Программа факультативных занятий Трудные вопросы обществознания для 9 классов


МУНИЦИПАЛЬНЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 г. ТОМСКА
УТВЕРЖДАЮ:
Директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №5
___________________А.В. Новак«_____»____________2014г.
Программа
Факультативных занятий по обществознанию
Для учащихся 9 класса
«Трудные вопросы обществознания».
Часов в год: 17
Часов в неделю: 0,5

Автор:
Прокопенко Мария Владимировна,
Учитель истории и обществознания
Томск 2014
Пояснительная записка.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
№ раздела Количество часов по типовой программе
Раздел 1. Социальная сфера общества. 5
Раздел 2. Политическая сфера общества 7
Раздел 3. Экономическая сфера общества 7
Актуальность курса. В настоящее время предмет «обществознание» становится одним из самых наиболее востребованных дисциплин, поскольку является одним из необходимых для сдачи экзаменов при поступлении в ВУЗы, техникумы, училища, колледжи и т.д., в связи с этим данный курс направлен на подготовку к ГИА по обществознанию для 9 класса общеобразовательной школы.
Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики). Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера.
Предлагаются следующие виды контроля:
Практические работы по документам;
Терминологические и хронологические диктанты;
Тесты.
Описание форм, методов, способов и средств достижения цели
В преподавании данного курс используются разнообразные формы организации занятий:
Уроки-лекции, уроки-беседы, интегрированные, комбинированные уроки, практические и семинарские занятия.
Деятельность учащихся организуется через фронтальную, групповую, индивидуальную работу с учащимися.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:
Словесные методы: объяснение и представление материала, беседа, обмен мнениями, дискуссии и диспуты, аргументация своей точки зрения;
Практические методы: работа с книгой, текстом, составление планов, работа с тестовыми заданиями ГИА.
В ходе изучения курса обучающимся предлагаются следующие виды контроля:
Проверочные работы;
Самостоятельные работы;
Тестовые задания по типу ГИА;
Практическая работа с текстами, документами;
Терминологические диктанты.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания курса является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Курс рассчитан на второе полугодие учебного года, 17 учебных часов для учащихся 9 класса общеобразовательной школы и включает 3 раздела, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 6-9 классы»
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ГИА.
Ожидаемые результаты
Данная программа поможет учащимся получить необходимые навыки работы с заданиями ГИА, а также позволит уделить дополнительное учебное время для работы с темами, которые вызывают наибольшее затруднение в курсе «обществознания». В результате изучения курса учащиеся будут:
Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
Уметь работать с текстами, документами, нормативно-правовыми актами;
Понимать связь данного предмета с окружающим миром и другими дисциплинами;
Свободно и уверенно работать с заданиями по типу ГИА.
Основное содержание программы.
Раздел 1. Социальная сфера общества (5 часов):
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
Раздел 2. Политическая сфера общества (7 часов):
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
Раздел 3. Экономическая сфера общества (7 часов):
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.
Государственный бюджет. Налоги. Монополии. Конкуренция.
Денежная масса. Инфляция.
Учебно-тематическое планирование.
Раздел 1. Социальная сфера общества (4 часа).
№ Тема урока Количество часов по теме Творческие, нестандартные уроки по теме Контроль
1. Социальная структура общества. Социальная стратификация. 1 лекция 2. Семья, ее виды и функции. 1 комбинированный урок 3. Социальный статус личности. Социальная роль. 1 комбинированный урок тестирование
4. Социальный конфликт. 1 комбинированный урок Терминологический диктант
Раздел 2. Политическая сфера общества (7 часов).
№ Тема урока Количество часов по теме Творческие нестандартные уроки по теме Контроль
5. Государства, его признаки и функции. 1 лекция 6.
Формы правления. 1 комбинированный урок тестирование
7.
Формы государственного устройства. 1 лекция тестирование
8.
Политические режимы. 1 лекция тестирование
9Избирательная система. 1 комбинированный урок Проверочная работа
10.
Гражданское общество. 1 Урок-беседа 11.
Структура государственной власти в Российской Федерации. 1 комбинированный урок семинар
Раздел 3. Экономическая сфера общества–(7 часов).
№ Тема урока Количество часов по теме Творческие, нестандартные уроки по теме Контроль
12.
Что такое экономика. Типы экономических систем. 1 лекция 13.
Факторы производства. 1 лекция тестирование
14. Деньги, их функции. Инфляция, ее причины и виды. 1
комбинированный урок тестирование
15.
Монополия, ее формы. Конкуренция. 1 комбинированный урок выполнение проблемных заданий
16.
Государственный бюджет. Налоги. 1 лекция 17. Заработная плата. Безработица и ее виды. 1 комбинированный урок Терминологический диктант
Программно-методическое обеспечение:
Обществознание: 6-9 класс /Под ред. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова - М.: Русское слово, 2010;
Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву», 10-11 классы, М.: «Глобус», 2009
Тексты, документы, нормативно-правовые акты;
Тестовые задания ГИА;
Образовательные каталоги:
http://www.lib.com.ua/ - электронная библиотека
http://www.litportal.ru/ - электронная библиотека
http://www.aldebaran.ru/ - электронная библиотека
http://danur-w.narod.ru/ Обществознание в Интернете
http://www.alleng.ru/edu/social1.htm Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание.
Список литературы для учителя:
Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА. – М., АСТ:Астрель, 2013.
ГИА 2012(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2009.
Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 2011
Конституция РФ.- Санкт-Петербург 2012
Мухаев Р. Т. Политология. И – М.,2000
Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2013.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2012:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2012.
Сборник кодексов РФ. – М.,2002
Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вит.
Обществознание. Поурочные планы по учебнику 5-9 классы А.И.Кравченко – Волгоград: Учитель, 2011г.
Литература для учащихся:
А.В.Клименко, В.В.Румынина «Обществознание», учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: «Дрофа», 2006
С.В.Краюшкина «Тесты по обществознанию», 9 класс, М.: Издательство «Экзамен»,2008
Симоненко В. Д. Семейная экономика / В. Д. Симоненко, О. И. Шелепина. — М., 2000. — Гл. 1, 2.
ГИА -2011: Экзамен в новой форме: обществознание: 9-й класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/авт.-сост.О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2012. [ФИПИ]
Лазебникова А.Ю., ГИА 2010. Обществознание, 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/А.Ю.Лазебникова, О.А.Котова – М.: Экзамен, 2012.
Перечень необходимых ресурсов:
Компьютерные учебные программы;
Методические пособия;
Репродукции, фотографии;
Тексты, проверочные задания;
Задания в форме ГИА.