Программа Русские храмы как синтез искусств по ОДНКНР (7 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение Тушнинская средняя школа имени Ф.Е. КрайноваСенгилеевский район Ульяновская область
Программа учебного курса «Русские храмы как синтез искусств»
(возраст детей, на которых рассчитана данная программа- 12-13 лет,
срок реализации – 1 год)
Комарова Екатерина Викторовна, заместитель директора по УВР
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Русские храмы как синтез искусств» предназначена для учащихся 7 класса.
Одной из основных функций образования является формирование высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества. Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России же основу для духовной жизни  всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имело определяющую роль в складывании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал. И дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет. Именно эта культура отличает русскую цивилизацию от иных мировых цивилизаций.
Познакомить учащихся с многообразным, чудесным, нравственно возвышенным миром Православия,  со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества в личной жизни человека и призван учебный курс «Русские храмы как синтез искусств».
Программа вводит учащихся в мир церковной археологии, русской церковной архитектуры, иконографического искусства, истории и развития богослужения, православной музыки и пения. На мой взгляд, уделить такое большое внимание изучению богослужения необходимо и потому, что храм Божий всегда был для русского человека первым училищем веры и доброй жизни, первым просветителем и собирателем русского народа. Храм Божий и богослужение любили лучшие русские писатели и художники, посвятившие не одно стихотворение, не одно произведение пера и кисти храму и богослужению.
Нравственное воспитание учащихся будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине.
За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Почему?
«Зло не исправляется злом, а добром, — говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. — Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. <…>Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте — тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели.»
Поэтому, преподавая современному ученику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.  В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет учащемуся вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по-настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества. 
Цель учебного курса: формирование морально-нравственных личностных качеств, духовное воспитание и развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Задачи учебного курса:
1. предоставлять возможность пополнения знаний по истории национальной культуры и религии;
2. воспитывать патриотическое сознание, чувство гордости и причастности к национальной культуре;
3. воспитывать уважение к труду предков-создателей памятников культуры, желание не разрушать, а сохранять национальное культурное наследие;
4. воспитывать межконфессиональную культуру, уважение к религиям и традициям всех народов многонациональной России.
Принципы построения учебного курса
Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу данной программы, кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания».
При построении учебного курса «Русские храмы как синтез искусств» учитывались следующие принципы:
1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного курса «Русские храмы как синтез искусств» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у учащихся вырабатывается историзм мышления. Это позволит им глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
2. Принцип обучения в атмосфере курса. Его реализация предполагает создание в процессе обучения атмосферы увлеченности курсом, так как полноценное восприятие информации о православной культуре предполагает создание ситуации сопереживания этой информации. Учебный материал отбирается с учетом его нравственной значимости и художественной ценности и разработан в сквозной педагогической драматургии содержания и формы уроков на протяжении всего учебного курса.
3. Принцип личностно - ценностного соответствия реализован в организации учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных ценностных ориентаций современных учащихся в целях формирования у них эмоционально-ценностных отношений к объектам православной культуры.
4. Принцип содержательных обобщений предполагает организацию материала, при которой учащиеся получают возможность постепенного эмоционального «вживания» в учебный материал.
5. Принцип культуросообразности. Учебный курс «Русские храмы как синтез искусств» призван показать российскому ученику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию учениками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Место учебного курса в учебном плане
Учебный курс «Русские храмы как синтез искусств» предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательных школ. Программа рассчитана на 1 год, 35 часов, по 1 часу в неделю. Учитель может самостоятельно перераспределять количество часов по темам программы, учитывая значимость материала для формирования знаний, умений и навыков по курсу.
Формы организации учебного процесса
Основная форма организации учебного процесса – учебное занятие. При преподавании учебного курса«Русские храмы как синтез искусств» предполагается безотметочная система оценки.
Виды деятельности на учебном занятии: слушание рассказа учителя, беседа, обсуждение, размышление, слушание духовной музыки, рассматривание иллюстраций, видеолекции, тренировочные компьютерные тесты и тренировочные упражнения, литературное творчество, обсуждение ситуаций нравственного выбора, выполнение тематических рефератов и проектов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения.
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Формы и критерии оценки учебно-воспитательных результатов
Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений учащихся характеризовать и объяснять основные представления и понятия курса «Русские храмы как синтез искусств» в содержательном плане, являются умения и навыки анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории, изучаемые в рамках курса, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном — российском социокультурном контексте, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами российского общества. В связи с этим, критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения курса учащимися являются критерий факта (какие знания и в каком объеме усвоены из предъявленного материала) и критерий деятельности (применение изученных знаний на практике в части умения проводить сравнительный анализ лиц, предметов, событий и явлений, раскрывать сущность явлений, используя примеры, обобщать изучаемые явления и делать собственные выводы)
Программой предполагается проведение текущего контроля знаний учащихся в следующих формах:
-письменная контрольная работа,
-письменная самостоятельная работа,
-письменная творческая работа,
-проект по проведению исследования,
-устный опрос учащихся во время урока.
