Календарно-тематическое планирование 5 класс по информатике. Учебник Босова, 1 час в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.;
Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 36 г.Шахты для 5 класса.
Авторской программы по информатике Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2014
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Босова Л.Л., Босова А.Ю. :Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253).
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 35 учебных неделях в 2015/2016 учебном году составляет 35 часов.
В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе.
Целями изучения информатики в 5–6 классах являются:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире; средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов; компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);- овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
В обучении информатике целесообразно параллельно применять общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).
Определяющая черта курса информатики – активное и систематическое использование в учебном процессе средств ИКТ, эффективность применения которых в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между учеником и учителем.
Для обеспечения такого контакта преподавателю необходимо выполнять общие методические требования:
разъяснить ученикам познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей;
возбуждать интерес учащихся, мобилизуя их познавательные усилия и, прежде всего, их внимание; обсуждать с учащимися способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки;
восстановить в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания;
не устраняться от управления познавательным процессом во время работы школьников на компьютерах;
обращать внимание учеников в нужных случаях на главные объекты, ставить дополнительные вопросы и, если необходимо, обсуждать их.
При организации занятий младших школьников по информатике необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за компьютером к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
Материал курса информатики в 5 классе представлен в рабочей программе следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
информация вокруг нас;
информационные технологии;
Место учебного курса в учебном плане
Изучение информатики в 5 классе реализуется по программе расширенного курса в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов).
Содержание тем учебного предмета
Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему Основное содержание по темам Характеристика деятельности ученика
Тема 1. Информация вокруг нас (12 часов) Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления. Аналитическая деятельность:
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Практическая деятельность:
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.
Тема 2. Компьютер (7 часов) Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Аналитическая деятельность:
выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Практическая деятельность:
выбирать и запускать нужную программу;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Тема 3. Подготовка текстов на компьютере (8 часов) Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Аналитическая деятельность:
соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.
Практическая деятельность:
создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.
Тема 4. Компьютерная графика (6 часов) Компьютерная графика.
Простейший графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.
Устройства ввода графической информации. Аналитическая деятельность:
выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;
Практическая деятельность:
использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Тема 5. Создание мультимедийных объектов (7 часов)
Мультимедийная презентация.
Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Аналитическая деятельность:
планировать последовательность событий на заданную тему;
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.
Тематическое планирование (Приложение №1)
Система оценки достижения планируемых результатов
1. Формами контроля являются:
- индивидуальный:
письменный (письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий), проверочные, творческие работы, письменные ответы на вопросы теста);
устный (устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме устного высказывания, беседы);
- групповой (защита проекта, семинар).
- фронтальный (письменный тест, практические, контрольная работа, самостоятельная работа).
2.Критерии и нормы оценки знаний обучающихся (сколько видов работ выбрали, сколько критериев и прописываете)
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка практической работы
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, с учетом техники безопасности и правил работы с техническим оборудованием.
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, но допущены несущественные ошибки.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе работы, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности.
Отметка «2»:
допущены существенные ошибки в ходе выполнения работы, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. В качестве одной из основных форм контроля используется тестирование.
Оценка тестовых работ
Тесты, состоящие из 5-10 вопросов используются после изучения материала урока. Тест из 10-15 вопросов используется при проведении контроля знаний учащихся после изучения определенной темы. Тест из 20-30 вопросов используется для итогового контроля. Для каждого вида тестов разрабатывается или используется готовая шкала оценивания.
Тексты для контроля усвоения учащимися программного материала предлагаются из методического пособия: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Перечень тематических и итоговых контрольных работ
№ Тематика Вид Форма
1 Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса Тематический контроль Интерактивное тестирование /тестирование по опросному листу
2 Информация и информационные процессы Тематический контроль Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу
3 Обработка информации средствами текстового и графического редакторов Тематический контроль Интерактивное тестирование/тестирование по опросному листу
4 Планирование последовательности действий. Создание анимации Тематический контроль Творческая работа
5 Информационные процессы и информационные технологии Итоговый контроль Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу
6 Создание текстовых документов Тематический контроль Разноуровневая практическая контрольная работа
7 Структурирование и визуализация информации Тематический контроль Разноуровневая практическая контрольная работа
Условия реализации программы курса
Основная литература:
БосоваЛ., А. Босова «Уроки информатики в 5 – 7 классах», М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 7 класса», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Дополнительная литература
ПащенкоИ., «OpenOffice», М.: Эксмо, 2009
ЮговаН.Л., Р.Р.Камалов, «Поурочные разработки по информатике», М.;ВАКО,2012
ТСО:
1.Ноутбуки (15 шт.)
