Конспект занятия Санкт-Петербург: путешествие в будущее
Тема:
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ПУТЕШЕСТВИЕ В БУДУЩЕЕ»
План занятия
№ п/п
Этап урока
Содержание
Время
1
Организационный
Подготовка аппаратуры к занятию, настраивание на работу
1 минута
2
Фасилитированная дискуссия
Введение в тему занятия
7 минут
3
Демонстрация презентации
Беседа о людях, исторических событиях и архитектурных объектах города
9 минут
4
Проектная деятельность
Создание творческих проектов по группам
15 минут
5
Подведение итогов работы по группам
Выступления учащихся
10 минут
6
Рефлексия
Исполнение песни о СПб,
показ кругов настроения
3 минуты
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сегодня занятие будет посвящено важнейшим событиям и известным людям нашей Родины.
II. Фасилитированная дискуссия.
Рассмотрите картину на слайде. /слайд 1/
Что мы видим на этой картине? (верфь, строительство кораблей, река, собор, корабль, люди).
Что происходит на этой картине? (люди заняты строительством кораблей)
- Что мы можем сказать о том, где это происходит? (корабельная верфь, Адмиралтейство, Санкт-Петербург – город святого Петра)
- Что даёт тебе повод так думать?
- Что мы можем сказать о том, когда это происходит? (не наши дни, начало 18 века, основание города 27 (16) мая 1703 г.)
- Что мы можем сказать о том, кто эти люди? (рабочие люди, моряки, Пётр I, плотники, шкиперы, инженеры)
- Подтверди свою точку зрения.
- Что ещё мы можем сказать об этом человеке, людях? (царь, основатели города и флота)
- Почему царь изображён с топором и в рабочей одежде? (сам принимал активное участие в строительстве кораблей, владел несколькими профессиями)
- Что заинтересовало художника в этом сюжете? (зарождение города, флота, морской столицы) Автор картины Денис Лебедев, название “Пётр I”.
III. Показ презентации
Город рос не сам по себе, к этому приложили руки и души многие люди. Люди проектировали, строили, защищали, восстанавливали, жили и творили в нашем городе. Все они жители города, все они петербуржцы. Тема нашего классного часа “Мы - петербуржцы”.
Слайд № 2. (“Мы петербуржцы.”)
Каждый Петербуржец должен знать символы своего города. Какие 3 официальных символа вы знаете? /флаг, гимн, герб/.
У Санкт-Петербурга они тоже есть /показ, что изображено/
Слайд № 3 /герб СПб, флаг, гимн/ - обучающиеся отвечают на вопросы, записанные на частях герба и «собирают» герб СПб, рассказывают с помощью педагога, что они обозначают.
Город это живой организм, в котором всё взаимосвязано. Подумаем вместе о том, что и кто связан между собой.
Слайд № 4.
- Город – это люди. Кого вы узнали на этом слайде?
(Пётр Алексеевич Романов (Пётр I, Великий) - последний царь всея Руси из династии Романовых и первый Император Всероссийский, который построил наш город, похоронен он в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге,
Александр Сергеевич Пушкин - Жизнь А.С. Пушкина неразрывно связана с Петербургом. Здесь он учился, жил, здесь к нему пришла поэтическая слава, и, конечно много стихов он написал о Санкт-Петербурге:
Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит
Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный-естествоиспытатель, который жил, учился и работал в СПб и похоронен на Лазоревском кладбище Александро-Невской Лавры,
Пётр Ильич Чайковский - считается одним из величайших композиторов в истории музыки, который множество произведений посвятил нашему городу, похоронен в Александро-Невской Лавре,
Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный русский поэт, много времени провёл в Петербурге,
Валентина Ивановна Матвиенко – в 2003-2011г.г. была губернатором Санкт-Петербурга,
Георгий Сергеевич Полтавченко – с 2011г. – губернатор, и.о. губернатора Санкт-Петербурга,
Владимир Владимирович Путин – наш президент.
Слайд № 4.
- Город – это события. Какие события вам известны? (основание города и флота, Северная война, наводнение, штурм Зимнего дворца, баржи на Неве, начало Великой Отечественной войны, блокада, окончание Вов, день Военно-морского флота)
Слайд № 5.
- Город – это архитектурные объекты. Какие объекты показаны на слайде? (заводы, стадионы, метро, памятники культуры, соборы, музеи, вокзалы, мосты)
- Какие объекты, составляющие пространство города, не названы? (театры, магазины, достопримечательности, школы, детские сады, заводы, порт, парки, больницы).
Слайд №6.