Темы письменных творческих работ и проектов: «Внутреннее устройство православного храма», «Колокольные звоны», «Храмы Ульяновской области» и т.д.
Критерии оценивания творческих работ и проектов учащихся:
1. Оформление:
- работа должна быть представлена в печатном варианте;
- работа должна содержать иллюстративный материал.
2. Написание творческих работ и проектов предполагает использование учащимися всех учебно-методических материалов комплекса и материалов сайтов.
Программное содержание курса
Раздел 1. История христианского храма (3 часа)
Из истории возникновения христианских храмов. Понятие христианского храма. Библия о возникновении христианских храмов: скиния Завета храм Соломона. Второй Иерусалимский храм. Происхождение внешнего вида христианского храма. Время гонения на христиан. Катакомбы – тайные христианские храмы. Базилика. Стили христианского храмостроения. Византийский стиль: свод, крестово-купольная конструкция, притвор, трапезная, алтарь, колоннада, карниз, иконостас, мозаика, барабан, парус. Романский стиль храмостроения. Готический стиль. Стиль Возрождения. Барокко. Рококо. Классицизм. Ордер. Ампир. Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов.
Раздел 2. Внутренне построение и украшение храмов. Православные храмы как синтез искусств (15 часов)
Истоки и самобытность русского храмового зодчества. Православный храм: истоки и самобытность. Деревянное храмовое зодчество Руси. Мозаика, фреска, икона, оклад, ковчег, Иисус Христос, многоглавие, купол. Формы православных крестов. Восьмерик, четверик, лемех. Каменные храмы Древней Руси. Десятинная церковь. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Успенский собор Московского Кремля. Кому посвящались и какое значение имели православные храмы на Руси. Роль православных храмов на Руси. Апостол Андрей Первозванный. Илия Пророк. Кафедральный собор. Ставропигиальный храм. Приходская церковь. Кладбищенский храм. Патриарх. Священный Синод. Иисус Христос. Пресвятая Богородица. Священное Писание. Двунадесятые праздники. Иоанн Предтеча. Великие православные праздники. Ангел. Архангел Михаил. Архангел Гавриил. Пророки. Апостолы. Равноапостольские святые. Мученики и страстотерпцы. Святые благоверные князья. Святители. Преподобные. Бессребреники. Блаженные. Внутреннее устройство православного храма. Святая Святых. Святилище. Колокольня. Неф, купол, хоругвь, канунник, паникадило, кафедра, рака, святые мощи, иконостас, алтарь. Иконостас православного храма и Библия. Царские врата. Благовещение Пресвятой Богородицы. Диакон, диаконские врата. Местный парус иконостаса. Трёхличная икона. Праотцы израильского народа Ной, Авраам, Иаков, Исаак. Устройство алтаря в православном храме. Горнее место. Запрестольная икона. Запрестольный крест. Семисвечник. Таинства церкви. О Символе Веры, основных заповедях и богослужении. Символ Веры – основные положения православия. Вселенский Собор. Члены Символа Веры. Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, Святая Троица, Священное Писание, Дева Мария, Понтий Пилат. Апостольская Церковь, Соборная Церковь. Апостольские постановления. Страшный Суд, всеобщее Воскресение, Крещение. Десять заповедей Ветхого Завета. Девять Заповедей Блаженства Нового Завета. Богослужения: понятия богослужений, круги богослужений, Особенности богослужений, особенности богослужений во время праздников и постов, молебны. О церковнославянском языке и молитвах. Книги Священного Писания и церковных богослужений и церковнославянский язык. Смысл молитвы, молитвы Пресвятой Богородице и Молитва Господня. Смысл молитвы, молитвы Ангелу Хранителю, Пресвятой Троице и Святому Духу. Обычаи и обряды Русской Православной Церкви. Крестное знамение, поклоны и обычай ставить свечу. Освящение воды, хлеба, куличей и яиц. Крестный ход. Крестное знамение, лампада, икона, елей. Просфора, литургия. Праздник Воскресения Христова (Пасха). Основные таинства Православной Церкви. Понятие о таинствах Православной Церкви. Таинства крещения и миропомазания: купель, Символ Веры, крестные, Святой Дух. Таинство причащения: евхаристия, Тайная Вечеря, просфора, литургия, Царские врата. Таинства покаяния и елеосвящения: исповедь, елей. Таинства священства и брака. Колокольные звоны. Первые колокола на Руси. Колокольные мастера. Царь-колокол. Колокольный звон в произведениях отечественных композиторов.
Раздел 3. Русская иконопись как важная часть мирового искусства (7 часов)
История христианской иконы. Строение иконы. Иконоборчество. Первые русские иконы. Русские иконописные школы. Андрей Рублев и его творчество. Икона в истории России. Образы русских святых на иконах. Богородичный цикл русской иконописи. Иконография Иисуса Христа. Отражение миропонимания в русской иконе. Почему русская икона является признанным шедевром мирового искусства?
