Схема конспекта урока по изобразительному искусству на тему Дымковская карусель (5 класс)


СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«РАБОТА ХОРОША , ЕСЛИ В НЕЙ ПОЛЬЗА И ДУША»

Ф.И.О. педагога Садыкова Зульфия РашитовнаОбразовательное учреждение, район МКОУ Брединская СОШ № 4 Брединский район
Тема занятия Дымковская карусель (Народные промыслы)
Возраст обучающихся 11-12 лет, 5 класс
Курс Изобразительное искусство
Программа Б.М. НеменскогоЦель урока: Образовательный аспект - научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой – тычком
Воспитательный аспект - способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного художественной культуры
Развивающий аспект - закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке
Планируемые результаты Предметные : Базовый уровень Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах
Повышенный уровень Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи
Метапредметные: Познавательные Представление о народном промысле – глиняная Дымковская (Вятская) игрушка (Кировская область)
Коммуникативные Умение эстетически подходить к любому виду деятельности
Регулятивные Умение моделировать (макетировать) объёмные формы
Личностные: Проявление познавательной активности, осознание значения знаний для человека
Используемые электронные образовательные ресурсы Электронные, музыкальные и литературные носители, компьютер - видеопроектор
http//ru.wikipedia.org/wiki
Тип урока Закрепление и совершенствование умений и навыков (комбинированный)
Форма урока Деловая игра
Вид урока Урок - сказка
Материально – техническое оснащение (дидактические средства и т.д.) Учителю: Оригинальные образцы дымковской (и иной народной) игрушки, выполненные руками мастера промысла, модели (макеты) дымковских игрушек – работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров, цветные иллюстрации с изображением дымковских ( и иных - в сравнении) игрушек, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской росписи.
Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, опорные таблицы с элементами узоров дымковской росписи, раздаточный материал – карты-вставки «дорисуй юбку» с дополнительными карточками, глиняные игрушки или бумажные модели игрушки на каждого ребенка, печатки-тычки различной формы и размера, краски темперные и гуашевые, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки ,салфетки
УМК Литературный ряд Сборник «Народные художественные промыслы России», стихи о дымковской игрушке, сказка о Дымке, Кроссворд «Народные промыслы»- дополнительно для детей, закончивших раньше других практическую работу.
Музыкальный ряд -Вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов; - песня «Дымковская карусель»; - песня «Чем знаменито Дымково» (слова В.Фафанова); -бестекстовые мелодии как сопровождение слов и действий учителя и как фон –во время самостоятельной работы учащихся.
Видеоряд Мультимедийная презентация, видеофильм «Дымковская игрушка»
Средства обучения Изобразительное искусство. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /.Под редакцией Б.М. Неменского.- М. Просвещение 2012.
Индивидуальная работа Во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.
Межпредметные связи На каждом этапе урока учитель конкретизирует цели и задачи определенного момента урока, озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и музыкой.
Дифференцированный подход В методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.
Оценочное ориентирование Перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо

ПЛАН УРОКА
I Подведение к цели урока.Прослушивание песни «Дымковская карусель».Драматургическая завязка. .Подведение к цели урока.
На экране слайд с дымковской игрушкой - барыней
II.Освоение нового материала.Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки (мультимедийная презентация).
Физминутка.
Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек).
III. Применение освоенного в практической деятельности.
Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по ранее подготовленным шаблонам (Дополнительное задание, повышенный уровень – «Кроссворд»)
IV. Оценка результатов .Выставка и оценивание работ, прослушивание песни «Чем знаменито Дымково?».
Учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют оценки. Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретном классе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ слайд ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (УУД)
познавательные коммуникативные регулятивные
Осуществля-емые действия Формируе-мые способы действия Осуществ-ляемые действия Формируе-мые способы действия Осуществ-ляемые действия Формируе-мые способы действия
1 2 3 4 5 6 7
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. ПОДВЕДЕНИЕ К ЦЕЛИ УРОКА.
ЗАДАЧА: ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМОМ УРОВНЕ
В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучат вариации на темы русских народных мелодий
Цели и задачи:
для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;
для учащихся – создание мысленного и зрительного художественного образа будущего изделия и декора на примере фольклорных и исторических мотивах и символах.
Учитель. – Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл? (демонстрируется крупно на экран изображение «Дымковской барыни»)
Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.
Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.
Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?
Я хочу вам сегодня рассказать интересную сказку, которую мне рассказала мастерица из Дымково. Рассаживайтесь поудобней и слушайте.
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Здесь издавна селились печники и гончары. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. Вот и прозвали то село Дымково, а игрушки дымковскими. Существует легенда о том кто научил жителей этому славному ремеслу…
Рядом с деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, индюков, барынь и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками. И узоры были разные: точки, кружочки, волнистые линии, завитки. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство. Постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. А волшебница была очень добрая, подарила им на память свои расписные игрушки и научила их своему мастерству
Вот с тех пор лепят весёлых, ярких, красочных игрушек и свистулек. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали на горе Раздерихе весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса, и ну свистеть (ведь первоначально дымковская игрушка была свистулькой), зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.
Учитель: Ребята понравилась вам легенда?
Давайте внимательно рассмотрим игрушки на слайдах и на нашей ярмарке (Смотрят презентацию. Рассматривают, трогают руками игрушки,). С.3
С 5-
С 8
С 9
С 10
С 11 –
С 13
С16
Организован-ное самоуп-равление и развитие кол лективного творческого общения по конкретной теме Осознанное и произволь -ное постро-ение выска-зывания , создание мысленного и зритель-ного образа будущего декора на примерах фольклорных и историчес-ких мотивов и символов Взаимодейст-вуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме Планирова-ние учебного сотрудни-честваОсуществ-ляют моти вационную установку на предсто ящую рабо ту Волевая саморегу-ляцияЭтап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.
Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация).
Цели и задачи:
для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;
История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек .
В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.
Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
Обратите внимание на точки:
Между кольцами;
на кольцах;
по краю колец.
Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
А как вы думаете, сейчас где-нибудь используются дымковские узоры?
Современные модницы используют в своих нарядах мотивы дымкова, сценическая одежда очень часто также пользуется ими
Дети занимают свои места
С 17
С 22-
23, 25,26
С - 24 Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями Дымковского народного промысла. Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объемной модели (макету).
Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (4-6 человек), фронтально (через главных художни-ков, в сравнении и обсужде-нии).

