Урок технологии во 2 классе Дымковская игрушка
МКОУ Черчетская СОШ
Тайшетского района
Иркутской области
Тема:
Урок технологии во 2 классе.
УМК «Школа России»
37465066040Учитель начальных классов
Т.Н. Демидко.
2016 год
Тема занятия: «Дымковская глиняная игрушка»
Цели урока:
Знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента.
Задачи урока:
Образовательная:
Совершенствование знаний о декоративном искусстве в жизни общества. Дать начальные сведения о народном промысле России – дымковской игрушке.
Освоить декоративную роспись характерную для дымковских игрушек, творчески и разнообразно применять приемы кистевой росписи; формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приёмы работы кистью.
Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
Воспитательная:
Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, к искусству народных мастеров, своей Родине и её истории.
Воспитание положительных мотивов к творческой деятельности, воспитания, эстетических чувств.
Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Развивающая:
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству; художественный вкус, творческое воображение, графические умения;
Дальнейшее развитие художественных способностей, наблюдательности, внимания, аккуратности и т.д.
Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Развитие наблюдательности, творческих способностей, чувства цвета и пропорции, навыков кистевого письма: тычком, мазком, линией;
Формы и методы, используемые на уроке: рассказ, компьютерное обеспечение-презентация по теме, метод наглядности.
Задачи: Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Личностные:
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве с народным творчеством русских мастеров;
-формирование осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
-готовность открыто выражать свою позицию на уроках;
Регулятивные:
-целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);
–исправление своих ошибок во время практической деятельности;
-удерживание цели деятельности до получения её результата;
-выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма построения узора и выбор цвета);
-оценивание (сравнение с эталоном) результатов своей и чужой деятельности;
Познавательные:
-развивать умения строить устные высказывания, способности учащихся управлять своей познавательной деятельностью;
-учить различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент);
-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
-учить слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач, адекватно оценивать себя.
Метапредметные:
-формировать умения продуктивно организовать свои дела;
-работать с информацией;
-эффективно общаться;
-развивать способность к самообразованию.
Тип урока: Изложение нового материала
Вид урока: смешанный (сочетание различных видов на одном уроке).
Форма организации учебной деятельности: фронтальная.
Основные методы и технологии УУД, используемые в рамках урока
здоровье сберегающая технология;
технология проблемно-диалогического обучения;
игровая технология;
информационно-коммуникативная технология;
проектная технология;
технология оценки учебных успехов.
Оборудование:
1. Для учащихся:
модель для раскрашивания «Дымковская игрушка»
гуашь
кисти
баночка для воды
лист бумаги
салфетка
тычок (ватные палочки 2 штуки)
простой карандаш
ластик
2. Для учителя:
дымковские игрушки;
плакаты «Дымковская игрушка»;
презентации «Дымковская игрушка»,
Задание для обучающихся (формулировка): Создать дымковскую игрушку (импровизация формы) и украсить ее декоративной росписью.
Зрительный, литературный, музыкальный ряды: наборы слайдов «Дымковская игрушка», таблицы с примерами основных элементов создания дымковской игрушки.
План урока (45 мин.)
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. (3-5 мин.)
II. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. (10-15 мин.)
III. Объяснение последовательности росписи. (5 мин.)
IV. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. (15-20 мин.)
V. Заключительная часть. Подведение итогов. (5 мин)
Ход урока.
I. Организационный момент.
Подойдите к своим партам,Обведите взглядом их.Все ль готово там к уроку?Все ль сейчас лежит на них?Вы друг другу улыбнитесь,На места свои садитесь.Начинаем наш урок,Пусть он всем пойдет нам впрок.
-95250872490 II. Вступительная беседа. Подготовка к восприятию нового материала.Учитель: Ребята, есть ли у вас дома игрушки?Учитель: Из чего они сделаны? (Из пластмассы, резины, металла, меха)Слайд 1. Учитель: Они сделаны из современных материалов. Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью нарядные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называются центрами народных промыслов. Таких центров очень много.Учитель: Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них.
