Конспект клубного часа Прогулки по городам России. Санкт-Петербург



Конспект
открытого клубного часа
«Прогулки по городам России.
Санкт-Петербург»
в 4 «А» классе




Воспитатель: Провоторова Т.М.


Задонск - 2013
«Прогулки по городам России. Санкт-Петербург»
(клубный час) (+Презентация)
Цели: познакомить школьников с историей возникновения,
памятниками архитектуры Санкт-Петербурга;
создание положительного климата в коллективе.
Оборудование: оформленная доска, проектор, выставка книг,
жетоны.
Ход и содержание занятия
I. Вступительное слово учителя: Дорогие, ребята! Прежде чем мы начнём наше мероприятие, мне бы хотелось задать вам вопрос: «Какой город является столицей нашей родины? (Москва) Правильно. А как вы думаете, может ли у страны одновременно быть две столицы? (Нет/ Да). Оказывается, может. Конечно, в переносном смысле. Так, Москва – административная столица нашей страны, а вот город Санкт-Петербург – культурная. Кто-нибудь из вас, ребята, посещал этот прекрасный город? (Да/Нет)
На сегодняшнем нашем клубном часе я предлагаю вам совершить путешествие в Санкт-Петербург и прогуляться по его улицам, посмотреть достопримечательности. А помогать мне сегодня будет одна очень интересная наука. А вот и она, знакомьтесь (входит Госпожа География).
Госпожа ГЕОГРАФИЯ: Здравствуйте господа путешественники! Меня зовут Госпожа ГЕОГРАФИЯ. Я очень люблю путешествовать и сегодня вместе с вами отправляюсь в Санкт-Петербург. Давайте сядем поудобнее, я уверена, что путешествие будет очень познавательным и интересным.
Учитель: Слушайте и смотрите внимательно. В конце нашей прогулки по Санкт-Петербургу Госпожа ГЕОГРАФИЯ проведёт викторину. И наградит победителя.
II. Госпожа ГЕОГРАФИЯ: Ну, что ж отправляемся. Только прежде, мне хотелось бы спросить: вы знаете, где располагается Санкт-Петербург? А так же, кем он был основан? (Ответ школьников)
(Выступление ученика о месторасположении и истории строительства Санкт-Петербурга. На слайде карта России, где он указывает месторасположение города)
Текст выступления
16 мая 1703 года в устье реки Невы, по указу Петра I, заложили крепость, которую назвал – Санкт- Петербург, что означает «Святого Петра крепость». Назван он так в честь ангела-хранителя царя – святого апостола Петра.
Строительство началось с Петропавловской крепости. Царь Пётр сам выбрал место для её закладки. Однако крепость – ещё не город. Крепость – вынужденная необходимость. Город начинается с домов для жилья. Новый город строился по чёткому плану. Прокладывались прямые улицы с ровными рядами домов. Украшали Петербург многие известные зодчие. Горожане и гости любовались прекрасными дворцами знати, домами зажиточных людей, чудесными парками. На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов.
Но всё это великолепие создавалось тяжким трудом людей. Глухие, необжитые края, топкая, болотистая местность были малопригодны для жилья. Людям приходилось порой работать, стоя по пояс в воде. Не хватало и хлеба. От холода, голода и непосильного труда погибли тысячи людей. Но, несмотря ни на что, город рос.
III. Учитель: Ребята! А кто из вас сможет из зубочисток быстрее, правильнее и красивее сложить название Северной столицы? (Выбирается два участника, и проводиться игра «Ночная редакция». Победитель получает два жетона)
Игра «Ночная редакция»
Двум, трём школьникам предлагается набор зубочисток (счётных палочек) и они по команде начинают складывать предложенное слово. Игру можно проводить и с завязанными глазами. Побеждает тот, кто быстрее, правильнее и лучше выполнит задание.
IV. Экскурсовод: Начинается обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу. Просьба всех занять свои места. (Идёт слайд-шоу с видами города, к каждой фотографии экскурсовод даёт краткую справку).
Слайд-шоу
Петропавловская крепость.
Историческое ядро Петербурга. Расположена на Заячьем острове. Перед вами:
Петровские ворота
Петропавловский собор
Собор Воскресения Христова («Спас на Крови»).
Воздвигнут на набережной Екатерининского канала (канал Грибоедова). Начало строительства 14 сентября 1883 года.
Канал Грибоедова. Банковский мост.
Николо-Богоявленский кафедральный собор.
Собор был построен в 1753-1762 годах по проекту С. Чевакинского.
Вид на Стрелку Васильевского острова.
В этом месте Нева разделяется на два широких рукава.
Невский проспект. Казанский собор.
Невский проспект – главная магистраль Петербурга.
Проект Казанского собора разработан архитектором А. Воронихиным.
Исаакиевский собор
