Характеристика методов контроля и основные формы контроля
Характеристика методов контроля и основные формы контроля
Классификация контроля по способу оценивания и по использованию ведущей функции выполнена на основе анализа различных источников информации, в частности, книги А.Н. Майорова «Мониторинг в образовании». Приведены основные методы контроля.
По месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной), текущий (оперативный), итоговый (выходной).
По способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная), «рейтинговая» технология (балльно-накопительная), «качественная» технология (сочетание метода наблюдения с экспертной оценкой, т.е. усвоил – не усвоил, овладел – не овладел).
По способу организации контроля: автоматический (машинный), взаимоконтроль, контроль учителя, самоконтроль.
По ведущим функциям: диагностический, стимулирующий, констатирующий.
По способу получения информации в ходе контроля: устный метод (включает опросы, собеседования, зачеты), письменный метод (использует контрольные, различные проверочные работы), практический метод (состоит в наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных работ, а также проектов).
На сегодняшний день существует много форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Приведу самые основные из них:
- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);
- опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);
- зачет (выдается перечень вопросов, оглашаются требования к уровню подготовки), можно предлагать продуманную систему зачетов с учетом специфики класса;
- устный экзамен (как традиционная форма итоговой аттестации);
- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);
- письменная контрольная работа (перечень заданий или задач, которые выполняются в письменном виде, технология оценивания – отметочная, по организации – контроль учителя);
- тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных и автоматизированной обработки результатов, технология оценивания – рейтинговая или отметочная);
- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);
- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).
Формы и приёмы текущего контроля знаний
В
ажный этап процесса обучения проверка (контроль) знаний учащихся. Он призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания, умения школьников, в том числе умения решать проблемы, выполнять практические задания. Контроль также должен выявлять уровень развития учащихся, сформированность заданных личностных качеств.
Цель предварительного контроля выяснение уровня знаний, умений и навыков, необходимых для восприятия нового материала. Предварительная проверка проводится на первых уроках учебного года или перед изучением новой темы (стартовый контроль), а также в начале урока (актуализация знаний). Результаты её дают учителю представление о знаниях учащихся и помогают скорректировать работу на уроке и своевременно организовать консультацию.
Цель текущего контроля индивидуальная проверка усвоения знаний и оценка результатов. Учитель проводит её регулярно. Полученные данные позволяют систематически следить за подготовкой учащихся.
Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или по большому разделу программы.
Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или на следующую ступень обучения. Его задача зафиксировать минимум подготовки, которая обеспечивает дальнейшее обучение.
Различают разные методы (схема 2) и формы (схема 3) контроля знаний.
Наблюдение учитель осуществляет в процессе ежедневной работы. Этот метод позволяет систематически получать, данные об уровне знаний и развития ученика. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при планировании уроков и общей оценке достижений учащихся.
Устный контроль, как правило, проводят в форме ответов учащихся на вопросы учителя на уроках, зачётах, экзаменах.
Письменная проверка характеризуется высокой эффективностью, позволяет глубоко и объективно оценить знания учащихся.
Практические методы контроля позволяют проверить, как сформированы практические умения, навыки учащихся, способность применять их при решении конкретных задач. К практическим методам относятся проведение опытов, решение задач, составление схем, карт, чертежей, изготовление приборов и пр. Эти методы проверки крайне важны, поскольку реализуют принцип связи обучения с практикой, жизнью, ориентируют школьников на применение знаний.
Чтобы оптимально организовать свой труд и труд учащихся и в результате сформировать прочные знания, современному учителю необходимо опираться на принципы педагогической техники. Их всего пять. Каждый из них реализуется с помощью разнообразных приёмов. Рассмотрим эти принципы.
Принцип свободы выбора. Среди огромного количества жизненных ценностей есть одна, безоговорочно важная для каждого нормального человека, свобода. Поэтому в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, необходимо предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием: это право всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Принцип открытости. «Я знаю, что я ничего не знаю», говорил мудрый грек. Наша задача не только давать знания, но ещё и показывать их границы, сталкивать учащихся с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса. Главное достояние школьника стремление к познанию и саморазвитию. Необходимо использовать в обучении открытые задачи, допускающие разнообразие в подходах к решению, степени углубления в существо проблемы, разные варианты ответов.
