Конспект урока по Основам духовно — нравственной культуры народов России Войдём в православный храм 4 класс


Тема урока: «Храм православия- храм души. Когда мы входим в православный храм».
Тип урока: изученного нового материала. Вид урока: урок-исследование, заочное путешествие в храм. Форма работы: фронтальная работа, индивидуальная работа , работа с источниками информации, самостоятельная работа, слушание. 
Цели :
Планируемые УУД:
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
воспитание доверия и уважения к истории и культуре России.
Предметные:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций православной России;
осознание ценности и духовности в человеческой жизни.
формирование первоначальных представлений о храмах и их роли в истории и современности России.
Метапредметные:
умение добывать информацию из различных источников;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения;
умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог;
умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности соседа по парте , вносить коррективы;
владение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Оборудование:
Учебник;
Презентация;
Музыкальное сопровождение;
Раздаточный материал:
Бумажные листочки для выполнения задания.
Основные понятия урока : храм, священник, Царские ворота, паперть, алтарь, икона, иконостас, канун.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Актуализация знаний. (3 мин)
Учитель:
Добрый день, Добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
К гостям повернулись,
И все дружно улыбнулись .Учитель : - Я, надеюсь, что наше занятие
пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете показать своё умение активно работать.
- Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.)
- Какую музыку вы сейчас слышали?
- Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон?
Ответы детей.
Учитель :
- Запишите на листе бумаги слова, которые ассоциируются у вас с колокольным звоном. Назовите эти слова.
- Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете,
какая будет тема нашего сегодняшнего урока?
- Ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о православном храме.
II. Постановка и формулирование цели урока. (2 мин.)Учитель : - Мы узнаем, как храм устроен и что люди делают в храмах.
III. Планирование деятельности. (2 мин.)
- Что может нам помочь достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? Выберите карточки.
IV. Процесс решения проблемы.Попробуйте дать определение слову «храм». Вам в этом поможет стихотворение Аксакова и презентация.
Заранее подготовленный ученик читает:
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Так отрадно плакать и молиться,
И так близко Небо там к земле,
Что потом печально возвратиться
В грешный мир, лежащий весь во зле.
Но душа опять будет стремиться
В чудный мир, обратно, к тишине,
В мир святой, где может возродиться
Та любовь, что спит еще во мне.
(учащиеся дают определения слову «храм»)
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- В храме много икон.
Зачем люди посещают храмы?
- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
Храм – это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».
- А давайте обратимся к учебнику и прочтём определение слову Храм.
Работа с учебником – с 68.
Учитель:
- Как ещё по - другому можно назвать храм ?По- другому храм ещё называют – церковь.
Церковь — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
- Кто из Вас был в храме ?- С кем вы туда ходили?
- Зачем вы ходили в храм ?Ответы детей.
Продолжает учитель:
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.
Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
- У него есть купол, на котором находится крест.
Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.
Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
(предположения детей)
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов); Четыре святых человека, которые написали евангелия. Каждый имеет свои особенности и все они именуется Церковью евангелистами.
-семь глав (семь Таинств )Иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
Как вы думаете, зачем нужны колокола?
- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
- Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.
- Каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.
Дети рассказывают о правилах поведения в храме.
- Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.
Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
- С правилами мы познакомились, а может уже кто- то знает из каких частей состоит храм?
Ответы детей.
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Вот мы в самом храме (средняя часть). Вторая самая большая часть — место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой ( подставка для книг) - в православной церкви столик, на котором во время службы располагаются богослужебные книги (Евангелие). с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.
Что такое икона ?Предположения детей
А как об этом написано в учебнике?
Работа с учебником с. 69.
Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.
С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Целая стена из икон называется иконостас. Иконостас состоит из икон, расположенных рядами в определенном порядке. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся царские врата . Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Самое важное место в алтаре — престол — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
Учитель: Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом. Поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме.
(Учитель зажигает свечу и демонстрирует все сказанные далее слова)
Учитель: Смотрите, свеча имеет такую особенность: ее огонек стремится вверх, но свет и тепло она отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим.
А сейчас мы послушаем рассказ Вашего однокласснике о храме, который расположен в Кировском районе. Это храм Параскевы Пятницы.
Дети слушают небольшой рассказ. Меркулов
Наше занятие подходит к завершению.
Вспомним, как устроен православный храм.
У детей карточки.
Над храмом возвышается к****, изображающий небо. На куполе ставится к**** во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм строится к********* – башня с колоколами. Колокольный звон созывает верующих на богослужение.
Зайдя в храм, мы сначала попадаем в притвор, затем в сам храм или среднюю часть храма, где стоят молящиеся. И видим перед собой иконостас – перегородку, за которой находится главная часть храма – а*****.
В алтаре молятся священнослужители, через которых нам подается б******** (помощь) Божия.
Подсказка (купол, крест, колокольня, алтарь, благодать)
А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.
Я знаю ________________________
Я узнал(а)______________________
Я хочу узнать___________________
Я был(а) удивлен тем, что_______
Я хочу рассказать родителям______
Для меня храм - это______________
- Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:
ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ
«Слушаясь папу, слушаясь маму,
Ты начинаешь дорогу ко храму.
Заповедь эта – к Богу ступень,
Нужно ей следовать каждый день»!
Домашнее задание: нарисовать храм моей мечты.