Петербург – это музей под открытым небом. Его посещают туристы из разных концов мира. На чём можно путешествовать по СПб? Мы проедем по самым известным местам города на автобусе. Что нужно купить, когда садишься в автобус? /билет/. Денег у нас с собой нет, я предлагаю купить билеты за свои знания. На каждом билете вместо цены написан вопрос. Если ответите на него, то наш класс получает билет /дети отвечают на вопросы, учитель вывешивает фотографию и коротко рассказывает о достопримечательности)
Какое здание самое высокое в нашем городе? (Петропавловский собор)
Шпиль какого здания украшает флюгер в виде корабля? (Адмиралтейство)
Какой секрет есть у Дворцового моста? (Он разводной)
Какой мост стерегут Грифоны? (Банковский)
Кто такие грифоны? (Крылатые львы)
Какой мост охраняют львы? (Львиный мостик)
Через какую речку перекинуты мосты Аничков и Ломоносова? (Фонтанка)
Какие пешеходные мосты ты знаешь? (Банковский, Львиный)
9. Какой чудо-сад в Санкт-Петербурге ты знаешь? (Летний сад)
10. Первый музей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учреждённый императором [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и находящийся в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. (Кунсткамера)
Теперь у каждого из вас есть билет. И мы смело можем отправляться в путь.
Садитесь в волшебный в автобус и едем.
Вот и наша остановка, мы приехали в Город будущего.
Сегодня мы попытаемся себя почувствовать архитекторами, дизайнерами, проектировщиками, писателями, художниками, т.е. теми людьми, которые создавали наш прекрасный город. Ведь мы тоже часть нашего города, мы – петербуржцы.
IV. Проектная деятельность.
Вы разбиты на команды (по рядам) у каждой будет своё задание. Каждый из вас представит себе, каким будет или должен быть наш великолепный город в будущем, какими должны быть жители, о чём они должны помнить, чем должны гордиться?
1 группа – проект города в будущем
Петербург – город, созданный по воле одного человека – Петра I. Но дальнейшее его развитие зависит от людей, живущих сейчас и тех, кто будет жить в будущем. Всем нам хочется жить в экологически чистом, красивом, комфортном городе. Как бы вы разместили на плане объекты города, чтобы они отвечали современным требованиям для удобного проживания горожан.
Санкт-Петербург является культурной столицей. Как вы считаете, может ли в нашем городе появится памятник вежливому, культурному человеку? И как он будет выглядеть?
Я предлагаю каждому из вас нарисовать такой памятник (детям раздаются альбомные листы).
2 группа – пожелания потомкам
Петербург – это город со своими традициями, своим укладом и распорядком жизни.
- Какие пожелания вы бы хотели передать будущим поколениям, чтобы и они могли жить в чистом, красивом, комфортном городе. (Каждый ученик пишет своё пожелание на листочке)
3 группа – “Я горжусь, что я петербуржец, потому что...” продолжить фразу
Петербург – город героев, город, подаривший множество замечательных учёных, художников, писателей, поэтов. Я уверена, что и в будущем в Петербурге появится то и те, чем будут гордится наши потомки.
- А чем мы гордимся сейчас?
(Каждый ученик пишет, чем он гордится на крыльях голубя)
Во время работы звучит музыка «Гимн 300-летию СПб».
V. Подведение итогов работы по группам.
1 группа - Почему так расположили на плане картинки?
Выставка проектов памятника петербуржцу /культурному, вежливому, образованному человеку/
2 группа - Когда начинается большое строительство, происходит торжественная закладка первого камня. Сейчас мы тоже произведём закладку первого камня города будущего и заложим туда наши послания /коробка, стилизованная под камень/. Зачитайте свои послания будущим поколениям, покажите рисунок для будущих поколений (дети опускают записки и рисунки в коробку, педагог накрывает её крышкой, стилизованной под камень и прикрепляет к доске)
3 группа – Сейчас прозвучала песня, о чём она? С кем сравнивается СПб? О какой птице может идти речь в песне?
/ Белый голубь считался священной птицей во многих религиях. Он считается символом мудрости, преданности, чистоты, силы, долголетия и мира/. Сейчас вы скажете, чем сегодняшние петербуржцы предлагают гордиться петербуржцам будущего и мы запустим в небо над Петербургом белых голубей. (обучающиеся зачитывают, чем они гордятся, а педагог по очереди прикрепляет их записки к туловищам голубей степлером, обучающиеся прикрепляют получившихся объёмных голубей к доске, «летящими» над городом)
/песня «Бумажный голубь/
Чтобы нам всем жилось комфортно в нашем любимом городе, надо беречь то, что уже создано нашими предками, что создаётся нашим поколением, что будет создаваться нашими детьми и внуками, а самое главное сохранить в наших душах любовь и уважение к своему городу и горожанам. Ведь мы – петербуржцы!
VI. Рефлексия. Показ кругов настроения.
Звучит песня о Санкт-Петербурге /исполнение/
15