Презентация по ОБЖ на тему Организация обеспечения пожарной безопасности
ГО и ЧС ТЕМА № 2Организация обеспечения пожарной безопасности Учебные вопросы: 1. Законодательство РФ, Санкт-Петербурга в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования. Структура и задачи ГПС. 2. Меры пожарной безопасности. Система оповещения при пожаре. План эвакуации в случае при пожара. Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности.3. Назначение, устройство, принцип действия, основные характеристики и правила эксплуатации огнетушителей и других первичных средств пожаротушения. Л И Т Е Р А Т У Р А Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».2. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».3. Федеральный закон от 06.05.2011 г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»4. Закон Санкт-Петербурга от 29.06.2005 г. № 368-52 «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге». 5. Закон Санкт-Петербурга от 30.09.2011 г. № 565-108 «О добровольной пожарной охране в Санкт-Петербурге». 6. Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390) 7. Приказ МЧС России от 12 декабря 2007г. № 645 " Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций". 8. СН и П 21-01-97 * «Пожарная безопасность зданий и сооружений»9. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской федерации ППБ 13-01-94. Министерство культуры РФ, 1995 г.10. СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 №173) Число погибших в странах мира в год на 100 тыс. чел. Современная обстановка с пожарами в Российской Федерации. Сравнительная таблица по числу погибших на пожарах За 2015 год в результате совместной деятельности сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) было спасено более 270 тысяч человек. Количество техногенных пожаров, по сравнению с 2014 годом, сократилось на 4,6%, число жертв на пожарах снизилось на 8,5%. Первый учебный вопрос Законодательство РФ, Санкт-Петербурга в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования. Структура и задачи ГПС. Законодательство РФ о пожарной безопасности Ст.2 ФЗ №69. Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя *Федеральный закон № 69, *принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты и нормативные документы, а также *законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, *муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы ПБ. Законодательство субъектов РФ не действует в части, устанавливающей более низкие, чем ФЗ № 69, требования ПБ. Нормативные документы по пожарной безопасности – национальные стандарты, своды правил, содержащие требования ПБ (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (Из ст.1, в ред. Федерального закона от 09.11.2009 № 247-ФЗ).Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения сводов правил – постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил». Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее – граждане). (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ). Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Структура Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Глава 1 Общие положения (в т.ч., основные понятия) Глава 2 Пожарная охрана Глава 3 Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности Глава 4 Обеспечение пожарной безопасности Глава 5 Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности Глава 6 Заключительные положения пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований ПБ; противопожарный режим – требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения ПБ; профилактика пожаров – совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: (из ст.1 ФЗ № 69) Федеральный государственный пожарный надзор – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством *организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, *проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, *принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности. (из ст. 1, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ) Ст. 3 ФЗ № 69. Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения ПБ являются: органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Основные функции системы обеспечения ПБ: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области ПБ; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ) производство пожарно-технической продукции; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее – лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее – подтверждение соответствия); тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; учет пожаров и их последствий; установление особого противопожарного режима. Права и обязанности граждан в области ПБ (ст. 34 ФЗ № 69) ГРАЖДАНЕ ИМЕЮТ ПРАВО на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленным действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам ПБ, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении ПБ, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны. ГРАЖДАНЕ ОБЯЗАНЫ: иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с ППБ и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; соблюдать требования ПБ; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц органов государственного пожарного надзора (ОГПН) (государственных инспекторов); предоставлять в порядке, установленном законодательством РФ, возможность должностным лицам ОГПН проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля над соблюдением требований ПБ. Пожарная охрана России (из ст. 4 ФЗ № 69) Государственнаяпротивопожарнаяслужба(ГПС) Муниципальнаяпожарнаяохрана Ведомственнаяпожарнаяохрана Частнаяпожарнаяохрана Добровольнаяпожарнаяохрана Основными задачами пожарной охраны являются: В и д ы - организация и осуществление профилактики пожаров;спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 № 267-ФЗ)- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. В ГПС входят: - федеральная противопожарная служба; - противопожарная служба субъектов РФ. Г П С Федеральная противопожарная служба Противопожарная служба субъектов Российской Федерации структурные подразделения центрального аппарата ФОИВ (МЧС РФ) уполномоченный орган (КЗПБ СПб) структурные подразделения территори-альных органов ФОИВ (МЧС РФ), РЦ МЧС; ГУ МЧС по субъектам РФ подразделения противопожарной службы Санкт-Петербурга (ГКУ ПСО ППС СПб) управления надзорной деятельности учебные и производственно-технические подразделения, (в т.