2.Проектор
Электронные образовательные ресурсы:
http://files.school-collection.edu.ruhttp://sc.edu.ruhttp://txt.ensayoes.comhttp://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/Наглядные пособия, таблицы по информатике для 5 класса
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Тематическое планирование
№ п/п Тема урока Дата Форма и вид контроля Практические работы Планируемые результаты Домашнее задание
планируемая фактическая предметные метапредметныеличностные (обучающиеся научатся) (обучающиеся получат возможность научиться) 1 Информация – Компьютер – Информатика.
Техника безопасности и организация рабочего места.
Идивидуальный, устный Иметь представление об информации и информатики.
соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Правильно организовывать свое рабочее место при работе с компьютером способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта Организация компьютерного рабочего стола. Положительное отношение к процессу познания,
применять правила сотрудничества;
развивать творческие способности учащихся §1.1.
2 Как устроен компьютер.
Идивидуальный, устный определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; набирать слова, используя клавиатуру.
Знать основные элементы компьютера и их назначение. Правильно работать с устройствами компьютера способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта Положительное отношение к процессу познания,
применять правила сотрудничества;
развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство уверенности у учащихся §2.1, §2.2
3 Ввод информации в память компьютера.
Клавиатура.
Идивидуальный, практический
Практ. работа №1 «Знакомимся с клавиатурой» Иметь представление о способах введения информации в память компьютера.
Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение. квалифицированному клавиатурному вводу текстовой информации Управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Положительное отношение к процессу познания,
применять правила сотрудничества;
развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство уверенности у учащихся §2.3
4 Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Идивидуальный,
устный
Клавиатурный тренажер
(упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре) Правильно располагать пальцы на клавиатуре, Знать принципы десятипальцевого набора текста. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру. Правильно производить удары по клавишам квалифицированному клавиатурному вводу текстовой информации Участвовать в учебном диалоге, сотрудничать в совместном решении проблемы и строить монологические высказывания.
Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
контролировать уровень сформированности навыков набора текстовой информации с клавиатуры Положительное отношение к процессу познания,
применять правила сотрудничества;
развивать творческие способности учащихся, желание быстрого и квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации §2.3
5 Программы и файлы.
Идивидуальный, устный
Клавиатурный тренажер в режиме игры Иметь представление о программах и файлах; графическом интерфейсе.
Уметь определять тип файлов по пиктограмме и расширению.
Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру Правильно работать с программами и файлами Учатся самостоятельно формулировать определения, выделять существенные и несущественные признаки явлений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще неизвестно
Учатся задавать вопросы, обосновывать свои выводы и умозаключения. Положительное отношение к процессу познания,
применять правила сотрудничества;
развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство уверенности у учащихся §2.4
6 Рабочий стол. Управление мышью.
Идивидуальный, практический
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь» Знать элементы рабочего стола. Уметь перемешать объекты, оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить).Правильно управлять компьютером через клавиатуру и мышь Управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Продолжить формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе. Воспитывать культуру общения, усидчивость. Воспитывать чувства коллективизма, умения выслушивать других §2.5, §2.6
7 Главное меню. Запуск программ.
Идивидуальный, устный
Практическая работа №3 «Запускаем программ. Основные элементы окна программы» Иметь представление о структуре главного меню.
Уметь запускать и закрывать программы и приложения. Правильно создавать библиотеку документов и работать с несколькими окнами Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Составляют план и последовательность действий.
Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы Положительное отношение к процессу познания,
применять правила сотрудничества;
развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство уверенности у учащихся §2.7
8 Управление компьютером с помощью меню.
Фронтальный, письменный
Проверочная работа №1
Иметь представление о способах управления компьютером с помощью меню.
Уметь выполнять основные управляющие операции. Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши
Правильно управлять компьютером 1.Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.
2.Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.
3.Учатся представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме. Положительное отношение к процессу познания,
применять правила сотрудничества;
развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство уверенности у учащихся §2.8
9 Действия с информацией. Хранение информации Идивидуальный, устный понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия информация, «информационный объект»;
Иметь представление о приемах обработки информации, информационных процессах.
Знать основные действия оперирования с информацией.
