспитать чувство экономного использования природного материала; дать информацию о видовом разнообразии растений, их строении, особенностях сбора и обработки.
Практика: сбор сухостоя, соблюдая правила техники безопасности.
Раздел 3. Макраме и флористика.
3.1 История макраме. Основные узлы макраме.
Познакомить с историей макраме; показать образцы плетеных изделий, выполненных в технике «макраме»; познакомить с основными материалами и оборудованием; напомнить правила техники безопасности; научить плести основные узлы макраме.
Практика: подготовить нить к работе; выполнить крепление нити на основе: простое, расширенное; сплести «плоский узел», «квадратный узел», «витую цепочку», цепочку из «квадратных узлов», «ягодку».
3.2 Плетение кашпо простой формы. Виды узлов и узоров.
Закрепить знания и навыки, полученные при изучении пройденной темы; изучить технологию изготовления кашпо.
Практика: Выполнить узлы: простой, репсовый, фриволите, «хамелеон»; выполнить узоры: «паутинка», «шахматка», «решетка» и др.
Сплести кашпо.
Раздел 4. Выпиливание лобзиком.
4.1 Выпиливание по прямой линии, по кругу, повороты. Техника безопасности при работе с лобзиком.
Научить правильно держать лобзик при работе; научить пилить по прямой линии, по кругу и делать повороты.
4.2 Подготовка фанеры, декорирование.
Познакомить обучающихся с обработкой фанеры, с оборудованием, инструментами и материалами; правила техники безопасности.
Практика: обработать фанеру наждачной бумагой, нанести рисунок и выполнить выжигание электрическим выжигателем.
Раздел 5. Итоговые занятия.
5.1 Итоговое занятие: Защита проектов.
Защита индивидуального проекта.
Практика: выставка работ обучающихся, игры, конкурсы.
5.2 Экскурсия на природу.
Закрепить интерес продолжить занятия в творческом объединении «Радуга ремесел»; сориентировать обучающихся на заготовку природного материала; ознакомить со способами сбора, засушки и хранения; дать рекомендации по индивидуальной творческой работе в летний период. Экскурсия на природу.
Методическое обеспечение образовательной программы
I год обучения
Раздел 1. Вводные занятия.
«Ознакомительная беседа». (папка бесед)
Раздел 2. «Волшебный мир природы».
Беседа: «Флористика» ..(папка бесед)
Тема: Новогодние композиции и поделки..(папка бесед)
Беседа: Общие сведения о природных материалах..(папка №2 стр.3-5)
Беседа: Свойства и особенности природного материала.(папка №2 стр.1-2)
Техника безопасности при работе с ножницами.(папка №1 стр.2)
Беседа: Законы композиции(папка №2 стр.29-34)
Эскизы композиции(папка №2 стр.34-50)
Фотографии детских работ..(папка № 2 стр.64-65)
«Природные дары для поделок и игры» М.Нагибина(книга№7)
Детские выставочные работы.
Материалы:
Бумага, картон, прессованный картон, карандаши, краски, кисти для акварели и для клея, коробочки для листьев, клей ПВА, яичная скорлупа.
Инструменты: ножницы, лобзики.
Формы занятий:
Праздник, экскурсия, традиционное занятие.
Формы подведения итогов:
- диагностика знаний, умений и навыков в различных видах деятельности обучающихся в объединении «Радуга ремёсел»;
- тестирование..(папка№10)
- диагностика (задания на выявление уровня знаний, умений и навыков у обучающихся)(папка№10)
Раздел 3. «Макраме и флористика».
«Природный материал и фантазия»(папка бесед)
«Макраме». «Украшения из плетеных узлов»...................(папка бесед) «Макраме. На досуге»...(наглядное пособие) «Ажурная вязь макраме»......................(папка бесед)
Материалы: поролоновая подушка (для плетения изделий неправильной формы), металлические кольца для изготовления кашпо и абажуров, нитки, пеньковая или льняная веревки, бумажная бечевка, кордовая или шелковая леска, льняные, хлопчатобумажные, шелковые или синтетические нити, плоская тесьма, толстая бельевая веревка или сутаж. Ограничений нет. Цветные булавки с большими головками.
Инструменты: ножницы, струбцины, вязальный крючок, линейка, сантиметр, угольник, спица для развязывания неправильно затянутых узлов, бритва.
Формы занятий:
практическая работа, экскурсия на выставку, беседа, сообщение новых знаний.
