Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе В гостях у Феи
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по основам грамоты и письма
Образовательная область/: «Коммуникация»
Тема/: «В гостях у Феи»
Цель:
Формировать навыки звукобуквенного анализа, умение определять место звука в словах. Делить слова на слоги. Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные, твердые согласные, мягкие согласные
Закреплять умение составлять слова из букв и слогов. Продолжить работу над предложением. Упражнять в подборе антонимов.
Развивать внимание, память, логическое мышление. Развивать память, внимание, мышление.
Упражнять детей в правильном произношении звуков, развивать связную речь, активизировать словарный запас.
Воспитывать доброжелательное отношение.
Используемый материал/: Кукла Фея, карточки с заданиями: ребусы, карточки с изображением букв Ю У О А М П Р Л, елочки с буквами, следы животных, кроссворд Снежные слова, иллюстрация Зимы, снежинки с буквами, схемы предложений, угощения для детей, игрушка снеговика.
Методы-приемы/: круг радости, сюрпризный момент, разгадывание ребусов, звуковой анализ слова, игра, подведение итогов.
Словарная работа: слово, звук, буква, схема, ребус.
Ход занятия:
Организационный момент. Ребята, сегодня к нам в гости пришла добрая Фея, а живёт она в стране звуков и букв. Раньше в этой стране было всё хорошо, все буквы жили дружно, знали своё место, но вдруг они взбунтовались, перепутали весь алфавит, и Фея просит вас помочь ей навести порядок в стране «Букв и звуков».
Дорогая фея, проходи, присядь, отдохни, а мы с ребятами попробуем разобраться в твоей проблеме.
Воспитатель приглашает детей встать в круг.
Круг радости:
Утром солнышко встаёт, всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я. Здравствуй, солнце, вот и я!
Первое задание. Фея не может разобраться, что написано на этих карточках. (Разгадывание ребусов).
Второе задание. Ответы на вопросы.
-Из чего состоит наша речь?
-Какие бывают слова?
-Чем отличаются гласные и согласные звуки?
-Какие бывают согласные звуки?
-Назовите парные согласные.
-Чем отличаются буквы от звуков?
-Назовите мягкие и твёрдые согласные звуки. Дети отвечают на вопросы.
Третье задание.
На карточках написаны буквы К,З,А,Н,И,П,У,Я.
Предлагает разделить их на гласные и согласные звуки, гласные звуки обведите в красный кружок, а согласные в серый кружок, придумайте, слова на заданные звуки.
Четвёртое задание.
- Какое сейчас время года?
Мы сейчас тепло оденемся и отправимся в лес. Ой, ребята, посмотрите, сколько нарядных елочек в лесу. На нарисованных ёлочках висят красивые игрушки, на которых написаны буквы, а под елочками следы животных. Чьи, это следы???Давайте, попробуем отгадать!!!На елочках висят подсказки, если мы с вами правильно составим слова из букв, то сразу узнаем, чей след под данной елочкой.
В лесу чистый, свежий воздух, давайте подышим им. (Дыхательная гимнастика)
Пятое задание.
Теперь мы знаем, чьи же это следы на снегу. А давайте составим предложения с названиями этих животных. А чтобы правильно составить предложение, давайте вспомним, из чего состоит предложение? Какие бывают предложения? Воспитатель показывает схемы предложений и по ним дети составляют предложения, с использованием названий животных.
Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и поиграем.
Игра «Наоборот».
Скажу я слово «Высоко», а ты ответишь «Низко».
Скажу я слово потолок, а ты ответишь –пол.
Скажу я слово потерял, и скажешь ты -нашёл.
Скажу я слово трус, ответишь ты –храбрец.
Теперь начало я скажу, ответишь ты –конец.
Ребята, пока мы с вами отдыхали, подул сильный ветер, посмотрите сколько снежинок он надул.
Игра «Ветер и снежинки».
Посмотрите, какие красивые снежинки лежат. Как можно ласково назвать снежинку? Какая снежинка, что можно о ней сказать?Ребята, да эти снежинки не простые, а волшебные, давайте соберём их и у нас получится слово и мы прочитаем его с вами. (СНЕГОВИК) .Показывает игрушку снеговика, просит помочь снеговику разгадать кроссоврд.
Седьмое задание. Заполни кроссворд «Снежные слова»
Молодцы, ребята!!!
Восьмое задание. Предлагает отгадать загадку:
Он всё время занят делом,Он не может зря идти.Он идёт и красит белымВсё, что видит на пути.
Дети отгадывают загадку. Воспитатель предлагает провести звуковой анализ слова СНЕГ. Один ребенок проводит ЗАС у доски, а остальные на местах.
Молодцы, ребята, вы помогли Фее навести порядок, замечательно выполнили все задания, а сейчас давайте вместе со мной вспомним алфавит.
Читают стихотворение про Алфавит:
Очень хочет бурый мишкаПрочитать все в мире книжки.У него серьезный вид –Изучает алфавит.Встанут буквы по порядкуЕсли загадать загадку:А, Б, В, Г, Д, Е, ЁЕсть три уха у нее.Ж, З, И, Й, К, Л, МНог и брюха нет совсем.Н, О, П, Р, С, Т, УХвост ее длинной с версту.Ф, Х, Ц, Ч, Ш плюс ЩУ нее дыра в плащеЪ, Ы, ЬНе поймать ее никак.И вдобавок Э, Ю, Я –Сам ее придумал я,И скажу вам по секретуНа загадку нет ответа!
Ожидаемый результат:
Знают, чем отличаются звуки от букв, какие бывают согласные звуки, чем они отличаются между собой, какие бывают схемы предложений.
Имеют навык самоконтроля, разгадывания ребусов, кроссвордов.
Умеют самостоятельно проводить звуковой анализ слов; называют слова на заданный звук; дифференцируют мягкие и твердые согласные звуки; составляют предложения по схеме