Правильно хранить информацию Учатся самостоятельно формулировать определения, выделять существенные и несущественные признаки явлений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще неизвестно
Учатся задавать вопросы, обосновывать свои выводы и умозаключения. Положительное отношение к процессу познания,
применять правила сотрудничества;
развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство уверенности у учащихся §1.2,
1.3
10 Носители информации.
Идивидуальный, устный Различать виды информации по формам представления на материальных носителях; приводить примеры информационных носителей .Уметь набирать слова, используя клавиатуру. Изучить многообразие материальных носителей информации Учатся самостоятельно формулировать определения, выделять существенные и несущественные признаки. Ставят учебную задачу
Учатся задавать вопросы, обосновывать свои выводы и умозаключения. Положительное отношение к процессу познания,
применять правила сотрудничества;
развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство уверенности у учащихся §1.4
11 Передача информации.
Идивидуальный, устный приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике Изучить и использовать различные способы передачи информации Учатся самостоятельно формулировать определения. Учатся задавать вопросы, обосновывать свои выводы и умозаключения. Продолжить формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе. Воспитывать культуру общения, усидчивость. Воспитывать чувства коллективизма, умения выслушивать других §1.5
12 Кодирование информации Идивидуальный, устный Иметь представление о способах кодирования информации.
Уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение.
Понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект» Изучить многообразие окружающих человека кодов;
научиться кодировать и декодировать информацию. Развивать процессы мышления, памяти, восприятия, формировать познавательный интерес у учащихся; развивать устную речь; формировать умение работать по инструкции Развивать интерес учащихся к предмету «Информатика». Продолжить формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе. Воспитывать культуру общения, усидчивость. Воспитывать чувства коллективизма, умения выслушивать других §1.6
13 Формы представления информации. Метод координат Идивидуальный, устный Знать формы представления информации. Уметь читать информацию, представленную на координатной плоскости Уметь читать информацию, представленную на координатной плоскости Самостоятельное формулирование определения. Выбор критериев для сравнения.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще неизвестно
Учатся задавать вопросы, обосновывать свои выводы и умозаключения. Продолжить формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе. Воспитывать культуру общения, усидчивость. Воспитывать чувства коллективизма, умения выслушивать других §1.7
14 Текст как форма представления информации Идивидуальный, устный Иметь представление о структуре и элементах текста.
Знать основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава).
Уметь определять элементы текста Использовать текстовый редактор для создания текста 1.Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера.
2.Составляют план и последовательность действий.
3.Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы Продолжить формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе. Воспитывать культуру общения, усидчивость. Воспитывать чувства коллективизма, умения выслушивать других §1.9
15 Табличная форма представления информации Идивидуальный,устныйИметь представление о табличной форме представления информации.
Знать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец).
Уметь представлять информацию в табличном виде. Представлять информацию в табличной форме 1.Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. 2.Составляют план и последовательность действий. Сравнивают действия с эталоном.
3.Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы Продолжить формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе. Воспитывать культуру общения, усидчивость. Воспитывать чувства коллективизма, умения выслушивать других §1.10
16 Наглядные формы представления информации.
Фронтальный, письменный
Проверочная работа №2 Уметь представление о наглядных формах
представления информации.
Уметь представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы. Создавать различные формы представления информации 1.Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. 2.Составляют план и последовательность действий. Сравнивают действия с эталоном.
3.Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
§1.11
17 Обработка информации.
Фронтальный, практический
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор .(часть 1)» Знать способы обработки текстовой, числовой информации.
Уметь выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора Использовать различные формы обработки информации Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера.
Составляют план и последовательность действий. Сравнивают действия с эталоном.
Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий §1.12
18 Обработка текстовой информации.
Фронтальный, практический
Практическая работа №6 «Вводим текст» Уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; Использовать текстовые редакторы для обработки текстовой информации Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера.
Составляют план и последовательность действий. Сравнивают действия с эталоном.
Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий §2.9
(1)
19 Обработка текстовой информации.
Фронтальный, практический
Практическая работа №7 «Редактируем текст» Иметь представление о способах обработки текстовой информации.
Знать основные операции с текстом.
Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе. Использовать текстовые редакторы для обработки текстовой информации Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.
Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий.
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий §2.9
(2)
20 Редактирование текста. Работа с фрагментами.
Фронтальный, практический
Практическая работа №8 «Работа с фрагментами текста (задания 1–5)» Иметь представление о способах обработки текстовой информации.