Принцип деятельности. «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность», писал Б. Шоу. Наиболее прочное усвоение учащимися знаний, умений, навыков происходит в ходе деятельности, т. е. знания это инструмент, школьники должны их применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения.
Принцип обратной связи. Этот принцип подразумевает регулярный контроль процесса обучения с помощью системы приёмов обратной связи.
Принцип идеальности (высокого КПД). Необходимо максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Чем больше активность, выше самоорганизация школьников, тем более приближено к идеальному обучающее или управляющее действие. Если грамотно согласовать содержание и формы обучения с интересами школьников, то они сами будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят её подкрепить. А ещё этот принцип предполагает активное вовлечение учащихся в управление своим коллективом, иногда они сами обучают друг друга.
Рассмотрим более подробно некоторые приёмы текущего контроля (схема 4). Замечу сразу, что контроль не должен быть неожиданным. Надо заранее предупреждать учащихся о сроке и форме контроля, а перед работой пожелать им успеха.
Графический диктант жёсткая форма фронтального опроса. Он проводится по базовым вопросам. Работу проводим в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память. Списать невозможно на это просто нет времени. Когда диктант завершён, даём чёткую команду об окончании работы. По этой команде учащиеся сразу же откладывают в сторону ручки. Два ученика по просьбе учителя собирают работы, проходя по рядам. Учитель спокойно, намеренно тихо одну-две минуты беседует с учащимися о диктанте. Главная цель успокоить, ввести в нормальный режим урока.
Каждый графический диктант строится по принципу «верно ли утверждение?» и включает основные вопросы курса. Как правило, это вопросы, требующие от учащихся простого воспроизведения материала, но есть и такие, которые заставляют их сравнивать и анализировать, применять знания в сходных ситуациях.
Графические диктанты целесообразно проводить в начале урока как для всего класса, так и для отдельной группы учащихся (это зависит от изучаемой темы, уровня подготовленности класса и других причин).
Тему графического диктанта и его «объекты» учитель сообщает учащимся на предшествующем уроке или раньше, например в начале изучения темы. Для более чёткого проведения диктанта и сокращения времени проверки работ можно использовать специальные бланки.
Пример графических диктантов по разным темам.
Гидроксильные производные углеводородов
Варианты: 1 глицерин; 2 этанол; 3 - фенол.
Вопросы
Содержит одну гидроксогруппу в молкуле.
Относится к классу спиртов.
Содержит бензольное ядро в молекул(
При обычных условиях сиропообраная жидкость.
При обычных условиях твёрдое кристаллическое вещество.
Не имеет цвета.
Не имеет запаха.
Обладает летучестью.
Имеет сладковатый вкус.
Ядовитое вещество.
Проявляет бактерицидные свойства.
Смешивается с водой в любых соотношениях.
13- Относится к слабым электролитам.
Молекула образует водородные связи.
Реагирует с натрием.
Реагирует с гидроксидом натрия.
Реагирует с гидроксидом меди(П).
Реагирует с галогеноводородами.
Реагирует с азотной кислотой.
Реагирует с бромной водой.
Качественная реакция с хлоридом железа(Ш).
Качественная реакция со свежеосаждённым гидроксидом меди(И).
Способен окисляться.
Способен образовывать эфиры.
Проявляет слабые кислотные свойства.
Применяется как дезинфицирующее средство.
Используется в парфюмерии и косметологии.
Используется в производстве синтетических каучуков.
Используется в производстве пластмасс для радиотехники.
Используется в кожевенном производстве.
Основания
Варианты:1 гидроксид кальция; 2 гидроксид натрия.
Вопросы
Соединение образовано тремя химическими элементами.
Содержит две гидроксильные группы.
Относится к основаниям.
Относится к гидроксидам.
Относится к группе щелочей.
Валентность металла равна 1.
Валентность металла равна 3.
Хорошо растворяется в воде.
Мало растворяется в воде.
Разъедает кожу, бумагу, ткани.
При обычных условиях твёрдое вещество белого цвета.
