Разработка урока русского языка в 1 классе с использованием технологии ТРИЗ-ОТСМ

Конспект открытого урока русского языка в 1 классе.

Тема: Предложение. Текст.

Цель: закрепить знания о предложении и тексте.

Задачи:
Наблюдение за связью по смыслу предложений в тексте как одной из его особенностей.
Способствовать приобретению учащимися умения делить текст на предложения, работать с деформированным текстом.
Создать условия для работы самостоятельно и развития у учеников  уверенности в свои силах.
Способствовать воспитанию любви к родной природе, воспитанию усидчивости, самостоятельности и аккуратности при работе в тетрадях.
Развивать речь, мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
Воспитывать интерес к русскому языку, старательность и активность на уроках.


Ход урока:
1.Организационный момент.
Отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится,
Грусть-тоска её боится. (улыбка).

Подарим гостям и друг другу улыбки и начнём урок.


2.Сообщение темы и цели урока.

Ребята, освоить родной язык – трудное дело, но нужное. Мы с вами сделали первые шаги в изучении русского языка. Давайте сегодня вспомним, чему мы научились, что узнали.
«Аукцион» по правилам.

3.Чистописание.
-Открываем тетради. («Я тетрадочку открою») Записываем сегодняшнее число. 17февраля.Классная работа.



«ДА_НЕТКА» (согл., тв., парн., зв., парн.) Мм
-На минуте чистописания мы сегодня пишем букву Мм. Внимательно смотрим на доску, находим закономерность и пишем. (Показываю на доске, комментируя, а дети «пишут» в воздухе.)
Мм
Ме ме (Меркурий, Мефодий,Мерседес,Мексика,)
Ми ми (Михаил, Минск, Милан,)

4.Словарная работа.

-Попробуйте догадаться, какое животное я сейчас опишу.

ЭИЗ Кто это?
Где живёт?
Как выглядит?


Характер питания?
Как зимует?

Зверь
Тайга, леса, луга
Мощное тело, сильные пятипалые лапы с большими когтями, короткий хвост, массивная голова с маленькими глазами и ушами.
Всеядный
Залегает в спячку
Рассказ о медведях, наверное лучше начать с того , что медведь - самый крупный из современных хищных зверей. Некоторые из них достигают длины 3 метра и массы до 700, а белые иногда и до 1000 килограммов. Мощное тело, сильные пятипалые лапы с большими когтями, короткий хвост, массивная голова с маленькими глазами и ушами.
Бурые медведи для своего проживания облюбовали и тайгу, и горные леса, и плодородные луга вдоль рек. Их ареал протянулся от арктического побережья, через тундру и северные леса, до Испании, Италии и Ирана в Евразии, а на североамериканском континенте - до самой Мексики. Популяция бурых медведей есть и в Японии, на острове Хоккайдо. 
Шерсть его может быть окрашена в самые разные оттенки коричневого - от рыжеватого до темно-бурого, почти черного. Более того, к старости - 20-25 лет - кончики волос седеют, и медведь становится серым.
По характеру питания медведи всеядные,

-Да, это медведь. (фото)

-Есть и переносное значение слова. Крупного, сильного, но грузного, неуклюжего, неловкого человека называют в народе медведем.
-Слово медведь означает «едящий мёд, медоед», мёд ведает, знает, где мёд в лесу спрятан. Какую безударную гласную букву вставим? (ё) (Показываю карточку со слово медведь.) (м.дведь) (медведь)

«ЭИЗ»

Элемент (объект)
Имя признака (вопрос)
Значение признака (ответ)

Медведь
Сколько слогов?
2


Какой слог ударный?
2


Сколько букв?
7


Сколько звуков?
6


Сколько звонких согласных?
4


Сколько глухих согласных?
0


Сколько твердых согласных?
1


Сколько мягких согласных?
3


-Открываем словарики и записываем это слово у себя в словарях.
-Прочитаем слово 3 раза, выделяя ударный слог. Сколько в слове медведь
слогов? (2слога) Поставим ударение, подчеркнём безударную букву и ь.
(медведь – медведи)

«Было-стало-изменилось» (медведь – медведи)
Медведь – медведи
Что изменилось? Окончание, число (грамматическое значение), звук, количество звуков.

«АУКЦИОН»
-Кто сможет назвать однокоренные слова к слову медведь? (Медведюшка, медведица, медведище, медведиха, медведица, медвежонок, медвежий, медвежатник)(Показываю карточки со словами.)
-Медведь очень часто встречается в сказках. А какой он в сказках? (Косолапый, топтыгин).

«ЛИФТ»
-Придумайте словосочетание со словом медведь. (Большой, крупный, огромный, могучий, лохматый, косолапый, голодный, бурый, белый) -Составьте предложение со словом медведь. (Голодный медведь бродит по лесу.) (ревёт, рычит, погружается в спячку)

Записать предложение. Как на письме обозначим границы предложения? Объяснить орфограммы. Найти слово, в котором звуков меньше, чем букв.

5.Развитие речи.
-Есть такое небольшое стихотворение:
Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха,
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.
-Вы, наверняка, слышали такой фразеологизм, устойчивое выражение: Медведь на ухо наступил. Как вы его понимаете? (Отсутствие музыкального слуха.)
-Напишем это выражение по памяти. (разбор, письмо)
-Есть ещё такой фразеологизм :Медвежья услуга. Кто сможет объяснить? (Неумелая услуга, приносящая только неприятность, вред.)
-Вот мы с вами познакомились с новым словарным словом, которое нужно обязательно запомнить, и очень много нового и интересного узнали об этом животном. Более подробно о медведях мы будем говорить на уроках окружающего мира.

6.Физминутка.
-Вот мы говорили о медведе, как о косолапом , неуклюжем животном. Давайте покажем. как медведи ходят.

7.Работа по учебнику.



9.Итоги урока.


15