Конспект урока изобразительного искусства для 4 класса на тему Средневековый город


Класс: 4
Четверть: III
Тема: «Средневековый город»
Вид урока: комбинированный
Форма работы: работа в группах
Цель: Формирование и развитие у учащихся знаний о средневековом городе, архитектуре, костюме, жизни и деятельности людей в средние века.
Задачи:
Углубить и систематизировать знания учащихся по теме: “Средневековый город”.
Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории средних веков.
Освоение детьми навыков самостоятельного сбора и обработки информации по заданной теме.
Воспитывать интерес к культуре эпохи Средневековья.
Формировать чувство коллективизма, ответственности, доброжелательное отношение в группе.
Используемые технологии:
ИКТ, личностно-ориентированные, разноуровневое обучение, объяснительно-иллюстративные,игровыеОборудование для учителя: фрагмент фильма «Город мастеров», презентация «Загадка о ремеслах», рисунки средневековых костюмов, фото архитектуры романского и готического стиля, аудиозапись (шум волн), средневековая музыка; презентация: корабль, средневековый город (слайд 1), ярмарка средневековья (слайд 2), мастерская (слайд 3); кроссворд «средневековый город», заготовки для коллективного панно:  силуэты средневековых зданий, фигурки ремесленников в костюмах, эмблемы цехов.Оборудование для учащихся: клей, краски, фломастеры, карандаши, бумага, картон, ножницы.
План - конспект урока.
1.Организационный момент. Постановка цели урока. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по средневековому городу. В путь мы снарядили корабль. Чтобы совершить путешествие на корабле необходимо выполнять разные задания.
2. Игра-путешествие.
Задание 1. Соотнести стихотворные строки с памятниками архитектуры средневековья. Назвать к какому стилю архитектуры они относятся: готический или романский (фото Собора Парижской Богоматери и церковь Нотр-Дам ля Гранд)
Но выдает себя снаружи тайный план И свод, как череп изнутри,
Здесь позаботилась подпружных арок сила, Вздымал надбровницы и дуги,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого воздействует таран.
(О.Мондельштам) Лишь щеки пышно надувая,
В серебряные дудочки играют
Младенцы-ангелы в раю.
(Н.Некрасов)
Аудиозапись шум моря. Приближаемся к пристани, нас встречает человек, как вы думаете, кто он? (купец). Купец отправляется на ярмарку, но чтобы городские ворота открылись, нужно отгадать кроссворд
Задание 2. Кроссворд «Средневековый город»
г о т и к а
ро з а ра т у ш а
с о б о рф е о д а л По горизонтали.
1.Художественный стиль средневекового искусства (готика).
2.Окно круглой формы в готических постройках (роза).
3.Здание городского самоуправления в средневековом городе (ратуша).
4.Центральный городской храм (собор).
5.В Средние века - крупный землевладелец (феодал).
Учитель: Путешествие по улицам города(слайды презентации). Город окружен несколькими кольцами стен. Стены укреплены башнями. Вокруг города ров. Улицы очень узкие. На городской площади есть фонтан. Центром города является городской собор. Есть ратуша - здание городского самоуправления. В ней располагается городская тюрьма и казна. Дома в городе не имеют номеров, их заменяют эмблемы- знаки ремесленных цехов. Давайте зайдём в цех.
Ремесленник: (ученик). У каждого ремесленного цеха своя эмблема. На ней изображались основные изделия мастеров и инструменты ремесла.
Задание 3. Угадать какому ремесленному цеху принадлежит эмблема (презентация).
3.Игровой момент. Хоровод с элементами средневекового фольклора.
Пошёл дракон по лесу, по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу:
«Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И весело потопаем, потопаем, потопаем…»
4.Самостоятельная работа учащихся. Демонстрация фрагмента фильма «Город мастеров». Деление класса на группы. Выполнение индивидуальных разноуровневых заданий.
1 группа- архитекторы (конструирование средневековых зданий :собор, ратуша, ворота, жилые постройки из бумаги)
2 группа- горожане (фигуры горожан в костюмах)
3 группа – ремесленники (эмблемы цехов)
На коллективное панно «Средневековый город» дети приклеивают городскую архитектуру, силуэты горожан в костюмах, эмблемы цехов, выполненные на предыдущих уроках. Звучит средневековая музыка.
5.Рефлексия: Вам нравиться коллективное панно? Поаплодируйте себе.
6. Итог урока.
Анализ и оценка работы учащихся в группах. Дети ставят друг другу оценки.
Список литературы
Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983
Солнцева Е. Средневековый город и его обитатели. // История № 7, 1997, с.13
Вачьянц А.М.Западноевропейское Средневековье. М.:Айрис-пресс,2009