При обычных условиях твёрдое вещество голубого цвета.
13- Его насыщенный и отфильтрованный раствор называется известковой водой.
Его водный раствор изменяет окраску фенолфталеина на малиновую.
Его водный раствор изменяет окраску метилового оранжевого на розовую.
Реагирует с серной кислотой.
Реагирует с оксидом углерода(1У).
Реагирует с оксидом меди (II).
19. Реагирует с раствором хлорида меди (11).
Вступает в реакцию нейтрализации.
Используется в мыловарении.
Используется в аккумуляторах.
Используется для очистки нефтепродуктов.
Используется в производстве сахара.
Его прозрачный раствор используется в лаборатории для обнаружения углекислого газа.
Для увеличения скорости проверки работ к каждому графическому диктанту составлены ключи.
При наличии в графическом диктанте от 23 до 30 вопросов уровень подготовки можно считать минимально достаточным при наличии не более 11-15 ошибок (выполнено более 52% от всего объёма работы), хорошим при наличии не более 5-7 ошибок (от 78%) и успешным при наличии не более двух ошибок (от 91%).
Экспресс-опрос (быстрый опрос) форма индивидуального устного опроса. Все вопросы сообщаем учащимся заранее. Отвечать надо быстро, должна работать память.
Вопросы учитель составляет на основании программных требований к результатам усвоения учебного материала, они в основном имеют репродуктивный характер. Кроме базовых вопросов по химии можно включать и вопросы из курсов биологии, географии, ОБЖ, физики и других дисциплин это зависит от изучаемой темы. Правильные ответы на часть вопросов учащиеся слышат на уроке, а на другие могут найти в учебнике. Многие учащиеся приходят после уроков в кабинет, чтобы подготовиться к экспресс-опросу. В случае необходимости получают консультацию.
Вопросы для экспресс-опроса записаны на отдельные карточки из плотной бумаги размером 9 х 18 см и разложены на столе, как экзаменационные билеты. Обычно учащиеся вытаскивают по три карточки. Общее число вопросов для экспресс-опроса, может быть от 15 до 30; оптимальное количество 20-25 вопросов.
Примерные вопросы для одного из экспресс-опросов.
Кислоты и соли
Кислоты это.... Какая кислота входит в состав желудочного сока и участвует в процессе переваривания пищи? Какова её химическая формула?
Кислотный остаток это ....
Соли это ... . Как называется соль, которую мы используем для подсаливания пищи, и какова её химическая формула?
Основность кислоты это.... Приведите пример трёхосновной кислоты. Какая это кислота бескислородная или кислородсодержащая?
5. Валентность кислотного остатка численно равна ... .
6. Расскажите о классификации кислот по составу кислотного остатка. Приведите примеры.
Расскажите о классификации кислот по количеству атомов водорода в молекуле. Приведите примеры.
Приведите примеры кислот, встречающихся в природе.
Есть ли что-нибудь общее в составе кислот и солей? Если есть, то что именно?
10.Витамин С иначе называют ... кислотой, она содержится в ..., особенно много её в ... . Богата витамином С также квашеная капуста. В квашеной капусте есть ещё одна ценная кислота ....
11Кислоты ... вещества, поэтому нельзя допускать их попадания на кожу, бумагу и ткани. Если всё-таки кислота попала на кожу, то необходимо сразу же..., а затем обработать поражённое место раствором ....
12.Индикаторы это .... Какие индикаторы вы знаете? Назовите их цвет в нейтральной и кислотной среде.
13.В чём особенность взаимодействия азотной кислоты с металлами?
14.Назовите три металла, которые вытесняют водород из растворов кислот. Какой из них самый активный?
15.Назовите три металла, которые не вытесняют водород из растворов кислот.
16.Назовите учёного, который составил электрохимический ряд напряжений металлов (упрощённо ряд активности металлов). На основании каких опытов он это сделал?
17.Что образуется при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Какой это тип реакции? Приведите ещё один пример реакции такого же типа, но с участием других веществ.
18.Что образуется при взаимодействии оксида меди(П) с раствором серной кислоты? Какой это тип реакции? Приведите ещё один пример реакции такого же типа, но с участием других веществ.