Учитель: Какие народные промыслы вы знаете?Учитель: Что такое ярмарка?Рассказ учителя.
Учитель: Народное искусство – это духовная культура народа. Веками народ через песню, сказку, былину, танец, архитектуру, предметы быта старался в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира.
-825501026795С древнейших времен и до наших дней люди стараются делать предметы быта не только удобными, но и красивыми. В народных промыслах проявился художественный талант народа. Самобытные русские изделия мастеров Хохломы, Городца, Жостово, Полхов-Майдана, Гжели ценятся не только у нас, но и за рубежом.
-923290833755Слайд 2. Учитель: В старину все эти предметы люди могли купить на ярмарках. Ярмарка – это не только торг, но и большой народный праздник, показ всего разнообразия искусства русского народа. На такие ярмарки собиралось множество людей.
Слайд 3. Учитель: Народные гулянья, кукольные представления, веселые карусели, выступление песенников и танцоров сопровождали торг. Вся щедрость русской души отражена в праздновании ярмарки.
III. Изучение нового материала.
17145252095Учитель: Прослушайте стихотворение и скажите, с каким видом народного промысла мы познакомимся сегодня на уроке?
Слайд 4. Учитель:
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
21974-4445Слайд 5. Учитель:
-7613651755775Чем знаменито Дымково?Игрушкою своей!В ней нету цвету дымного,Что серости серей.В ней что-то есть от радуги,От капелек росы,В ней что-то есть от радости,Гремящей, как басы! В. Фофанов.
(Ответы учащихся)
Слайд 6. Учитель: Тема сегодняшнего урока «Дымковская игрушка».
2159090170Слайд 7. Учитель: Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Вот и Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами.
21590-3175Слайд 8. Учитель: Сегодня мы продолжим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое, но уже к мастерам дымковской игрушки.
Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка.
Учитель: Почему же назвали Слободу Дымково, а игрушки дымковские?
-3175025400Слайд 9. Учитель: Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась дымковская игрушка. Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле -317501035685более четырёхсот лет.
Слайд 10. Учитель: Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки.
-31750-3175Слайд 11. Учитель: Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров.
Учитель: Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
Учитель: Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
-6985010160Слайд 12. Учитель:
Есть на Вятке слободаЗовется Дымково она.Там на ярмарке веснойЖдут игрушки нас с тобой.Барыни и мужики,Поросята, индюки.Ярко все наряжены,Пестро разукрашены.Любит их и стар и млад,Каждый тем игрушкам рад!
18415206375В каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством.
Слайд 13. Учитель: Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались на свет разные зверюшки:
кони озорные,
олени золоторогие,
индюки важные,
кавалеры отважные,
свистульки голосистые,
да звери сказочные, диковинные…
21974266Слайд 14. Учитель:
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
13589081280Слайд 15. Учитель:
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
21590116205Слайд 16. Учитель:
Индюк сказочно красив, Он напыщен, горделив,Смотрит свысока вокруг,Птица важная индюк. (П. Синявский)
219743736Слайд 17. Учитель: Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. По низу юбки или передника – оборки.
21590-3810Слайд 18. Учитель: В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины. 6667592710Слайд 19. Учитель:
Посмотри, как хороша –
Эта девица-краса,
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
9588587630Слайд 20. Учитель:
За студеною водицейВодоноска-молодицаКак лебедушка плывет,Ведра красные несетНа коромысле, не спеша.
Сидит кокошник горделиво,
21590204470И девица так красива…
Слайд 21. Учитель: Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.
С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами.
21590161925 (П. Синявский)
Слайд 22. Учитель: Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц.
-9093201014095У этого оленя золотые рога.Через горные отроги,Через крыши деревень,Краснорогий, желторогийМчится глиняный олень.
Слайд 23. Учитель: Дымковские игрушки Свистульки имели формы различных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты.
64135726440Барашек – свисток.Левый рог – завиток,Правый рог – завиток,На груди – цветок.
Слайд 24. Учитель: Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны.
-81915067310Слайд 25. Учитель: Расписные кони в яблоках с пышной гривой и хвостом, птицы-павы, жар-птицы, медведи могучие, львы рыкучие, бравые офицеры и прекрасные барышни.
-127000718820Кони глиняные мчатсяНа подставках, что есть сил.И за хвост не удержаться,Если гриву упустил.
Слайд 26. Учитель: Узорами игрушки наряжены яркими, сочными, все больше в горошек, а то и полоску либо в клетку.
-127000170815Слайд 27. Учитель: Гимнастика для глаз.
Хорошо гостей встречали,Глазки у ребят устали. (поморгать глазами )Посмотрите все в окно, (повернуть глаза в сторону окна)Ах, как солнце высоко! (поднять глаза вверх)Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза )В классе радугу построим, (нарисовать глазами дугу )Вверх по радуге пойдем, (поднять глаза вверх)Вправо, влево повернем, (повернуть глазами вправо, влево) А потом скатимся вниз, (опустить глаза вниз )Жмурься сильно, но держись! (зажмурить глаза и открыть)
-889088900Слайд 28. Учитель: Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.
Голосисты эти птицы И нарядны, словно ситцы!
2159091440Слайд 29. Учитель:
-1104265820420Сделаны из глиныИгрушки всем на диво. Дети в карусели На лошадок сели.
Слайд 30. Учитель: Яркая, красочная «дымка» популярна не только в России, но и за рубежом.
Учитель: А знаете ли вы как называют мастера, который работает с глиной?
2197415Слайд 31. Учитель: Гончар – это мастер, который изготавливает игрушки, посуду из глины.
Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся.
21974-4327Слайд 32. Учитель: Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза.
-1060450167640Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины.
Слайд 33. Учитель: Затем сушат, сначала на столе, затем в печи. Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.
5270579375021974-3648Слайд 34. Учитель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз. Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке.
-982980630555Слайд 35. Учитель: Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит.
Слайд 36. Учитель: Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.
-31750314325Слайд 37. Учитель: Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета.
-918210613410Кружочки, клеточки, полоскиПростой, казалось бы, узор,Но отвести не в силах взор.
Слайд 38. Учитель: По форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый смысл:
Слайд 39. Учитель:
-3175060960круги –означали солнце;
синяя волнистая полоса обозначает воду;
перекрещенные полоски – сруб колодца;
круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила;
маленькие кружочки – семена.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.
-31750118110Слайд 40. Учитель: А сейчас мы отдохнем и продолжим работу.
Физкультминутка (Элементы танцевальных движений под народную музыку)
Наклоняемся с хлопкомИ с хлопком опять встаем.Вниз и вверх, вниз и вверх,Ну-ка, хлопни громче всех!Мы работаем руками,Полетим под облаками,Руки вниз, руки вверх,Кто летит быстрее всех?Чтобы ноги не болели,Раз – присели, два – присели.Рядом с партою идемИ садимся мы потом.
IV. Закрепление нового материала.
383481-3648Слайд 41. Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?
Ответ:
Вопрос: Почему назвали Слободу Дымково?
Ответ:
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое
-41910205740«Дымково» назвали.
Слайд 42. Вопрос: Как называют мастера, который работает с глиной?
Ответ: Гончар.
Вопрос: Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки ?Ответ: Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем, как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.
Вопрос: Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Ответ: Для росписи игрушек используют цвета: желтый, синий, красный, зеленый, черный, (белый фон). В современной игрушке присутствуют: оранжевый, коричневый, розовый, голубой.
Вопрос: Какие узоры вы видите на игрушках?
Ответ: Узор состоит с геометрических элементов: кружки, овалы, кольца, полоски, клетки, линии.-133350133350Слайд 43. Вопрос: Как в узорах расположены элементы относительно друг друга?
Ответ: в ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями.
Вопрос: Где располагаются точки?
Ответ: Между кольцами, на кольцах, по краю колец.
Вопрос: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?
Ответ: В орнаменте дымковской игрушки означают:
синяя волнистая полоса - вода,
перекрещенные полоски - сруб колодца,
круг со звездчатой серединкой - солнышко и небесные светила.
