Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе (Горяева)


ГБОУ РК «Евпаторийская санаторная школа-интернат»



Рассмотрено
на заседании МО учителей
_________________________
«_____»_______ 2015 г.
Руководитель МО
______________ /____________/
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР

С. В. Жиляева
«___»__________2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
школы-интерната

А.Ю. Абдувелиева
«___»___________ 2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
в 5 классе


Базовый уровень образования

5 класс


Учитель: Антоненкова Татьяна Алексеевна

Программа разработана на основе программы
«Изобразительное искусство и художественный труд»
авторского коллектива под руководством народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского
(М.: Просвещение, 2011г.)















г. Евпатория

2015 год


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана для учащихся 5 класса ГБОУ РК «Евпаторийская санаторная школа-интернат» в объёме 34 часа в год, при одночасовой недельной нагрузке. Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Авторской программы Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство 5 классы», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (Издательство «Просвещение», 2010 год издания).
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ», реализующих программы общего образования;
Письмом МОНМ РК от 19.05.2014г. №01-14/68 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014/2015 учебный год (приложения №1 – начальное общее образование, №4 – основное общее образование, №18 – непрофильное обучение)
Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Примерным положением о Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым о санаторной школе-интернате (утверждено приказом Министерства образования, науки и молодежи РК от 28 августа 2014г. № 129);
Уставом ГБОУ РК «Евпаторийская санаторная школа-интернат»;
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10.
Основная образовательная программа основного общего образования от 24 августа 2015г., протокол № 5
Основные принципы программы:
1.Системообразующая основа программы предполагает триединство художественной деятельности:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность;
2.Принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает привлечение жизненного опыта детей, наблюдение и переживание окружающей реальности и формирует у ребенка способность самостоятельного видения мира.
3.Принцип целостности освоения материала каждой темы обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
4.Принцип единства восприятия и созидания формирует образное художественное мышление.
5. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта развивает чувства ребенка, помогает освоить художественный опыт поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
6.Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведёт к отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу, т. е. строится на наблюдательности и выполнении художественного образа на основе фантазии ребенка

Цели обучения:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенно

Задачи обучения:
1.Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства; 2. Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта;    
3.Овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); 4.Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;    
5. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры народов России и Крыма. 

Описание места учебного предмета в учебном плане школы.
       Рабочая программа относится к образовательной области «Искусство»
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества главный смысловой стержень рабочей программы для 5 класса. Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.
Программа реализуется за счёт часов инвариантной части в течение одного года.


Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета.
Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
в трудовой сфере:
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:
- в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
- в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
- в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
- в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:
в познавательной сфере:
-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-различать изученные виды пластических искусств;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
в ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
в коммуникативной сфере:
-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
в трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Содержание учебного курса.
Общая характеристика курса:
Данная рабочая программа является целостным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.  На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных,  связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории –исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), технологией (технологии художественной обработки материалов).       
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструкторскую работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (репродукций, презентаций), изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам
Для достижения положительных результатов на уроках изобразительного искусства используются различные подходы в обучении:
компетентностный подход (творческий подход к выполнению художественных задач);
интегративный подход (уроки «развития воображения» по методике Т.Предтеченской);
проблемный и личностно-ориентированный подход (признание индивидуальности, самореализация, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения).
Данные подходы влияют на творческий процесс: совершенствуют художественные навыки и умения в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Совершенствуя организационные навыки и художественные умения обучающихся, учитель переводит ребенка из актуальной в ближайшую зону развития, « обучение входит в жизнь, и оно имеет жизненный смысл для учащегося» (А.Л.Леонтьев).
В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии, учитывающие возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности:
здоровьесберегающая технология (релаксационные упражнения, смена видов деятельности, музыка, физзарядка);
коллективная система обучения (КСО);
разноуровневое обучение;
культурологический подход к преподаванию;
личностно-ориентированное обучения (И.С. Якиманская);
концепция одаренности (Ю.Д. Бабаева);
технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова);
информационно-коммуникационные технологии;
психолого-педагогическая концепция Гальперина Ю.Я. о поэтапном формировании умственных действий;
Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены следующие принципы:
вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
синтез интеллекта, аффекта и действия использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.
Использование разнообразных образовательных технологий объективно ведет к улучшению качества обучения, повышает эффективность усвоения знаний школьниками.
Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены следующие принципы:
вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
синтез интеллекта, аффекта и действия использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.
В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке используются такие виды деятельности учащихся как:
индивидуальная;
групповая;
коллективная;
самостоятельная работа
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Изобразительное искусство и художественный труд» основываются на сочетании различных методов обучения:
словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Кроме традиционных уроков рисования и уроков предупреждения ошибок учитель может
Очень эффективны на практике приемы и методы:
самостоятельное исследование художественных произведений по жанрам изобразительного искусства с целью решения поставленной проблемы;
рецензирование работ по группам; защита творческого проекта (по изучаемым темам, фантастическим проектам, по своему мироощущению);
сообщение по опережающему заданию;
создание содержательных опор по основным темам предмета, карточек-пазлов по изучаемым произведениям изобразительного искусства, раздаточного материала, кроссвордов, ребусов для индивидуальных и групповых работ, подготовке к олимпиадам;
прием сопоставления, запоминания и творческих откликов на понравившиеся произведения (выпускники насыщают «творческую память» (по выражению Д.Лихачева), как художественными, так и словесными образами «высокой духовности», которые часто цитируются и узнаются при общении);
приемы анализа, синтеза и сравнения (развитие познавательного интереса, эстетической потребности в индивидуальном выполнении и эмоциональной чуткости).
Для достижения высокого уровня усвоения художественного материала и совершенствованию изобразительных умений учителю необходимо:
сочетать на уроках дозированный режим обучения (объем знаний делится на определенные порции в сочетании с различными техниками изобразительного искусства) с интенсивным (повышенный, избыточный, концентрированный объем информации). (Пр.: «Народные промыслы» - дозированный режим, «Народная игрушка» - все виды игрушки с включением краеведческого материала (концентрированный объем);
использовать межпредметные связи не только с предметами художественно-эстетической направленности, но и естественно-научными (Пр.: «Портрет» - математические расчеты, исторические факты и т.д.);
применять вербальные и невербальные средства для решения художественной проблемы (Пр.: «Анималистический жанр» - работа по группам: эскизы, подбор художественных произведений, инсценировка).
На всех ступенях обучения используются различные техники изображения (акварель, графические материалы, смешанная техника, аппликация, коллаж и др.); виды изобразительной деятельности (графика, живопись, фотография и др.); жанры (пейзаж, натюрморт, портрет, народное и декоративно-прикладное искусство, дизайн и архитектура); различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка. Очень широко используется работа с книгами, различными СМИ, ПК, Интернетом.

Учитель самостоятельно или совместно с учениками определяет темы проектов, с последующим предъявлением результатов в социуме. Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разные по уровню сложности, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий.

Содержание и задачи учебных тем.
Общая тема программы 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
5 класс, первый год основной школы, посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку. Выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта, культуры труда, культуры человеческих отношений.
Задачи художественного развития учащихся в 5 классе:
1. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов. - осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
2. Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей; - проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений. 3. Формирование художественных знаний, умений, навыков:     
Учащиеся научатся:
- значение древних корней народного искусства;
- связь времён в народном искусстве;
- место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
- особенности народного (крестьянского) искусства народов России и Крыма;
- знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития;
- уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён.
Учащиеся получат возможность научиться:
- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора;
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов;
- создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Древние корни народного искусства. (8 ч.)
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (8 ч.)
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Декор, человек, общество, время (10 ч.)
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
Декоративное искусство в современном мире (8 ч.)
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.



















.









Учебно-тематический план по изобразительному искусству 5 класс

№ раздела и тем
Наименование разделов и тем
Учебные часы
Практическая часть
рабочей программы




Контрольные работы

Практическая часть

тема года
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
34
Отчётная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству
Создание декоративной работы в материале

1
Древние корни народного искусства
8
Активная беседа по данной проблематике с просмотром слайдов, репродукций. Выступление поисковых групп (проверка домашнего задания)
Создание композиции с изображением предметов крестьянского быта и труда, людей в народной одежде

2

Связь времён в народном искусстве
8
Выставка учебных и творческих работ, викторина
Выполнение заданий по темам четверти: создание игрушки в традиции одного из промыслов, вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью, выполнение фрагмента росписи по мотивам росписи различных промыслов

3
Декор – человек, общество, время
10
Итоговая игра-викторина по теме четверти с привлечением учебных работ, показом слайдов произведений ДПИ разных времён, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. Творческие задания на развитие чувства стиля
Выполнение эскизов украшений по мотивам искусства разных стран. Индивидуально-коллективная работа – создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца». Создание проекта собственного герба, герба своей семьи, своей школы, класса, объединения с использованием декоративно-символического языка геральдики

4
Декоративное искусство в современном мире
8
Отчётная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, защита проектов
Разработка эскизов и выполнение композиции в материале - коллективное панно и витражи для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народного (крестьянского) искусства






Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения изобразительного искусства учащийся научится:
1. Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
2. Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
3. Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
4. Наиболее крупные художественные музеи Крыма, России и мира; осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений;
5. Значение изобразительного искусства в художественной культуре и истории.
В результате изучения изобразительного искусства учащийся получит возможность научиться:
1. Применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности.
2. Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция). 3. Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
4. Анализировать произведения искусства.
5. Использовать приобретенный опыт в практической деятельности и повседневной жизни.
Основная форма организации учебного процесса классно-урочная:
1. Урок - сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему (урок «Народные промыслы родного края»). На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.
2. Комбинированные уроки:
а) сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями.
Учащимся предлагается работа по определенному образцу (урок «Искусство Городца», где выполняются тренинговые упражнения по отработке выполнения основных элементов городецкой росписи).
б) сообщение новых знаний + практикум: импровизация.
При изучении темы «История костюма» учащиеся изготавливают одежду определенной эпохи для сделанной ими самими бумажной куклы. Эта «игра в куклы» позволяет при изучении следующей темы «Интерьер» не только познакомить учащихся с обстановкой замка, дворца и т. п., но и организовать коллективную композицию «Бал во дворце Синей Бороды», «на улицах Города Мастеров» и т. п. с использованием музыкального и литературного материала.
3. Обобщающие уроки:
а) уроки-викторины. Например: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества».
б) урок-игра.
в) урок-путешествие позволяет обобщать большое количество материала и используется часто при изучении объемных тем, например, «Народные промыслы и ремесла», урок-праздник «Красота земли родной».

















Критерии оценивания.
Виды контроля:
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
 Промежуточный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
Итоговый контроль. Методы контроля - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Формы контроля уровня:
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
4. Тестирование
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческих работ.
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа. Аккуратность работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Оценка "5"
- обучающийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
- обучающийся полностью закрывает плоскость листа цветом или тоном, с детальной проработкой элементов композиции;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- обучающийся не полностью закрывает плоскость листа цветом или тоном, но детально прорабатывает элементы композиции;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
- обучающийся частично закрывает плоскость листа цветом или тоном, нет детальной проработки элементов композиции;
- умеет подметить, но не может передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "2"
- обучающийся не справляется с поставленной целью урока;
- обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не может собрать между собой все компоненты изображения и составить единую композицию;
- не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1"
- обучающийся обнаруживает полное незнание учебного материала.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

 Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред. Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014
УМК по программе, список использованной литературы:
Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Учебник для 5 класса / под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010
Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс»
Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс»


Информационно-коммуникационные средства.

- Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СД)..
- Собственные компьютерные презентации.
Наглядные пособия

- Демонстрационные материалы.
- Дидактический раздаточный материал.
Технические средства обучения.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор.
- Экран проекционный.
- Телевизор
- DVD проектор
Учебно-практическое оборудование
- Аудиторная доска
- Ученические столы двухместные или одноместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения оборудования, пособий.
- Предметы для постановок натюрмортов, муляжи.
- Емкости для воды



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




Заголовок 315