Его золотой купол является главным в пространстве исторического центра Петербурга. Собор строился в 1818-1858 годах под руководством архитектора Огюста де Монферрана.
Собор Смольного монастыря.
Собор строился с 1748 по 1762 год под руководством Б. –Ф. Растрелли.
Крейсер «Аврора».
Кунскамера.
В переводе с немецкого означает кабинет редкостей. Кунскамера – это музей, где собраны редкие и необычные предметы. Основана Петром I в 1714 году и называлась «Палата редкостей».
Дворцовый мост.
V. Вашему вниманию предлагается видеозапись разведения Моста в Санкт-Петербурге. ( Демонстрация видеозаписи с разведением моста)
Дворцовая площадь. Александровская колонна.
Одна из грандиознейших в Европе. Её центр – Александровская колонна. Высотой 47,5 метров. Установлена в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Зимний дворец.
В этом здании расположен музей Эрмитаж. Бесспорное мировое сокровище.
Он вмещает в себя около 3 миллионов произведений искусства.
VI. Учитель: Говорят съездил в Петербург и не сходил в Эрмитаж, - это как-то даже странно. Что и не был в Санкт –Петербурге вообще.
Экскурсовод: Совершенно точно. Поэтому, предлагаю и нам с вами заглянуть в Зимний дворец. (Демонстрация видеозаписи с прогулкой по Эрмитажу)
Памятник Петру Великому.
Эта скульптура – символ города на Неве.
VII. Учитель: Петербуржцы даже дали ему собственное имя – одновременно романтическое и мистически-устрашающее – Медный всадник. Это не просто воплощение царя-реформатора, но и величайшее произведение искусства. Экскурсовод: Создал этот памятник французский скульптор Этьен Фальконе по заказу императрицы Екатерины II.
( Звучит музыка. Входит императрица Екатерина II со свитой)
Екатерина II: В центре Сенатской площади повелеваю воздвигнуть (поставить) памятник Петру I. Сделать на нём надпись «Петру Первому – Екатерина Вторая».( Сказав это, она величаво удаляется)
Госпожа ГЕОГРАФИЯ: Извините меня господин экскурсовод и вы, дорогие путешественники, но я решила, что такой великий памятник должен быть представлен самой императрицей, заказавшей его. И я упросила Повелителя Времени позволить нам увидеть её величество.
Учитель: Удивили вы нас Госпожа ГЕОГРАФИЯ. Хотя вообще, Санкт – Петербург окружен ореолом таинственного и мистического.
VIII Госпожа ГЕОГРАФИЯ: Да. Этот город полон загадок и в нём ещё так много мест, которые стоит посетить, а нам, увы, пора закончить нашу прогулку, а я должна отправляться назад в страну Наукию. Но, напоследок, мне бы хотелось провести с вами викторину. За правильный ответ вы будете получать разноцветные жетоны, и в конце мы узнаем, кто же станет лучшим путешественником, и наградим победителя.
Викторина Госпожи ГЕОГРАФИИ
Задание I: Ребята! Дайте правильный ответ на вопрос.
В каком году был основам Санкт-Петербург? (1703 г)
На берегах какой реки расположен город Санкт-Петербург? (На берегах Невы)
Что является историческим ядром города? (Петропавловская крепость)
Где находится Петропавловская крепость? (На Заячьем острове)
Назовите главную магистраль Санкт-Петербурга. (Невский проспект)
Какой знаменитый крейсер стоит в Петербурге у Зимнего дворца? (Аврора)
Перечислите названия церквей и соборов Санкт-Петербурга, которые вы запомнили. (1ц. -1 жетон) (Петропавловский собор, Собор Воскресения Христова («Спас на Крови»), Николо-Богоявленский кафедральный собор, Казанский собор, Исаакиевский собор, Собор Смольного монастыря).
В здании чего располагается музей Эрмитаж? (В здании Зимнего дворца)
Количество произведений искусств, хранящихся в Эрмитаже (2,5 миллиона/ около 3 миллионов)
Кто был скульптором «Медного всадника» (Этьен Морис Фальконе).
Задание II: Выберете верное изображение.
1. Кто из правителей основал Санкт-Петербург? (2)
2. Какого памятника нет в Санкт-Петербурге? (2)
3. Этого собора (храма) нет на улицах Северной столицы (1)
4. Какого музея нет в городе на Неве? (1,2)
5. На каком изображении представлено первое сооружение Северной столицы? (1)
6. Этого нет среди достопримечательностей Санкт-Петербурга? (1,2,3)
7. Этот собор находится на главной магистрали Санкт-Петербурга? (2)
IX. Награждение победителя
Учитель: Спасибо вам Госпожа ГЕОГРАФИЯ. Спасибо вам за помощь и приходите к нам ещё. (Госпожа ГЕОГРАФИЯ уходит)
X. Учитель: Санкт-Петербург любили и любят очень многие люди. Среди них был и великий русский поэт А. С. Пушкин. Мне бы хотелось закончить наш клубный час отрывком из его поэмы «Медный всадник».
(Ученик читает строки А. С. Пушкина)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменит другую
Спешит, дав ночи полчаса.

15