Демонстрируют геометрические элементы из опорных карточек;
Демонстрируют цветные карточки из наборов;
Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец. «Главные художники» помогают-коррекционно, исправляют , дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора. Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.
Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
Цели и задачи:
для учителя – научить учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла;
для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.
Учитель. – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки, чтобы и вы поучились расписывать игрушки. Но для этого нужно потрудиться, поучиться. (демонстрация приёмов росписи)
Тренировочные упражнения
Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости и макете Умение использо-вать в дымковской росписи традицион-ные мотивы и символичес-кие элементы. Озвучивают и демонст-рируют пос-ледователь-ность вы-полнения упражнений:
а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия;
б) с опорой на схемы – демонстрация выполненных премов и упражнений Построение монологи-ческих высказы-ваний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет. Самоконт=роль и взаимокон-троль выполне-ния зада-ния и упраж-нения в парах и подгрупп-пах, - регулятив-ная деятель-ность экспертов-«главных ху-дожников». Планиро-вать свои действия в соответст-вии с поставленной задачей, обнаружи-вать и исправлять отклонения от эталона, вносить корректи-вы и исправлять ошибки.
Этап «Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также
профилактической гимнастики для глаз.
Совместное выполнение упражнения с музыкальным и видеосопровождением, визуально-табличные упражнения.
Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек (бумажных макетов) в материале.
Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите – в презентации подробно показано как расписывать игрушку, вы должны следовать этапам –сначала разрабатываете большие плоскости, и в самую последнюю очередь мелкие детали. Но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме. Игрушку выбирайте самостоятельно. Кто затрудняется могу предложить шаблоны, но и оценка меньше на балл
Учитель. –
Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
Какие?
Какие элементы росписи будете использовать?
Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе (роспись эскизов глиняных фигурок по мотивам дымковских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).
С 27-
31 Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи глиняных игрушек и бумажных макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора. Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора. В парах и группах (4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту – «главному художнику» Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов. Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта. Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона – оригинального образца Дымковской игрушки.
Этап «применение освоенного в практической деятельности» задача: практическое выполнение задания,
самостоятельная творческая работа учащихся.
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения:
Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет работу экспертов, демонстрирует удачные работы, проговаривает способы устранения недочётов в работе
Быстро выполнившие работы учащиеся решают ребус С -32-33 Анализируют оригинальн ые произве-дения Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности.
Используют в практичес-кой росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровиз-ации на те-му традици-онного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком.
Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их.
Рефлексия своих действий, сравнительн ый визуальный анализ продуктивно го творчества с комментиро ванием своих действий в подгруппах.
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка – до полного «разживочного» кистевого письма по объемной форме.
Вносят необходим ые коррективы по ходу практичес кой деятельнос ти, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровиза ции – композиции с сохранени ем общей учебной цели и задачи и сохранени ем символики цвета и элементов росписи.
Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении» Задача: поисковая работа
в визуальном сравнении различных народных глиняных игрушек
Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная,– Эксперты обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его. По желанию: приготовить сообщение или совместно с родителями небольшую презентацию С - 34
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
Выставка работ
Цели и задачи:
Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс - просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.
Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах.
Молодцы ребята, славно потрудились Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!
А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами вправе гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди. А сегодня вы творчески поработали на уроке, я думаю вы заслуживаете наилучшей оценки.
СПАСИБО ЗА УРОК! Комментиро вание и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку Осознанно и произвольно обосновыва- ют качество
продуктивной деятельности в парах и своих группах. Взаимодейст вуют с экспертом, друг с
другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуаль ные и групповые оценки. Уметь строить в коммуникации оценочные
суждения на основе предложен - ного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном. Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и
подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки. Умеют находить отклонения от эталона
и планируют в дальнейших практичес- ких работах корректи - ровку и недопуще- ния повторения подобных ошибок.