Схема конспекта урока по познанию мира с самоанализом на тему: Вода (2 класс)
Примерный план-конспект урока
Предмет
Познание мира
День
Урок 3
Тема занятия:
Вода. Свойства воды.
Ссылки, ресурсы
Учебник, презентация, диаграмма Венна, кластер.
Общая цель
Цель: учащиеся обобщают знания о свойствах воды, значении воды в жизни человека; рассматривают причины загрязнения водоёмов; знакомятся мерами охраны водоёмов от загрязнения.
Результаты обучения для учителей
Учащиеся знают значение воды, определяют свойства и состояния воды, кратко характеризуют результаты опытов, работают с учебником, понимают практическое значение изучаемой темы, объективно оценивают себя.
Ключевые идеи, значимые для занятия
"В мире нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная, чистая вода".
Задания
Время
5мин
Задания 1.
Актуализация знаний
Обобщают знания по пройденной теме
10мин
Задание 2.
Выступление и презентация
Сравнивают ответы, развивают логическое мышление.
3 мин
Задание 3.
Составление диаграммы Венна
Дети под руководством учителя
составляют диаграмму Венна,
находят общее для всех состоянии воды.
10мин
Задание 4.
Составление кластера "Вода"
Находят взаимосвязи между ветвями, составляют ассоциации по теме.
10мин
Составление синквейна
Кратко резюмируют информацию, составляют
стихотворение из пяти слов.
7мин
Рефлексия
Оценивают себя
Последующие задания и чтения
Рефлексия.
Подготовиться к пересказу и нарисовать рисунок на тему: "Свойства воды и ее состояния"
Анализ и оценивание практич. занятия
Нужно было организовать практическую работу в паре и индивидуальную при составлении синквейна,
Изменения к занятиям
Разработать индивидуальную форму написания синквейна, лучше продумать форму оценивания.
Рефлексивный отчет по одному уроку
Комментарии
Дата: 16 октября
Класс: 2 б
Школа: СОШ имени Г. Молдашева
Ф И О: Наутайова Асель Дюсембиевна
Раздел: "Тела неживой и их свойства"
Тема урока: "Вода. Свойства воды".
Цель урока: учащиеся обобщают знания о свойствах воды,
значении воды в жизни человека; рассматривают причины
загрязнения водоёмов; знакомятся мерами охраны водоёмов от загрязнения.
Ожидаемый результат: учащиеся знают значение воды, определяют свойства и состояния воды, кратко характеризуют результаты опытов, работают с учебником, понимают практическое значение изучаемой темы, объективно оценивают себя.
Данный урок по теме: "Вода. Свойства воды" был проведен во 2 б классе во второй неделе практики и является первым по теме: "Вода". Урок был построен по таксономии Блума и запланирован в индивидуальной форме с учетом программных требований, содержания материала, необходимого уровня знаний и умений учащихся, с прогнозированием конечного ожидаемого результата обучения. Формы и методы урока были разнообразны, целесообразны и доведены до учащихся. Структура и организация урока соответствовали его цели и типу, прослеживалась последовательность и взаимосвязь этапов урока, рационально использована оборудование кабинета. Весь материал урока изложен логично, доступно, соответствовал уровню понимания учащимися. Тема урока была связана с жизнью, что новые понятия для учащихся не были трудными, лишь за исключением выражения "вода текуча" (некоторые дети не поняли смысл слова и для них были приведены синонимы и перевод слова). Ученики, в ходе урока вели наблюдение, диалогическое обучение, так как диалогическое обучение дает возможность обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребенка, сохраняя при этом его индивидуальность; овладение им элементарной культурой деятельности и тем самым заложить основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию. Диалогическое обучение – одно из средств повышения творческих возможностей личности.[1] Диалог в обучении, или учебный диалог - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляется в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними.[1]Диалог занимает на уроке центральное место, способствует результативности обучения. Так, Мерсер и Литлтон(2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию.
