Социальный проект «Уютный дом для скворцов»


Муниципальное образовательное учреждение
Новопокровская средняя общеобразовательная школа
Ветлужского района Нижегородской области


Авторы проекта:
Вихарев Павел Анатольевич,
учитель технологии
Соколова Ольга Сергеевна,
учитель географии, экологии
Каталова Наталья Владимировна,
учитель иностранного языка
2013 год
Аннотация проекта
2013 год в России объявлен Указом президента Владимира Путина годом охраны окружающей среды.
Окружающая среда или среда обитания – это неживая и живая природа, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует.
С каждым годом человек все активнее и активнее вмешивается в природную среду, лишая многих живых существ привычных мест обитания. Особенно сильно страдают от этого птицы.
Птицы – одни из наиболее интересных и доступных среди животного мира объектов для наблюдения и исследования. Именно поэтому в год экологии и юбилейный год для Союза охраны птиц России актуальной является реализация социального проекта «Уютный дом для скворцов».
Изучение жизнедеятельности скворцов представляет интерес, так как эти птицы всегда соседствуют с человеком, и в то же время человек совсем не имеет представления об особенностях среды обитания этих птиц, их значении в природе и жизни человека.
Предлагаемый проект ориентирован на создание в школе системы сотрудничества между школой, семьями учеников, через систематическую работу по формированию трудовых навыков учащихся с привлечением родителей, а также воспитанию экологической культуры учащихся. Решение этой проблемы планируется через вовлечение учащихся и родителей в совместную трудовую деятельность по изготовлению скворечников; пропаганды информации о пользе птиц – защитников садов и огородов. Проект реализуется посредствам проведения совместных мероприятий, посвященных птицам; исследований, опросов. Специально организованных мастерских по изготовлению скворечников под руководством учителя технологии с участием родителей и учащихся; обсуждения достигнутых результатов, информирования о выполнении поставленных задач.
Дидактические цели проекта:
привлечь внимание учащихся школы и родителей к проблеме нехватки птичьих домиков для скворцов в селе Новопокровское;
формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»;
воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;
воспитать у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них, делать для них гнездовья, защищать от хищников и хулиганов;
повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, освоение практических навыков;
учить работать в сотрудничестве со взрослыми.
Методические задачи:
расширить представления учащихся о птицах, умение оценить их значимость в природе и жизни человека;
научить учащихся правильно изготавливать скворечники;
вовлечь учащихся школы и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников;
развивать критическое и творческое мышление учащихся, умение увидеть, сформулировать и решить проблему;
пропагандировать среди учащихся и родителей о пользе птиц.
Участники проекта:
- учителя трудового обучения, экологии, географии и биологии;
- классные руководители 5-9 классов;
-родители учащихся 5-9 классов.
Этапы реализации проекта :
«Трибуна мнений» (формулирование тем исследований учеников).
Распределение на микрогруппы для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем.
Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися).
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группе.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
Самостоятельная работа микрогрупп по выполнению заданий.
Подготовка школьниками презентации готовых изделий.
Сроки реализации проекта:
январь 2012- июнь 2013 года
Трибуна мнений:
Теоретики:
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова можно найти следующие определения:
Скворец – небольшая перелетная певчая птица отряда воробьиных с темным оперением.
Скворечник – маленькая деревянная будочка для скворечьего гнезда, укрепляемая на шесте или на дереве недалеко от дома.
Скворец — одна из самых популярных птиц. Скворцов еще называют -певцы весны!
Кто не знает скворца, постоянного нашего соседа. Обыкновенный скворец - небольшая птица длиной 20 см и весом 75 г. Оперение спины, грудки и задней части шеи у взрослых птиц черное с металлическим блеском. Обыкновенный скворец заселяет территории смешанных и широколиственных лесов. Нередко обустраивает себе жилье недалеко от ферм в сельской местности или же в населенных пунктах.
Скворец – птица исключительно полезная. В саду поселится - вредным насекомым несдобровать. Одна семья за сезон уничтожает только майских жуков и их личинок до 8 тысяч, да еще проволочников, разных гусениц. Садовники и огородники должны заранее подготовиться к приему дорогого гостя : почистить старые скворечники, сделать новые. Злейшие враги скворцов - кошки и белки. Они таскают птенцов, могут съесть и яйца. Температура тела у скворца 44°С. Для поддержания такой высокой температуры нужно много энергии, поэтому у птиц очень высокая скорость переработки пищи. Весной скворцы много поют, особенно отличаются этим самцы. Песня односложная, но много подражательных звуков, в пении скворца слышны голоса птиц или даже зверей.
Социологи:
Было проведено анкетирование обучающихся 5-11 классов Новопокровской средней общеобразовательной школы в количестве 25 человек (среди них 11 мальчиков и 14 девочек) с целью выявления отношения опрашиваемых к скворцам. Результаты анкетирования обработаны и сведены в таблицы и диаграммы.
У 64% опрошенных школьников скворцы селятся возле дома, и это объяснимо, многие живут в частных домах. 70% школьников скворцы нравятся. Но наблюдают за скворцами лишь 41% опрошенных. Радует, что скворцы не мешают 90% опрошенных школьников. 37% школьников изготавливают скворечники, а вот остальные не делают этого.
Опрос старожилов нашего села указал на то, что люди сейчас больше озабочены собственным жильём, о пернатых думать некогда, хотя когда-то мастерить скворечники умел каждый школьник.





Конструкторы:
При изготовлении скворечника следует придерживаться следующего порядка:
1. Подобрать и изучить информацию по теме “Скворечник”.
2. Подобрать необходимые материалы и инструменты.
3. Разработать чертежи деталей скворечника.
4. Описать технологию его изготовления.
5. Изготовить скворечник по разработанному чертежу.
 
111061530480
Скворечник лучше сделать из древесины. Древесина - это натуральный, чистый, природный материал. Данный материал не приносит вреда его обитателям и окружающей среде.
Такой скворечник получится уютным и красивым.
Результаты реализации проекта
Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.
Развитие экологической компетентности учащихся в области охраны природы.
Улучшение условий среды обитания скворцов в селе Новопокроское.
Вовлечение учащихся школы и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников.
Процесс изготовления скворечника в школьной мастерской