ч. СПб ГКОУ ДПО «УМЦГОЧС и ПБ»; ГУ ТЦ ППС Санкт- Петербурга) пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения (ВНИИ ГОЧС; АГЗ МЧС РФ) подразделения ФПС в организациях (объектовые) подразделения ППС Санкт-Петербурга ворганизациях (за счет средств бюджета СПб) подразделения ФПС в закрытых административ-но-территориальных образованиях и в особо важных, режимных организациях (специальные и воинские подразделения) подразделения ФПС в населенных пунктах (территориальные подразделения) Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания, организации её деятельности и порядок взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами МСУ.Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок её организации, реорганизации, ликвидации, условия деятельности, несения службы определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация её осуществляется в соответствии с ГК РФ. Нормативы численности и технической оснащенности устанавливаются её собственниками самостоятельно.Добровольная пожарная охрана – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Добровольный пожарный – физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Состоит из: 8 разделов, 33 глав, 152 статей и приложений (29 табл.);принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров;определяет основные положения технического регулирования в области ПБ;устанавливает общие требования ПБ к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Ст.4. 1.Техническое регулирование в области ПБ представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности требований ПБ к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.2. К нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности относятся *технические регламенты, принятые в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", *федеральные законы и *иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования ПБ. (в ред. ФЗ от 10.07.2012 № 117-ФЗ) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: (из ст. 2 ФЗ № 123) Пожарная безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.Объект защиты – продукция, в том числе имущество, а также здания, сооружения и др., к которым установлены или должны быть установлены требования ПБ для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.Система предотвращения пожара – комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты. Система противопожарной защиты комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты. Необходимое время эвакуации – время с момента возникновения пожара, в течение которого люди должны эвакуироваться в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в результате воздействия опасных факторов пожара. Класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружений и пожарных отсеков) – их классификационная характеристика, определяемая назначением и особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений и пожарных отсеков, в том числе особенностями осуществления в них технологических процессов производства. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности: (ст.6 ФЗ № 123, в ред. ФЗ от 10.07.2012 № 117-ФЗ) Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим ФЗ. в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.5. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со ст. 64 настоящего ФЗ разработать и представить в уведомительном порядке ДЕКЛАРАЦИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ФЗ от 06.05.2011 г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» Предметом регулирования ФЗ №100 являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами – общественными объединениями, права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны. ФЗ №100 устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами МСУ, организациями и гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Добровольная пожарная дружина (ДПД) – территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. Добровольная пожарная команда (ДПК) - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения. Структура добровольной пожарной охраны ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ ОБЩЕСТА ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ КОМАНДЫ И ДРУЖИНЫ Организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности Участвуют в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ ● Объектовые добровольные пожарные дружины могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц.● Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.● Условия участия добровольного пожарного в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.● Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя: работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных. ● Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста 18 лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.● Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных.● Добровольные пожарные, не имеющие специального профессионального образования в области ПБ, в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных. Правила противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390). 1. Правила противопожарного режима содержат требования ПБ, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения ПБ.3. Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам ПБ. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения ПТМ. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения ПТМ определяются руководителем организации. 4. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за ПБ, которое обеспечивает соблюдение требований ПБ на объекте.5. В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных объектах, объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию.7. На объекте с массовым пребыванием людей, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.8. На объекте с ночным пребыванием людей (в том числе в школах-интернатах, домах для престарелых и инвалидов, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала.12. На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте. Нормативные документы в области ПБ Необходимым условием обеспечения пожарной безопасности является неукоснительное соблюдение руководителями, должностными лицами, всеми сотрудниками учреждений не только требований нормативных правовых актов, но и требований нормативных документов.К нормативным документам, содержащим обязательные требования пожарной безопасности, относятся: Стандарты. Они содержат требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, в том числе пожарной безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. К их числу относится ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие положения».Нормативные документы в строительстве устанавливают обязательные требования, в том числе в области пожарной безопасности, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции. Например, СН и П 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».Нормативные документы Государственной противопожарной службы устанавливают требования в области пожарной безопасности, которые являются обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности, вида собственности объектов и источников финансирования. К их числу относятся:а) нормы пожарной безопасности;б) своды правил (например, Свод правил 3.13130. 2009 г. «Система оповещения и управления эвакуацией при пожаре»; Свод правил 9.13130. 2009 г. «Огнетушители»); Свод правил 10.13130. 2009 г. «Внутренний противопожарный водопровод» и др.в) приказы МЧС России и др. документы. Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 г. № 645) п.1. Нормы пожарной безопасности устанавливают требования ПБ к организации обучения мерам ПБ работников организаций.п.2. Ответственность за организацию и своевременность обучения в области ПБ и проверку знаний правил ПБ работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций.п.3. Контроль над организацией обучения мерам ПБ работников организаций осуществляют органы надзорной деятельности.п.4. Основными видами обучения работников организаций мерам ПБ являются: * противопожарный инструктаж и * изучение минимума пожарно-технических знаний (далее – пожарно-технический минимум). п.34. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на её руководителя.п.50. Контроль над своевременным проведением проверки знаний требований пожарной безопасности работников осуществляется руководителем организации. Закон Санкт-Петербурга от 18.07 2005 г. № 368-52 «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» Определяет организационные и правовые основы в области обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге.Закон состоит из 6 глав (24 статей):Глава 1. Общие положения. В ней: - основные понятия (ст.1); участники обеспечения ПБ в СПб (ст.2); пожарная охрана в СПб (ст.3); противопожарная служба СПб (ст.4); полномочия противопожарной службы СПб (ст.5); добровольная пожарная охрана СПб (ст.6) (ст.6 исключена. Закон СПб от 30.09.2011 г. № 565-108 «О добровольной пожарной охране в Санкт-Петербурге»).Глава 2. Обеспечение пожарной безопасности в СПб.Глава 3. Гарантии правовой и социальной защиты работников противопожарной службы СПб.Глава 4. Финансирование и материально-техническое обеспечение противопожарной службы СПб.Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства о ПБ. (Исключена. - Закон СПб от 16.01.2006 № 767-1) Глава 6. Заключительные положения. Противопожарная служба Санкт-Петербурга включает в себя: уполномоченный орган; подведомственные уполномоченному органу государственные учреждения Санкт-Петербурга (пожарные, пожарно-спасательные отряды, пожарно-спасательные части, технические центры по материально-техническому обеспечению, производству, ремонту пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования) и иные учреждения, созданные в целях выполнения задач по обеспечению пожарной безопасности; учебно-методические центры (пункты) по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов противопожарной службы Санкт-Петербурга; объектовые подразделения противопожарной службы Санкт-Петербурга, содержащиеся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга от 18.07 2005 г. № 368-52 «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» Ст. 2. Участниками обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге являются органы государственной власти Санкт-Петербурга, организации, должностные лица и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.Ст. 3. Пожарная охрана в Санкт-Петербурге Пожарная охрана в Санкт-Петербурге включает в себя:1) федеральную противопожарную службу на территории Санкт-Петербурга;2) противопожарную службу Санкт-Петербурга;3) ведомственную пожарную охрану;4) добровольную пожарную охрану в Санкт-Петербурге; (п. 4 в ред. Закона Санкт-Петербурга от 30.09.2011 № 565-108)5) частную пожарную охрану. В целях обеспечения ПБ Правительство СПб: (из ст. 7, в ред. Закона СПб от 21.11.2008 № 688-123) 1) организует разработку и исполнение бюджета СПб в части расходов на обеспечение пожарной безопасности в СПб и контролирует его исполнение;3) создает, реорганизует и ликвидирует уполномоченный орган и подразделения Противопожарной службы СПб;4) устанавливает особый противопожарный режим в случае повышения пожарной опасности;5) осуществляет социальное и экономическое стимулирование обеспечения ПБ, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения СПб в борьбе с пожарами;6) организует обучение населения СПб мерам пожарной безопасности, а также информирует население СПб о мерах ПБ;7) осуществляет меры по правовой и социальной защите работников Противопожарной службы СПб, а также членов их семей;8) организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности;10) организует тушение пожаров силами Государственной противопожарной службы;11) утверждает перечень организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета СПб;12) утверждает порядок привлечения сил и средств подразделений Противопожарной службы СПб для тушения пожаров;13) создает условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер ПБ в иных формах;16) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством РФ. Закон Санкт-Петербурга от 18.07 2005 г. № 368-52 «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге»Ст. 9. Особый противопожарный режим 1. В случае повышения пожарной опасности в Санкт-Петербурге Правительством Санкт-Петербурга может устанавливаться особый противопожарный режим. 