19.Реакция обмена это .... Какие ещё типы реакций вы знаете?
20.Перечислите известные вам химические свойства кислот.
В экспресс-опрос можно включать карточку «Счастливый случай». Каждый учитель может сам придумать, какие преимущества она даёт учащимся. Это могут быть добавочные полбалла. Например, если ученик отвечает не очень убедительно: то ли на «3», то ли на «4», то, вытащив карточку «Счастливый случай», он получает отметку «4» и освобождается от дальнейшего опроса. Другой пример. Учащийся решает домашнюю задачу или выполняет упражнение у доски. После проверки работы можно предложить ему ответить на один дополнительный вопрос, взятый из экспресс-опроса. Вытащив карточку «Счастливый случай», он освобождается от дальнейшего опроса.
Разгадывание химических кроссвордов удобно использовать для индивидуального текущего контроля знаний. На разгадывание учащимся кроссворда отводится 7 минут.
Как оценить эту работу учащегося? К проверке кроссворда надо подходить очень индивидуально, с большой осторожностью. Учительское чутьё подскажет.
Все кроссворды надо наклеить на картон. Перед уроком на картинку накладывают и прикрепляют канцелярскими скрепками кусок кальки. Учащиеся вписывают ответы простым карандашом.
Здесь важны три момента. В первой четверти 8-го класса не стоит ставить за разгадывание кроссворда или чайнворда отметку ниже «4», нужно дать учащимся время привыкнуть к этой форме работы. Важно также вести учёт с целью вовлечения каждого ученика в такой опрос (примерно один раз в четверть). Кроме того, имеет смысл включать в кроссворды 20-40% вопросов из других областей знаний (биология, мифология, астрономия, физика, литература и др.).
Релейная контрольная работа проводится по текстам ранее решённых задач. Термин «релейная контрольная работа» и сам приём взят из книги В. Ф. Шаталова «Точка опоры».
При систематическом использовании этого приёма домашнее задание надо предлагать избыточным массивом на продолжительный отрезок времени. Количество задач в массиве может быть различным, это решать учителю. Учащийся выбирает и обязательно решает не менее заранее оговорённого минимального количества задач, а остальные задания выполняет по желанию. Самостоятельный выбор заданий предоставляет школьникам дополнительную возможность самореализации, а учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее. При этом учащиеся одного класса часто решают разные задачи, значит, у них появляется дополнительный предмет для разговора, обмена мнениями. Выбирая задачи, каждый ученик волей-неволей читает остальные. Таким образом, его учебный кругозор становится шире, он учится с первого взгляда оценивать сложность задачи.
Можно включить в релейную контрольную работу и задачи, когда-то разобранные на уроке. Чем больше задач решил учащийся, чем внимательнее был при этом, тем больше для него вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней.
Думаю, что в письменной работе учителю не стоит исправлять все ошибки. Иногда лучше указать общее их количество. Найти и исправить ошибки интересная задача для самого ученика.
Выборочный контроль можно использовать при проведении фактологических и понятийных диктантов. Каждый учитель знает, насколько важно, чтобы учащиеся своевременно учили определения понятий и знали специфику химического языка. Например, в начале из учения курса органической химии они должны усвоить такие понятия, как гидрирование, гидратация, галогенирование, дегидрирование и т. п. Их надо включать в диктанты. Можно предлагать также задания по номенклатуре органических соединений, составлению структурных формул изомеров, гомологов и т. д.
Работы учащихся желательно проверять выборочно, те, которые считает нужным учитель, или отобранные случайным образом. Это удобно, особенно если времени в обрез можно проверить 6-10 работ. Но можно проверить и все. Чьи работы будут проверены, никто из пишущих не знает, и поэтому стараются все.
Тренировочная контрольная работа - полезный приём контроля, когда учитель приступает к работе в новом классе. Контрольная работа проводится как обычно, но отметки в журнал учитель выставляет только по желанию учащихся. Допускаются и другие послабления: использование учебника и (или) рабочей тетради.
Правильное использование всех видов, методов, форм и приёмов проверки в продуманной системе является действенным средством повышения качества знаний и предупреждения неуспеваемости.
15