Затем комментировали полученный результат, делились личными ощущениями при наблюдении. Уровень творчества учащихся был определен новизной полученных результатов. А я же, в свою очередь, вела наблюдение за учениками, опираясь на теорию Монтессори: «С моими методами, учитель учит мало и наблюдает много». Это очень сильно связано с социальной областью, в которой дети постепенно учатся быть способными завязывать и поддерживать дружеские отношения, для сотрудничества с другими, и решения социальных проблем независимо от взрослых. Новейшие исследования предполагают, что эти социальные способности решающе зависят от развития «теории разума» детей, т.е. их понимания того, что у других такой же ум, как и у них.
Сам урок был начат с психологического настроя, с тренинга "Светофор настроения"(это плакат с двумя светофорами на начало и конец урока). На этом этапе урока меня озадачило настроение двух девочек, которые прикрепили стикеры на грустный смайлик. Когда я попросила девочек прокомментировать причину плохого настроения , одна призналась, что оставила книгу дома, а другая пожаловалась на здоровье. Выяснив причины, в начале урока поставила цель: не оставлять этих детей без внимания, заинтересовать и привлечь их к работе по ходу урока.
После, определили правила класса на данный урок: "Какими мы будем:", "Какими мы не будем:"
Успешно был осуществлен психологический настрой. Для актуализации и обобщения у учащихся знаний по данной теме провела проверку домашнего задания. Опрос был фронтальным для проверки степени усвоения пройденной темы всеми учащихся, и частично индивидуальным для более глубокого уточнения знаний отдельных учеников. развития речи и сравнения ответов с другими учениками, с поощрением отдельных достижений. При проверке домашнего задания, ученики показали неплохие знания о воздухе, назвали его свойства, рассказали о значении чистого воздуха в природе и в жизни человека, не забыли и про воспитательную часть. Обобщив знания учащихся, плавно перешли от одного этапа урока к другому. Для формирования вызова, повышения интереса и выяснения того, что знают дети по новой теме, урок начала с приема критического мышления "Мозговой штурм", так как методы и приемы критического мышления позволяет увидеть проблему в абсолютно новом ракурсе и развивает диалог, совместную беседу, что позволяет ученикам выражать свое понимание темы, осознать, что у людей могут быть другие идеи, дает понять, на каком уровне обучения находятся ученики.
Беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот , - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. (Александер 2004) .
Дети с энтузиазмом были вовлечены в диалог, так как в диалоге ученики являются равноправными партнерами , прилагающие все усилия для получения согласованного результата, а беседа является неотъемлемой частью обучения учеников (Мерсер 2000). Индивидуально поощрив активных детей, для более конкретного представления учащимися данной темы, были показаны слайды. Далее для полного осмысления темы велась работа по учебнику, где нужно было найти и прочитать самые важные моменты и по нему, под руководством учителя, составить диаграмму Венна.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415(три состояния воды: жидкое, твердое и газообразное)
Возможно, самой известной из идей Выготского является то, что он назвал зоной ближайшего развития. Это воплощает идею, что на любом временном отрезке, и относительно любой части обучения, у ребенка есть два уровня достижения: уровень фактического достижения, то есть то, что ребенок может в данный момент самостоятельно сделать, и уровень потенциального достижения, то есть то, что ребенок может сделать при поддержке взрослого или более опытного ровесника. Область обучения между двумя этими уровнями называется зоной ближайшего развития, или ЗБР. Выготский считал, что самое сильное и эффективное обучение происходит тогда, когда ребенок обучается в своей ЗБР. ( З Б Р Выготский)
Проделав практические задания, и узнав все три состояния воды, дети сами могли приводить примеры.
На этап анализа, по таксономии Блума, составляли кластер "Вода".
В этом заданий некоторые дети были менее активными из-за речевого барьера, затруднялись отвечать и тем самым не могли участвовать в ходе работы.
К концу урока детям было предложено задание на синтез - написать синквейн по данной теме. Синквейн - способ творческой рефлексии - “стихотворение”, написанное по определенным правилам:
1 строка - одно существительное,
2-ая - два прилагательных,
3-я - три глагола,
4-ая - крылатая фраза,
5-ая - одно существительное, которое выражает суть.
