Выступление развитие творческих способностей на уроке музыки.
Выступление на секционном занятии учителя музыки МОБУСОШ№1им.М.Абдуллина с.Киргиз-Мияки Миякинского района РБ
Галиевой Г.Г на тему Развитие творческих способностей ребенка в процессе занятий музыкальной деятельностью(мастер-класс).
С древности и до наших дней, каждый решает проблему построения урока по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности 21 века, недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. Что же можно сделать в этой ситуации? Процесс образования – это как приготовление хлеба. Существует множество рецептов, каждый учитель выбирает свой, тот самый вкусный на его счёт и пытается именно его разрекламировать и дать попробовать другим, но при этом, неизменно что-то добавляет самобытное, пикантное.
-Ну а я хочу задать вам вопрос: чему учит на уроках учитель музыки?
Урок музыки: восприятие музыки, исполнительская деятельность, музыкальная грамотность
Все основные разделы урока музыки : слушание, пение, музыкальная грамотность, творческая деятельность. И я сегодня хочу остановиться подробнее на развитии творческих способностей детей.
В школьных занятиях музыкой умение или не умение слышать музыку, музыкальность детей, особенно ярко дает о себе знать в пении. Д.Б.Кабалевский подчеркивал необходимость творческого развития детей, прежде всего на собственном исполнительском опыте. «Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должен стремиться каждый учитель музыки». Путь к хору в классе ведет через кропотливую индивидуальную и групповую работу – сольное и ансамблевое пение. Оно необходимо, особенно на начальном этапе, чтобы выявить, на каком уровне находится каждый ребенок, а также спланировать вокально-хоровую работу класса.
Я хочу провести маленький эксперимент. Мне понадобится сейчас помощь одного из вас, прошу Вас выйти ко мне. Я попрошу вас исполнить любую, знакомую вам песню, к примеру 1 куплет песни «Во поле берёза стояла» (поёт)
Попрошу рассказать о своих ощущениях. Вы сейчас волновались? По-моему Вы эмоционально немного скованны , это так?
От чего появилась зажатость, волнение у вас? (Неожиданное выступление на публике). Спасибо, можете вернуться на своё место.
Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние страха, застенчивости, стеснительности которое провоцирует зажатость. Наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая.
Перед нами был взрослый человек. А каково ребенку? Да, есть активные, смелые, но сколько талантливых, одаренных , но робких детей? Школьники при выступлении перед одноклассниками и учителем часто теряются. Для них это сравнимо с концертным исполнением. Поэтесса Л. Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении «Первое выступление».
Стою на сцене.
Зал затих.
И я молчу,
Не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
Проанализировав проблемы, которые ведет за собой психологическая зажатость, можно сделать вывод, что если от нее не избавляться, то ребенок вряд ли научится петь. Чрезмерное волнение, зажатость не позволяют также мне правильно диагностировать состояние голоса ребенка, уровень его певческих способностей. Моей задачей является то, чтобы этот процесс адаптации прошел максимально быстро и безболезненно для ребенка. Чувство неуверенности в себе, волнение и страх перед выступлением могут преследовать ребенка достаточно долго и доставлять ему много неприятностей в течение всей жизни. Эта проблема, наверно, знакома многим учителям разных предметов. И каждый ищет свои пути ее решения.
И поэтому дайте мы представим что мы сегодня герои скзки Теремок(Обыигрывает песню сказку теремок из материала программы 1 класса) Вот видите как начал раскрываться ваш ученик потому что он представил себя в роли какого то героя а не сам себя представлял.)
2.Кроме исполнения песен на уроках мы обязательно слушаем музыку, музыку разных эпох, стилей. Особенно детям запоминаются занятия, на которых они сами рисуют красками во время слушания музыкальных произведений. Нужно изобразить на бумаге движение звучащей музыки, её настроение, характер. Таким образом, у детей ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче образного восприятия, им свойственна творческая активность.
Я не прошу детей нарисовать что-то конкретное, главное подумать, для изображения мелодии линия должна быть тонкая или толстая, ровная, изогнутая или волнообразная а, может, нужна не линия, а только цветовой фон? Цвета подходят теплых тонов или холодных? Посмотрите на экран, это некоторые рисунки учащихся начальных классов.
3.Так же на уроках есть система творческих заданий, вопросов, которые помогают раскрыть образную сущность искусства. К примеру:
-Можно ли по музыке определить время, судьбу композитора, его характер.
- «Если бы я был режиссером, какой бы я снял фильм, клип по этой музыке?» .
- Оживите картину средствами музыки... т.е. представьте и расскажите какая музыка звучит в данной картине?
Задача: убедиться в том, что каждый ученик личность и умеет воспринимать материал, не стесняется высказывать своё мнение, свои мысли и чувства.
Основной результат: развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий-
Чему учить? Ради чего учить? Как учить?
Цель - обучить самостоятельному решению проблемСредство - открытие знаний вместе с детьми.
-Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ученика от собственного опыта к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй ученика. )
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.
«Через музыку проникнуть в душу!
Через музыку понять себя!
Сердцем красоту ты должен слушать –
Истину откроешь для себя!емно-диалогическая технология (с1999г.) Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)Цель - обучить самостоятельному решению проблемСредство - открытие знаний вместе с детьми
Цель - обучить самостоятельному решению проблемСредство - открытие знаний вместе с детьми
15