Иметь представление о редактировании текста.
Уметь редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов). практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов).
Ученик научится использовать средства информационных технологий для преобразования текстовой информации (работа с текстом).
Ученик получит возможность самостоятельно преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
§2.9
21 Редактирование текста. Поиск информации.
Фронтальный, практический
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста (задания 6–7)» Иметь представление о способах обработки текстовой информации.
Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста). Использовать текстовые редакторы для обработки текстовой информации 1.Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.
2.Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий.
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
§2.9
(2),
§1.13 (2)
22 Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Идивидуальный,
устный Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста).
Иметь представление о поиске информации, запроса для поиска информации.
Уметь составить простой запрос для поиска информации в базе данных. Использовать возможности компьютерной техники для изменения формы представления информации 1.Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. 2.Составляют план и последовательность действий. Сравнивают действия с эталоном.
3.Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования». §1.13
(1)
23 Форматирование — изменение формы представления информации.
Фронтальный, практический
Практическая работа №9 «Форматируем текст» Знать формы представ-ления информации; способы систематизации.
Уметь систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы. Использовать текстовые редакторы для обработки текстовой информации 1.Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. 2.Составляют план и последовательность действий. Сравнивают действия с эталоном.
3.Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий §1.13
(3)
24 Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика.
Фронтальный, практический
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами графического редактора» Иметь представление о компьютерной графике
Использовать возможности компьютерной техники для изменения формы представления информации 1.Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. 2.Составляют план и последовательность действий. Сравнивают действия с эталоном.
3.Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы Поиск и выделение необходимой информации;
умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования». §2.10
(1)
25 Инструменты графического редактора.
Фронтальный, практический
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать (задания 1, 4, 5)» Иметь представление о компьютерной графике, графическом изображении, рисунке.
Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта. Использовать возможности компьютерной техники для изменения формы представления информации развивать логическое мышление, развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения развивать познавательный интерес, воспитывать коммуникативную культуру, воспитание уважительного отношения к национальным традициям §2.10
(2)
26 Обработка графической информации.
Фронтальный, письменный
Проверочная работа №3
Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков. Знать виды инструментов рисования.
Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта Использовать возможности компьютерной техники для изменения формы представления информации развивать логическое мышление, развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности §2.10(2)
27 Обработка текстовой и графической информации.
Фронтальный, практический
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы» Уметь создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию.
Иметь представление о структуре комбинированного документа. Использовать возможности компьютерной техники для изменения формы представления информации 1.Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.
2.Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий.
3. учатся эффективно сотрудничать Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. §2.9, §2.10
28 Преобразование информации по заданным правилам.
Идивидуальный, устный Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий. Использовать возможности компьютерной техники для изменения формы представления информации Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.
2.Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий.
3. учатся эффективно сотрудничать Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий §1.14(1)
29 Преобразование информации путем рассуждений.
Фронтальный, практический
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами» Уметь структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов..Использовать возможности компьютерной техники для изменения формы представления информации .Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.
2.Составляют план и последовательность действий. 3. учатся эффективно сотрудничать Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий §1.14 (2)
30 Разработка плана действий и его запись.
Идивидуальный, устный Иметь представление о плане действий, программе, алгоритме.
Уметь выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы выделять операции в действии; составлять алгоритмы .Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.
2.Составляют план и последовательность действий. 3. учатся эффективно сотрудничать Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий §1.14 (3)
31 Разработка плана действий и его запись.
Идивидуальный, устный Иметь представление о плане действий, программе, алгоритме.
Уметь выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы выделять операции в действии; составлять алгоритмы Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.
2.Составляют план и последовательность действий. 3. учатся эффективно сотрудничать Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий §1.14
32 Создание движущихся изображений.
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему» Фронтальный, письменный
Итоговая контрольная работа.
Уметь в презентации задать анимацию объектов. Использовать возможности компьютерной техники для изменения формы представления информации Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.
2.Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.
3.Учатся представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий §2.11
33 Создание движущихся изображений.
Фронтальный, практический
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему» Уметь в презентации задать анимацию объектов. Использовать возможности компьютерной техники для изменения формы представления информации Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.
2.Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.
3.Учатся представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий §2.11
34
35 Итоговый мини-проект.
Практическая работа №15
«Создаем анимацию на свободную тему» Идивидуальный, устный Использовать возможности компьютерной техники для изменения формы представления информации Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.
2.Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.
3.Учатся представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий