Программа деятельности отряда юных инспекторов движения «Безопасное колесо»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
Средняя общеобразовательная школа д. Шапша
Программа
деятельности отряда юных инспекторов движения
«Безопасное колесо»
Руководитель кружка Абрамов А.А.,
преподаватель-организатор ОБЖ
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа отряда ЮИД «Безопасное колесо» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Программа модифицирована на основе программы «Безопасность дорожного движения»: Программа и тематическое планирование. 1-4 классы / авт.-сост. Р.П. Бабина – М.: Мнемозина, 2011г. и авторской программы Н.Ф Виноградовой / Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста – М.: ЭНАС-КЛАСС, 2012.
Методического пособия для учителей по использованию учебно-методического комплекса «Безопасность на дорогах» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Учприбор, 2009. – 160 с. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры. Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Цель программы: обучение элементарным правилам поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Задачи:
Обучающие:
- Научить основным правилам дорожного движения;
- Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
- Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
2. Развивающие:
- Развивать мотивацию к безопасному поведению;
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
- Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
- Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
3. Воспитательные:
- Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Новизна: воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит по средством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Основные формы и методы проведения занятий: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.
Контингент обучаемых: учащиеся в 7-12 лет.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год
Формы и режим занятий: работа кружка ЮИД «Безопасное колесо» рассчитана на 2 раза в неделю. Занятия проходят в классе с использованием мультимедиа установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник: «Посвящение первоклассников в юные пешеходы», участие в окружном конкурсе - фестивале «Безопасное колесо».
Права и обязанности юного инспектора движения
Юный инспектор движения имеет право:
участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения;
избирать и быть избранным в штаб отряда юных инспекторов движения;
носить установленные знаки различия юных инспекторов движения;
обращаться за помощью и консультацией по вопросам дорожного движения и общественного порядка в ГИБДД МОВД «Ханты-Мансийский»;
под руководством сотрудников ГИБДД МОВД «Ханты-Мансийский», участвовать в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы, дошкольных учреждений по месту жительства по соблюдению Правил дорожного движения;
за активную работу юный инспектор движения может награждаться грамотами, дипломами, нагрудными значками, ценными подарками, направляться на муниципальные, окружные слёты юных инспекторов движения.
Юный инспектор движения обязан:
знать и выполнять требования настоящего Положения в части основных направлений работы ЮИД, прав и обязанностей каждого юного инспектора движения;
дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания штаба и командиров;
изучать Правила дорожного движения и быть примером в их исполнении;
вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде Правил дорожного движения;
всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения;
укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.
2. Основные направления деятельности отрядов ЮИД
Информационная деятельность:
создание стендов и уголков по безопасности дорожного движения, ведение документации отряда,
выпуск газет, молний, листовок по ПДД,
Выступление агитбригады в детском саду, в сельском доме культуры.
Пропагандистская деятельность:
организация разъяснительной работы в школах и детских садах;
проведение бесед, викторин, игр, кинолекториев, КВНов, тематических вечеров и утренников со школьниками по ПДД;
участие в создании и использовании наглядной агитации и методической базы для изучения ПДД;
показ спектаклей, агитбригад;
участие в родительских собраниях;
организация соревнований по ПДД, конкурса «Безопасное колесо»
Шефская деятельность:
организации среди дошкольников и учащихся начальных классов конкурсов рисунков, поделок по теме безопасности движения;
разучивание песен и стихов, помощь воспитателям в проведении экскурсий «Азбука дорог»;
проведение занятий с юными велосипедистами на площадках.
Патрульная деятельность:
совместно с инспекторами ГИБДД МОВД «Ханты-Мансийский» патрулирование на наиболее опасных участках вблизи школы по предотвращению нарушений ПДД со стороны детей и подростков, проведение профилактических бесед, посвящение первоклассников в юные пешеходы;
выявление нарушений ПДД детьми и подростками;
выпуск «молний» по результатам патруля и рейдов;
информирование совета школы и родителей о нарушении школьниками ПДД;
работа с юными велосипедистами.
Кроме указанных направлений, могут быть и другие направления в работе школьного отряда ЮИД.
Содержание программы
1 раздел (18 часов)
История развития дорожного движения в России. Участники дорожного движения.
Культура и взаимное уважение – основа безопасности на дорогах.
Дорога. Из чего состоит дорога. Дорога в разное время года. Виды автомобильных дорог. Характеристика каждого вида. Проезжая часть дороги и обочина дороги. Рекордсмены среди дорог и улиц.
Линии дорожной разметки. Полосы дорожного движения. Одностороннее и двустороннее движение на дороге. Дорожные нормативы.
Перекрестки и пешеходы. Велосипедная дорожка и пешеходная дорожка. Правила пешеходных переходов. Посадочные площадки. Островки безопасности.
Светофоры и регулировщики. История и виды светофоров. Сигналы светофора. Организация дорожного движения, координация работы светофоров по методу «зеленая волна».
Железнодорожный переезд. Виды железнодорожных переездов. Правила поведения на железнодорожном переезде. Оповещение специальными знаками.
Пешеход. Статистика дорожных происшествий с участием пешехода. Рискованное поведение пешеходов. Советы пешеходу.
Пешеход на проезжей части. Опасные ситуации по вине пешехода.
Меры ответственности за нарушение «Правил дорожного движения»
Занятие-зачет.
2 раздел (14 часов)
Понятие о дорожно- транспортном происшествии. Статистика ДТП.
Действия пассажира, если произошло дорожно-транспортное происшествие- ДТП.
Дорожные знаки. Виды дорожных знаков. Белые треугольники.
Знаки – команды. Пятнадцать предписаний.
Информационно-указательные знаки.
Работа с учебно-наглядным материалом «Знаешь ли ты дорожные знаки?»
Занятие-зачет.
3 раздел (20 часов)
Водитель. Факторы повышенного риска для водителя. Основные «законы» безопасного движения.
Типичные обстоятельства и действия водителя. Опасные ситуации на дороге и маневрирование.
Виды транспорта. Из истории транспорта. Специальные автомобили, Трамвай и троллейбус. Автобус. Такси.
Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. Статистика правонарушений.
Основы страхования. Виды страхования.
Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в грузовых и легковых автомобилях.
Основы медицинских знаний, первая медицинская помощь при ДТП.
Первая медицинская помощь при ДТП, если пострадавший находится без сознания.
Первая медицинская помощь при ДТП, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти.
Алгоритм оказания первой медицинской помощи.
Практические занятия по первой медицинской помощи.
4 раздел (16 часов)
Ознакомление с положением конкурса ЮИД «Безопасное колесо». Подготовка к конкурсу ЮИД.
Решение задач по «Правилам дорожного движения». Оказание первой медицинской помощи. Правила страхования.
Практическое занятие «Велотрасса». Разводка транспорта. Оформление документации. Практические занятия. Требования к снаряжению. Рейд ЮИД на дорогах с работниками ГИБДД. Задачи и организация районных и областных соревнований ЮИД. Положение о соревновании, условия и порядок проведения. Задания, этапы, зависимость от уровня сложности. Личное и командное снаряжение. Меры безопасности.
5 раздел Практические занятия
Учебно-тематический план
№ п/пДата Наименование темы часы примечание
I раздел (24 часа) 1 04.09 Безопасность дорожного движения 1 Вводное занятие
2 07.09 Участники дорожного движения 1 3
11.09 Культура и взаимное уважение - основы безопасности на дорогах 2 4 14.09 Дорога. Из чего состоит дорога 2 5 18.09 Опасный случай 1 6 21.09 Дорожная разметка 2 7 25.09 На остановке общественного транспорта 2 8
28.09 Перекрестки и пешеходы 1 практическое занятие
9 02.10 Светофоры и регулировщики 4 10 05.10 Железнодорожный переезд 1 11 09.10 Пешеход 1 12 12.10 Кто такие пешеходы? Чем они отличаются от водителей? 1 13
16.10 Почему с пешеходами происходят несчастья на улицах и дорогах? 1 14 19.10 Советы пешеходу 1 15 23.10 Пешеход на проезжей части 1 16 26.10 Опасные ситуации по вине пешеходов 1 17
30.10 Меры ответственности за нарушение "ПДД" 1 18 Занятие – зачет (Тестирование) 2 Зачет
II раздел (19 часов) 19 Дорожно - транспортное происшествие - ДТП 1 20 Если дорожно - транспортное происшествие произошло 4 21 Дорожные знаки 8 22 Загородная дорога и автомагистраль 1 23 Информационно- указательные знаки 2 24 Взаимодействие участников дорожного движения 2 25 Обобщающее занятие 1 26 Занятие – зачет 2 Зачет
III раздел (35 часов) 27 Водитель 1 Вводное занятие
28 Факторы повышенного риска для водителя 2 29 Меры безопасности в дорожном движении 4 30 Основные "законы" безопасного движения. 1 31 Типичные обстоятельства и действия водителя 1 32 Опасные ситуации на дороге и маневрирование 1 33 Виды транспорта 3 34 Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ 1 35 Основы страхования 2 36 Правила для пассажиров в общественном транспорте 1 37 Основы медицинских знаний 1 Вводное занятие
38 Первая медицинская помощь при ДТП, если пострадавший 4 Практическое занятие
39 находится без сознания 1 40 Пострадавший в состоянии клинической смерти 1 41 Алгоритм оказания ПМП 2 42 Оказание ПМП 4 Практическое занятие
43 Решение тестов 4 IV раздел (26 часов) 44 Ознакомление с положением конкурса ЮИД «Безопасное колесо» 2 Вводное занятие
45 Подготовка и выступление агитбригады ЮИД 10 46 Решение задач пол ПДД 8 47 Оказание ПМП 1 Практическое занятие
48 Основы страхования 1 49 Практическое занятие "Велотрасса" 2 Практическое занятие
50 Разводка транспорта 2 V раздел (22 часа) 51 Оформление уголка ЮИД 1 52 Практические занятия по фигурному вождению 7 Практическое занятие
53 Практические занятия по оказанию 1МП 4 Практическое занятие
54 Практические занятия по основам безопасности жизнедеятельности 3 Практическое занятие
55 Практические занятия «Выпуск газеты, информационных бюллетеней» 3 56 Практические занятия «выступление агитбригады в д/саду» 2 57 Рейд ЮИД на дорогах с работниками ГИБДД 1 58 Рейд ЮИД на дорогах с работниками ГИБДД 1 Список литературы
1.Федеральные Законы Российской Федерации «О безопасности дорожного движения».2. Бабина Р.П. Занимательная дорожная азбука. Учебно-наглядное пособие. М. 1997г.
3. Бубнов В.Г. Бубнова Н.В. Как оказать помощь при автодорожном происшествии М. 1997г.
4. Гальцова Е.А. Изучение правил дорожного движения Сценарий театрализованных занятий. Волгоград 2006г.
5. «Добрая дорога детства» Всероссийская газета для детей педагогов, родителей Всероссийский ежемесячник М. «Молодая гвардия»
6. Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок Волгоград. 2000г
7. Комментарий к уголовному кодексу РФ. М.Юрист 1997г.
8. Латчук В.Н. Марков В.В. Маслов А.Г. «Основы безопасности жизнедеятельности» методическое пособие. М Дрофа 2000г.
9. ОБЖ. Основы безопасности жизни Учебно-методический журнал
10. «Основы безопасности жизнедеятельности» Программно- методические материалы 1-11 кл11. Примерные билеты и ответы по основам безопасности жизнедеятельности п/р В.Н. Латчук.
12. Романова Е.А. Малюшкина А.Б. Классные часы по правилам дорожного движения 5-6 классы М. 2006г.
Методические рекомендации по проведению занятий по правилам дорожного движения с использованием тестов. Центр пропаганды. М 2008.
13. Тупикин Е.И. Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» Комплект тестовых заданий для учащихся старшей ступени средних школ М. 2000г
14. Топоров И.К. «Методика преподавания курса ОБЖ» М Просвещение 2000г.
15. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. (Безопасность на дороге и в транспорте) Учебное пособие по правилам дорожного движения для учащихся С. Петербург .1998
16. Форштат М.Л. Сосунова Е.М Учись быть пешеходом. Учебное пособие по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы. С. Петербург .1998
17. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьник п/р Шойгу М.2004 г.
18. Шойгу С.К. и др. «Учебник спасателя». М. 2003г.
19. Шумилова В.В. Таркова Е.Ф. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе. Волгоград .2006 г.
20. Фролов М.П. Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах (5-6кл)
21. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. М. 2004г.