УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ — КТО ОН?


УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ - КТО ОН?
НУРЛУБАЕВА Р.К.
СШ №4, город ЕрейментауСовершенствование педагогического мастерства – путь к повышению качества знаний
учащихся Учитель состоится только в том случае, если будет постоянно в поиске, работать над собой, самосовершенствоваться.. Мы строим совсем другое общество, живем в условиях конкуренции. Если на вопрос «Чему учить?» можно найти ответ в государственных общеобразовательных стандартах, то на вопрос «Как учить?» ответ надо искать в профессиональной подготовке учителя, умении использовать новые технологии, четко видеть свою конкретную цель, в мастерстве формирования ребенка. Учитель должен обладать как общей, так и профессиональной культурой.
В настоящее время в рамках стратегии дальнейшего развития образования в республике одним из основных направлений выделяется подготовка педагогических кадров. Современное общество выдвигает новые требования к знаниям, умениям и навыкам учителей. Педагог новой формации обязан создать учебную среду для учебной деятельности учащихся по приобретению новых знаний. Следовательно, учитель сегодня должен быть способен не только к реализации на практике учебно-методического материала, но и должен быть способен не только к реализации на практике учебно- методического материала, но и должен быть готов к работе со средствами информационных технологий, эффективно применяя их в учебно- воспитательном процессе.
В настоящее время в Республике Казахстан идет становление новой системы образования, которая предполагает новое содержание, новые подходы, иной педагогический менталитет. В своих выступлениях Н .А. Назарбаев подчеркивает, что «главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным специалистом в любой стране мира». Социальный заказ, стоящий перед современной школой, состоит в формировании личности, способной к самообразованию, самореализации.
Своей основной задачей считаю создание на уроке атмосферы доверия, творческого отношения к учебному процессу, формированию у учащихся функциональных знаний и воспитание деловых качеств.
«Вся школа, вся педагогика – это в конечном итоге учитель… Любая педагогическая деятельность может быть повернута учителем во благо или зло. Любой ребенок может стать в его руках или свободной достойной личностью, или невольником, рабом». Эти слова принадлежат К.Д. Ушинскому, основоположнику научной педагогики в России и известному реформатору школы XIX века.
Каждый из нас знает, что добиться 100% качества знаний среди учащихся с разными умственными, творческими способностями задача не из легких. И кто задумывался над этой проблемой, приходил к выводу, что начать надо с себя, именно с качества преподаваемого урока. Учить детей так, чтобы у низ развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения учитель должен заинтересовать учеников необычными задачами и материалом.
Сегодня в школах пытаются научить детей учиться и мыслить критически: создавать условия для самостоятельного обучения. Работа по развитию критического мышления, творческих способностей учащихся должен идти целенаправленно, а самое главное, систематически, с учетом таких конкретных условий, как активный поиск, нестандартные задания, ситуация мыслительной направленности. Если все эти условия будут соблюдены, значит результаты системы работы по развитию критического мышления будут следующие: творческая активность, творческая самостоятельность.
Итак, в основу уроков русского языка и литературы должна быть положена также деятельность, которая ведет к самостоятельному приобретению знаний. Чтобы этого добиться, прежде нужно всего менять структуру урока.
Работая с учащимися на уроках, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Трудно добиться результатов, если ученики не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведет к снижению качества знаний. Учитель всегда и всюду должен поддерживать стремление ученика что-либо познать. Но функции учителя меняются: он не информатор, а организатор, консультант в самостоятельном добывании знаний учащимися и педагогу важно знать силы каждого ученика. Быть твердо убежденным в том, что все они способны справиться с теми задачами, которые педагог перед ним выдвигает.
Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно- воспитательного процесса. Но основной формой обучения в школе является урок. И мы, учителя, стараемся направить свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Одним из таких путей, является повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создание познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами.
Компьютеризация и внедрение информационных технологий радикально меняют школьную информационную среду и превращают учащихся в активных участников образовательного процесса. Компьютер, конечно, не решает всех проблем, но для учителя он является новым эффективным инструментом, который необходимо использовать в работе с детьми. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности.
Каждый учитель планирует свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся. Большие возможности использования ИКТ предоставляют уроки русского языка. В зависимости от цели урока компьютер можно использовать на всех этапах обучения при объединении нового материала, закрепления, контроле знаний, умений, навыков, при подготовке к ЕНТ. На уроках пользуюсь опорными схемами, которые составляю по темам. Использование опорных схем позволяет закрепить изучаемый материал, экономить время. Опорная схема уместна на разных этапах обучения. При закреплении и повторении темы «Чередование гласных в корне слова». Была составлена презентация схемы, не только ее основы, которую ученики заполняют на интерактивной доске. Это требует активной мыслительной деятельности. Поэтому систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определенный уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание.
Выполнение современных образовательных задач посильно только творческой самобытной личности. Эти качества учитель приобретает с опытом в процессе непрерывного профессионального образования и самосовершенствования теоретических знаний и практических умений.
Подводя итоги, считаю, что педагог – это благороднейшая и труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.
Литература:
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров ( педагогика третьего тысячелетия) В.П. Беспалько М. Изд-во МПСИ. – 2010год.
Современные педагогические технологии – Алматы, 2009.