Раздел 4. Музыка в храмах. Своеобразие русской духовной музыки(3 часа)
Музыкальное сопровождение христианских обрядов. Почему музыка храма считается духовной. Музыка христианских праздников, ее канонический характер. Литургия – главная молитва дня. Музыкальные составляющие литургии. Музыка крещения, венчания, панихиды.
Раздел 5. Православные храмы России (5 часов)
Храмы Московского Кремля. Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля. Аристотель Фиораванти. Марко Руффо. Бон Фрязин. Архангельский собор и церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле. Храм Христа Спасителя. История строительства и освящения храма Христа Спасителя. Первоначальный облик и внутренне убранство храма. История уничтожения и восстановления храма Христа Спасителя. Храмы Санкт-Петербурга. Исаакиевский и Казанские соборы Санкт-Петербурга. Архитектор К.А. Тон. Кафедральный собор. Архитектор Огюст Монферран. Храмы Ульяновской области.
Раздел 6. Проблемы национального духовного наследия (2 часа)
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса
Учебно - тематический план
№ Наименование разделов, тем Кол-во
часов
История христианского храма (3 часа)
1 Понятие христианского храма. Скиния. Храм Соломона. Второй Иерусалимский храм 1
2 Стили христианского храмостроения1
3 Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов 1
Внутренне построение и украшение храмов.
Православные храмы как синтез искусств
(15 часов)
4 Принятие христианства на Руси и строительство первых храмов 1
5 Деревянное храмовое зодчество Руси. Каменные храмы древней Руси 1
6 Внешнее устройство православного храма 1
7 Внутреннее устройство православного храма 1
8 Особенности украшения православного храма 1
9 Иконостас православного храма и Библия 1
10 Устройство алтаря в православном храме 1
11 Десять заповедей Ветхого Завета 1
12 Девять заповедей блаженства Нового Завета 1
13 Богослужения: понятия богослужений, круги богослужений во время праздников. Молебны 1
14 Книги священного писания и церковных богослужений и церковнославянский язык. Смысл молитвы, молитвы пресвятой Богородице и молитва Господня 1
15 Смысл молитвы, молитвы Ангелу Хранителю, Пресвятой Троице и Святому Духу 1
16 Понятие о таинствах православной церкви 1
17 Правила поведения в православном храме 1
18 Колокольные звоны 1
Русская иконопись как важная часть мирового искусства (7 часов)
19 Русская икона – «умозрение в красках» (Е. Трубецкой) 1
20 Русские иконописные школ 1
21 Иконы Иисуса Христа 1
22 Иконы Богородицы 1
23 Образы русских святых на иконах 1
24 Чудотворные иконы 1
25 Семинар «Почему русская икона является признанным шедевром мирового искусства?» 1
Музыка в храмах. Своеобразие русской духовной музыки (3 часа)
26 История развития русской духовной музыки 1
27 Музыка христианских праздников 1
28 Музыка литургии и других служб в храме 1
Православные храмы России (5 часов)
29 Храмы Московского Кремля
1
30 Храм Христа Спасителя 1
31 Храмы Санкт-Петербурга 1
32-33 История храмов нашего края 2
Проблемы национального духовного наследия (2 часа)
34-35 Итоговая контрольная работа за курс 7 класса 2
Планируемые результаты освоения курса
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте изучения православной архитектуры, музыки, иконописи;
- знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;
- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;
- уметь выделять особенности русской православной культуры;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного курса
1. Программа Традиционные религии России: история и культура: сборник учебных программ для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учреждений дополнительного образования/ В.А. Угольнов. -Ульяновск: УИПКПРО, 2009. Печатается по решению научно-методического и редакционно-издательского советов Ульяновского ИПКПРО
2. Храм Божий и церковные службы. Учебник богослужения для средней школы. Сост. священник Н.Р. Антонов. - Ново-Голутвин монастырь, 1993.
3. Руководство по литургике или наука о православном богослужении. Репринт. Сост. архим. Гавриил. - М., 1998.
4. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологией. Литургика. Репринт, Москва., 1996.
5. Страстная и Великая седмица. Евангельская история и богослужение каждого ее дня. Репринт. Сост. прот. А. Никольский.- М., 1997.
6. Основы православия. Программы по Закону Божьему для детей младшего и среднего школьного возраста на 5 лет обучения, подготовленная православной гимназией г. Новосибирска. Сборник материалов, опубликованных в газете “ Воскресная школа” в 1997., № 1-7.
7. Руководство к пониманию православного богослужения. Репринт. Сост. прот. Петр Лебедев.- Новосибирск, 1996.
8. Современное православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. Сост. И.В. Гаслов. - Спб, 1996.
СРЕДСТВА ИКТ
1 Универсальный портативный компьютер Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями 1
2 Акустическая система Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом 1
Электронный ресурс
Электронная гуманитарная библиотека – http://www.gumfak.ru..
Государственный музей истории религии – http://www.gmir.ru..
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://www.fcior.edu.ru.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://www.school-сollection.edu.ru.