Конспект урока по русскому языку на тему Правописание Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных
Шилова С.Г.
учитель русского языка и литературы
Тема урока: Правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных
(7 класс)
Цели урока:
Обучающие: повторить правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных;
Развивающие: развивать речь за счет обогащения словарного запаса, смыслового построения текста, через воображение, фантазию, логическое мышление;
Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию, выражать свои чувства, учить видеть прекрасное
Тип урока: урок-повторение
Ход урока
Организационный момент
Добрый день, уважаемые ребята! Прежде чем начать урок, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Пусть вам сегодня помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Итак, в путь!
Лингвистическая разминка
Укажите названия головных уборов, русских по происхождению:
Панама, шапокляк, цилиндр, бейсболка, сомбреро, берет, треуголка, шапка, ушанка
Дети часто придумывают несуществующие слова. Какие из следующих слов есть и во «взрослом» русском языке?
А) накотлетитьсяв) насупиться
Б)наконфетитьсяг) наборщитьсяД) ни одного слова нет
III.Работа по теме урока
1. Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в кафе, попробуем фирменные блюда от известного шеф-повара и при этом закрепим свои знания по теме: «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных».
Чтобы не попасть впросак, вспомним правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных.
Прилагательное
-Н--НН-
1.Суффиксы –ан, ян, ин-1.суффиксы –онн,еннИсключение: стеклянныйисключение: ветреный
Оловянный2. Сущ. Н + суфф.н= нн Деревянный исключение: свиной
Причастие
-Н--НН-
1.Если нет зависимых слов.1.Есть зависимые слова
2. Если – нет приставки2.Если есть приставка, кроме приставки не
3.Если слово образовано от глагола3.Если слово образовано от глаголов сов.в.
несоверш.в.4.Если слово оканчивается на- ованный, -
иск.: данный, желанный, священный,-ёванный.
невиданный
4.В кратких страдательных причастиях
2. Работа с классом.
Молодцы, ребята! Но перед тем, как идти в кафе, давайте вспомним правила поведения за столом.
Работа с карточками (взаимопроверка)
Задание: вставить пропущенные буквы
А) Питание в установле..ое время гораздо полезней.
Б) Кушайте спокойно, не торопясь.
В) Салаты, закуски, первые блюда едят специально предназначе..ыми приборами.
Г) Хлеб, намаза..ый маслом, паштетом, кладут на тарелку к себе.
Д) Варе..ое мясо или жаре..ую рыбу едят при помощи специального ножа.
3.Ну, вот мы вспомнили правила хорошего тона. Теперь можно отправляться .
Работа с раздаточным материалом.
Задание: вставить пропущенные буквы.
Теперь займёмся мы столом.
Он полирова..ый притом.
Крахмале..ая скатерть есть.
А вяза..ых салфеток- шесть.
Вилки золоче..ые,
Ложки серебре..ые.
И вот уче..ый попугай
Гостей зовёт на каравай.
Вот бьют стари..ые часы,
У дам припудре..ы носы.
Вот стега..ых жилетов ряд
И туфель чище..ых парад.
Уж можно ужин подавать,
Чтоб зва..ых гостей удивлять.
4.Работа с текстами.
Ребята, нам официант принес меню. Посмотрите, сколько вкусных блюд нам предложено.
МЕНЮ 1 МЕНЮ 2
Салат витами..ыйСалат-коктейль ды..ыйМясо туше..оеБаранина, туше..ая с овощами
Грибы, туше..ые с картофелем
Крабы, жаре..ые фри 1.Салат из зелё..ого лука с творогом
2.Салат-коктейль мали..овый3.Мясо жаре..ое4.Курица. запече..ая в кульке
5.Перец, фарширова..ый яйцом
6.Свинина, запече..ая в тесте
5. Мы с вами продегустировали блюда. Понравились они вам?
А теперь попробуйте сами составить рецепты вкусных блюд.
Суп с грибами Суп «Петушок»
В процеже..ый кипящий бульон положите нареза..ый дольками картофель, доведите до кипения., добавьте обжаре..ые на сливочном масле грибы, пассерова..ый репчатый лук, морковь, корень петрушки. Дайте супу закипеть, затем посолите, поперчите, посыпьте нареза..ой зеленью укропа. Бульон должен быть сваре..ый из ¼ курицы. В готовый подсоле..ый бульон положить 2-3ст.ложки замоче..ого и перебра..ого риса, 2-3 клубня очище..ого и нареза..ого кубиками картофеля. Готовый суп заправить нареза..ыми и пассерова..ымит овощами. В конце варки добавить нареза..ую зелень. Можно добавить нареза..ые помидоры
ФИЗМИНУТКА.
У реки росла рябина.
А река текла, рябила.
Посредине глубина,
Там гуляла рыбина.
Эта рыба- рыбий царь,
Называется- пескарь
5. Дидактическая шкатулка ( работа с картинками)
Стекля..ая, прозрач..ая, наполне..ая кофе
Мелко реза..ый, суше..ый, туше..ый в сметане, смеша..ый с зелё..ым луком
Туше..ое, жаре..ое, запече..ое со сметаной и мелко нареза..ым луком, заливное
Румя..ые, соч..ые, нареза..ые кубиками, смеша..ые с творогом, очище..ые, сорва..ые с дерева
Фарширова..ая с луком, жаре..ая, отваре..ая, мороже..ая, охлажде..ая, солее..ая с укропом
6.Работа с учебником.
Упражнение146, 149
IV. Занимательная лингвистика
Жители Москвы- москвичи и москвички. А как называют жителей Челябинска, Петербурга, Тулы, Воронежа, Камчатки, Курска, Архангельска?V. Вот подошёл наш урок к концу. Мы с вами повторили правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных.
VI. Рефлексия
Интерес- Что интересного было на уроке?
Творчество- Какие творческие работы мы выполнили?
Обучение- Что мы повторили?
Главное- Что мне принес урок?
VII. Домашнее задание: п.24 упр.150