Формы подведения итогов:
- тестирование;
- диагностика (задания на выявление уровня знаний, умений и навыков у обучающихся).(папка№10)
Раздел 4. «Выпиливание лобзиком»
Инструменты и приспособления..(папка №1 стр.10-11)
Правила техника безопасности(папка №1 стр.3)
Выпиливание..(папка №1 стр.12-14)
Подготовка фанеры(папка №1 стр.20)
Техника безопасности при работе с лобзиком.(папка №1 стр.3)
Виды росписей(папка №1 стр.183-198, стр.225-231)
(папка №3 стр.38-41,стр.71-76, стр.227-237)
Как пользоваться выкройками.(папка №1 стр.17-18)
Роспись по трафаретам(папка №1 стр.27-29)
Беседа: Дерево..(папка №2 стр.121-127)
Материалы:
фанера, прессованный картон, краски акварельные, гуашь, кисточки, наждачная бумага, лак по дереву.
Инструменты:
напильники, лобзики, циркуль.
Формы занятий:
практическая работа, ролевая игра.
Формы подведения итогов:
- тестирование;
- диагностика (задания на выявление уровня знаний, умений и навыков у обучающихся)(папка№10)
Раздел 5. Итоговые занятия.
«Природный материал и фантазия».(папка бесед)
Формы занятий:
защита творческого проекта, экскурсия.
Формы подведения итогов:
- защита творческого проекта.
Литература для педагога.
Воронова,О. Лучшая книга для домашнего декора[Текст] / О.Воронова.-М.: Эксмо, 2008.-64с.
Вешкина,О. Декупаж [Текст] / О. Вешкина.-М.: Эксмо,2008.-64с.
Витецкая,М.Э. Икебана аранжировка флористика [Текст] / М.Э.Витецкая.-М.:ООО «ИКТЦ» «ЛАДА»,2008.-221с.
Гомозова,Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел [Текст] / Ю.Б.Гомозова. Ярославль:-1998.-208с.
Кудряшова,Т.Украшения для интерьера в технике «ТЕРРА»[Текст] / Т.Кудряшова.-М.: Эксмо,-80с.
Маракаев, О.А. Первый букет [Текст] / О. Маракаев. – Ярославль. Академия развития, – 1999.- 224с.
Мителло,К. Чудо-аппликация [Текст] / К.Мителло.-М.: Изд-во Эксмо, 2006.-64с.
Нагибина,М.И. Природные дары для поделок и игры [Текст] / М.И. Нагибина.-Ярославль:- 1997.-192с.
Роуворд, Д. Букеты из сухих цветов [Текст] / Д. Роуворд, С. Бери,- М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - 128с.
Трепетунова, Л.И. Природный материал и фантазия [Текст] / Л.И. Трепетунова. - Волгоград. Учитель, 2009. -255с.
Шемурастов, Ф.А. Выпиливание лобзиком [Текст] / Ф.А. Шемурастов - М.: Легпромбытиздат, 1992. - 208с.
Литература для детей.
Белецкая, Л.Б. Флористика [Текст] / Л.Б.Белецкая, К.А.Боброва.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер,2007. - 77с.
Нагибина, М. Природные дары для поделок и игры [Текст] / М.Нагибина – Ярославль. Академия развития. – 1997.-192с.
Перевертень, Г.И. Волшебная флористика [Текст] / Г.И. Перевертень. - М.:АСТ; Донецк: Сталкер,2007.- 14с.
Стецюк, В. Картины из цветов [текст] / В.Стецюк. - М.: Культура и традиции,1999. -32с.
Соколов, Ю. Альбом по выпиливанию [Текст] / Ю.Соколов - М.: Нива России,1994.-30с.
Федотов, Г. Сухие травы. Основы художественного ремесла [Текст] / Г.Федотов – АСТ-ПРЕСС – 1997- 64с.
Филенко, Ф. Поделки из природных материалов [Текст] / Ф. Филенко – М.: Просвещение – 1999. – 192с.
Понятийный аппарат.
Акварельные краски
Аппликация
Анализ работ
Асимметрия
Грунтовка
Гармония цвета
Гуашь
Декорирование
Декоративные материалы
Живопись
Засушивать листья
«икебана»
Интерьер
Композиция
Лобзик
Линия
«макраме»
Масштаб изделия
Наждачная бумага
Надфиль
Напильник
Основные элементы композиции
Основа для работы
Пушистые материалы
Прессованный картон
«папье-маше»
Панно
Подарок
Пропорции
Расписывать
Рисунок по контуру
Способ заливки
Сувенир
Симметрия
Сухостой
Тонировка
Технология изготовления
Флористика
Фанера
Форма
Цветоведение
Цветовая гамма
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15