Цель данного метода - научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. В ходе этого задания первая девочка активно включилась в работу, а вторая девочка сама того не замечая, кажется, забыла про недомогание. И пусть, что она не выдвигала ключевые идеи, но она с таким интересом принимала в задании участие я рада была тому, что обе ученицы смогли войти в состояние потока. Состояние потока можно считать оптимальным состоянием внутренней мотивации, при которой человек полностью включён в то, что он делает. Вероятно, каждый испытывал это ощущение, характеризующееся свободой, радостью, чувством полного удовлетворения и мастерства, когда некоторые потребности, в том числе и базовые, обычно игнорируются. Человек забывает о времени, голоде, своей социальной роли и т. д. В интервью журналу «Wired» Чиксентмихайи описывает поток следующим образом: "Быть полностью вовлечённым в деятельность ради неё самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Всё твоё существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе" ( по Чиксентмихайи), даже в силу того, что ученики сталкиваются с подобным заданием первый раз, пришлось мне объяснить правила написания стихотворения. При планировании урока я была обеспокоена тем, как мои второклассники примут и выполнят задание подобного рода, но в конце урока от беспокойства и сомнения не осталось и следа. Каждый хотел вставить свое слово, что старались перекричать друг друга, чтобы быть мною услышанными, но приходили к общему мнению. Это очень сильно связано с социальной областью, в которой дети постепенно учатся быть способными завязывать и поддерживать дружеские отношения, для сотрудничества с другими, и решения социальных проблем независимо от взрослых. Новейшие исследования предполагают, что эти социальные способности решающе зависят от развития «теории разума» детей, т.е. их понимания того, что у других такой же ум, как и у них. (Теория разума. Бронсон)
Вот, что из этого получилось:
Вода
Прозрачная, чистая, твердая
Кипит, замерзает, испаряется
Вода - источник жизни
Жизнь.
После урока один ученик поделился своим впечатлением об уроке, по его словам, урок был необычным, не таким как всегда, и попросил, чтобы составление синквейна было на каждом уроке, соответственно, я пометила
это для себя.
Для обучения учеников творчеству была организована работа для осознания учениками собственной деятельности. Если ученик не понимает, не может оценить себя, что он делал и чему научился, не может правильно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.
На уроке учитывался валеологический компонент - физминутка ( отдых учащихся после этапа работы, требующей большой умственной нагрузки после кластера "Вода". Домашнее задание очень интересное по содержанию, т.е. помимо устной подготовки к уроку надо изобразить на постере знания, которые усвоили на уроке.
Опираясь на теорию Монтессори : "Считали, что все дети хотят быть самостоятельными", на этот урок я применила самооценивание. И после вопросов рефлексии урока, ученики формативно оценили себя на втором светофоре настроения. Следует отметить, что формативная оценка проводится с целью контроля над продвижениями и отставаниями учащихся, направленными на реализацию принятых стандартов, устранение возникающих в это время проблем.
Основное различие между новой и традиционной оценкой является то, что ежедневные цифровые отметки не выставляются, и постоянно отслеживается деятельность обучения учащегося. Благодаря формативной оценке учащийся старается получить отметку не в течение ежедневной деятельности обучения, а чтобы показать хороший результат . ( теория)
Если ученик оценивает себя на "5", то прикрепляет стикер на улыбающийся смайлик, а далее аналогичная работа. Данная рефлексия предполагает организацию мыслительной деятельности после выполнения цикла предметной деятельности происходит: а) остановка предметной деятельности; б) активизация рефлексивной деятельности, то есть возврат внимания детей к основным элементам осуществлённой предметной деятельности: её направлениям, видам, этапам, проблемам, противоречиям, результатам, использованным способам деятельности. (теория)
Проанализировав свой урок, определив упущенные моменты, при планировании следующего урока мне необходимо работать над точным соблюдением отведенного времени на том или ином этапе урока.
13 EMBED Word.Document.12 \s 1415 6. Монтессори (теория из руководства)
7. Чиксентмихайи (теория из руководства)
Вода
в пищу
варианты учащихся
идеи учащихся
орошение полей
зоны отдыха
промышлен
ность
водный транспорт
использова
ние
келовеком
в быту