Вопрос: Каково цветовое сочетание элементов в узорах?
Ответ: все цвета радуги, но обычно от 3 до 5 цветов.
-4191093345Слайд 44. Вопрос: Кто лепил игрушки?
Ответ: Игрушки лепили сами люди, а не машины.
Вопрос: А из чего лепили игрушки?
Ответ: из глины.
Вопрос: А что потом делали с вылепленными игрушками? Сразу ли их раскрашивали?
Ответ: сначала игрушка подвергалась обжигу.
Вопрос: Почему игрушка называется народной?
Ответ: Потому, что лепили её в каждом доме в деревне, сначала как оберег, затем – ребятишкам на потеху, а потом и на продажу.
V. Постановка художественной задачи.21974201649Слайд 45. Учитель: Ребята! Предлагаю вам стать настоящими мастерами и расписать модели дымковской игрушки. Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким).
(Класс разделен на творческие группы, каждая группа выполняет определенное задание).Лепка из пластилина дымковской игрушки (коня).(Задание выполняется под народную музыку).
Объяснение и выполнение задания. В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
4508512065Слайд 46. Учитель: 1. Подготовим рабочее место.
-317508890Слайд 47. Учитель: 2. Возьмём белый пластилин и разделим на три неравные части.
-52705-4445Слайд 48. Учитель: 3. Вылепим туловище игрушки приёмом вытягивания.
-3175039370Слайд 49. Учитель: 4. Возьмём пластилин для головы и скатаем шар. Вытянем мордочку и шею.
-3175051435Слайд 50. Учитель: 5. Приёмом примазывания соединим две детали.
-31750-1905Слайд 51. Учитель: 6. Изготовим уши. Прикрепим их к голове с помощью стеки.
1714573660
Слайд 52. Учитель: 7. Сделаем хвост.
-981710192405
Слайд 53. Учитель: 8. Сделаем гриву.
21974-3648Слайд 54. Учитель: 9. Оформим изделие деталями, вылепив их из пластилина разных цветов.
Выставка работ.
21590207645VI. Анализ работ. Итог урока.Слайд 55. Учитель: Домашнее задание. Придумать рассказ о ярмарке и на следующем уроке обыграть в настольном театре, используя вылепленные игрушки.
118745100330 Слайд 56. Учитель:
Весёлая, белая глина, кружочки, полоски на ней
Козлы барашки смешные, табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребята,
Собачки, гусары и рыбы… А ну назови-ка меня.
-116840149860(Дымковская игрушка) .Слайд 57. Учитель: - Урок окончен, приступаем к уборке рабочих мест.
Литература:
Журнал начальная школа» №4 2008 год.
Горячева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 2003 год.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. 2003 год
Интернет ресурсы:
http://nnm.ru/blogs/bear12345/dymkovskaya_igrushka_istoriya_fotografii/http://www.kremlin-izmailovo.com/dymka
http://www.dimkovo.ru/about.htm
http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/d...
http://www.vpodvorye.ru/99.html?SECTION=0
http://www.shkola1kh.ru/index.php/metodicheskaya-rabota/nachalnye-klassy/118-shirokova-olga-nikolaevna/179-urok-izobrazitelnogo-iskusstva-po-programme-t-ya-shpikalovoj-dymkovskaya-igrushka-1-klass.html
http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/22-2012-01-11-22-06-35/220------l-------r-----3--
http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-dekorativno-prikladnoe-iskustvo.htmlhttp://festival.1september.ru
http://stihi.ru/2008/05/06/853http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000122-1000-4ddd-da0e-3000469b3d1c/index.htmhttp://www.liveinternet.ru/users/kykolnik/post120808843http://www.maylex.net/dymkovskaya_igrushkahttp://lepnj.narod.ru/dimig.htmlhttp://kagalniccdt.my1.ru/load/metodicheskie_razrabotki/master_klassy/master_klass_dymkovskaja_igrushka_pedagog_abashkina_e_n/7-1-0-17