3. На период действия особого противопожарного режима Правительством Санкт-Петербурга устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе: запрет посещения гражданами лесопарковых зон; усиление охраны объектов, непосредственно обеспечивающих жизнедеятельность населения Санкт-Петербурга; эвакуация населения Санкт-Петербурга за пределы территории Санкт-Петербурга, на которой введен особый противопожарный режим; иные дополнительные требования пожарной безопасности. 4. Информация о введении особого противопожарного режима незамедлительно доводится до сведения населения Санкт-Петербурга через средства массовой информации. Из ст. 10. Противопожарная пропаганда в Санкт-Петербурге и обучение мерам пожарной безопасности в Санкт-Петербурге Противопожарная пропаганда в СПб проводится в следующих формах: 1) информирования населения Санкт-Петербурга через средства массовой информации; 2) ведения разъяснительной работы; 3) распространения специальной литературы; 4) обучения населения СПб мерам пожарной безопасности; 5) обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях; 6) проведения тематических выставок, конференций, конкурсов; 7) иных формах.Порядок обучения населения СПб мерам пожарной безопасности в СПб утверждается Правительством СПб по представлению Противопожарной службы Санкт-Петербурга. Обучение населения СПб мерам пожарной безопасности может проводиться специалистами Противопожарной службы СПб на учебной материально-технической базе Противопожарной службы Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге созданы: Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу. В его составе имеется Управление надзорной деятельности. В каждом районе Санкт-Петербурга имеется: 1. Отдел надзорной деятельности по _________ району СПб Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу; 2. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Пожарно-спасательный отряд противопожарной службы Санкт-Петербурга по __________ району СПб» (ПСО ППС). (Созданы на основании Постановления Правительства СПб от 01.08.2005 г. № 1140). Находится в ведении Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства СПб (Постановление Правительства СПб от 23.01.2008 г. № 46).В составе ПСО ППС района имеется Отдел профилактики пожаров и предупреждения ЧС. Закон СПб от 30.09.2011 г. № 565-108 «О добровольной пожарной охране в Санкт-Петербурге» Настоящий Закон СПб в соответствии с ФЗ «О добровольной пожарной охране» определяет порядок обеспечения органами государственной власти СПб соблюдения прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, устанавливает систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, определяет формы поддержки общественных объединений пожарной охраны при осуществлении ими своей деятельности. Ст. 2. Основные задачи добровольной пожарной охраны в СПб: - осуществление профилактики пожаров; - спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим; - участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.Ст. 5. Старшее должностное лицо подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшее на пожар, осуществляет руководство тушением пожара. После прибытия на пожар должностных лиц Государственной противопожарной службы руководство тушением пожара осуществляется этими лицами, а личный состав подразделения добровольной пожарной охраны поступает в их распоряжение.Ст. 6. Формы поддержки общественных объединений пожарной охраны при осуществлении ими своей деятельности. Второй учебный вопрос 2. Меры пожарной безопасности. Система оповещения при пожаре. План эвакуации в случае при пожара. Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности. Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты (Ст. 5. ФЗ № 123 ) 1. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.2. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.3. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА ЗАЩИТЫ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.4. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим ФЗ и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Система предотвращения пожара Система предотвращения пожара – комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты.Ст. 48. Цель создания систем предотвращения пожаров: 1. Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров. 2. Исключение условий возникновения пожаров достигается: - исключением условий образования горючей среды; - исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. 3. Состав и функциональные характеристики систем предотвращения пожаров на объекте защиты устанавливаются настоящим Федеральным законом Важным элементом системы предотвращения пожара является система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Система противопожарной защиты Представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара. Системы противопожарной защиты зданий, сооружений и строений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара. Цель создания систем противопожарной защиты1. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и ограничение его последствий.2. Снижение динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуация людей и имущества в безопасную зону и тушение пожара.3. Надежность и устойчивость систем ППЗ к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. 4. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности. Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; Система коллективной защиты и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара; Система противодымной защиты. К системам противопожарной защиты относятся: Системы обнаружения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта, (установки и системы пожарной сигнализации). 2. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ) Система оповещения работников о пожаре и управления эвакуацией. Системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией предназначены для оповещения о пожаре посетителей и дежурного персонала, выдачи световых и звуковых сигналов для управления эвакуацией. В соответствии с существующим законодательством оборудованию выше указанной системой подлежат общественные, административные здания. Система управления эвакуацией может сопрягаться с системой пожарной автоматики. В соответствии с требованиями норм пожарной безопасности должны быть реализованы следующие типы оповещения:- 1-й тип – способ оповещения звуковой (сирена, тонированный сигнал);- 2-й тип – звуковой и световой (сирена и табло «ВЫХОД»);- 3-й тип – речевой (передача специальных сообщений и дублирование световым табло «ВЫХОД»);- 4-й тип – речевой, световой и статические (неподвижные) указатели направления движения;- 5-й тип – речевой, световой, динамические указатели направления движения. Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать, в соответствии с планами эвакуации, передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию или выборочно в отдельные его части (этажи, и т.п.). Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации, в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие. Структурная схема системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией. Пути эвакуации людей при пожаре(Ст. 56 ФЗ № 123 в ред. ФЗ от 10.07.2012 № 117-ФЗ) 1. Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:- установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;- обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;- организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).3. Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.4. Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по ПБ. ТРЕБОВАНИЯ СП 3.13130.2009 г. К ЭВАКУАЦИОННЫМ ПУТЯМ П. 2.5. Система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) – это комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации. Эвакуационные знаки пожарной безопасности, принцип действия которых основан на работе от электрической сети, должны включаться одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.П.5.3. Световые оповещатели «Выход» следует устанавливать:- в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек – над эвакуационными выходами;- над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону.П.5.4. Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать в коридорах длиной более 50 м. Знаки пожарной безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров и в незадымляемых лестничных клетках.П.5.5. Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать на высоте не менее 2 м. Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара(Ст.55 ФЗ № 123 в ред. ФЗ от 10.07.2012 № 117-ФЗ) 1. Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия на них опасных факторов пожара.2. Системы коллективной защиты людей должны обеспечивать их безопасность в течение всего времени развития и тушения пожара или времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону. Безопасность людей в этом случае должна достигаться посредством объемно-планировочных и конструктивных решений безопасных зон в зданиях и сооружениях (в том числе посредством устройства незадымляемых лестничных клеток), а также посредством использования технических средств защиты людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара (в том числе средств противодымной защиты).3. Средства индивидуальной защиты людей (в том числе защиты их органов зрения и дыхания) должны обеспечивать их безопасность в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение времени, необходимого для проведения специальных работ по тушению пожара. Средства индивидуальной защиты людей могут применяться как для защиты эвакуируемых и спасаемых людей, так и для защиты пожарных, участвующих в тушении пожара. Фильтрующий противогаз (типа ГП-7, ГП-5, ПДФ) в комплекте с дополнительным гопкалитовым патроном (ДП-1, ДП-2); Патрон защитный универсальный (ПЗУ-К) с лицевой частью противогазов ГП-7, ГП-5, ПДФ; Противогаз-самоспасатель «Феникс-2»; Защитный капюшон АСКОР-ГПС; Газодымозащитный комплект (ГДЗК); Самоспасатель изолирующий противопожарный СИП -1; Самоспасатель промышленный изолирующий СПИ-20,50; Универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель (УФМС) «Шанс»-Е; Газодымозащитный респиратор (ГДЗР) «Шанс» . Средства индивидуальной защиты органов дыхания, которые можно использовать при пожаре: УТВЕРЖДАЮ Директор ________________ ________________________«___»_____________201__г. ИНСТРУКЦИЯ № ___ (вариант)О действиях персонала по эвакуации людей при пожаре 1. При обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) необходимо: а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию); б) принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара. 2. В случае подачи сигнала тревоги при пожаре установкой автоматической пожарной сигнализации, а также после подачи сигнала на эвакуацию другим способом работники, ответственные за эвакуацию людей, обязаны: 2.1. Сотрудники обязаны: - прекратить работу; - объявить порядок и направление движения к эвакуационному выходу, а также безопасное место (или место сбора); - открыть двери в направлении движения к эвакуационному выходу; - вывести в коридор всех из помещения и закрыть за собой дверь в помещение; - в соответствии с планом эвакуации организовано без суеты вывести по установленному пути эвакуации в безопасное место (или на место сбора); - сразу же проверить наличие по списку и доложить о количестве и состоянии эвакуированных директору или лицу, его замещающему; - при необходимости обеспечить оказание первой помощи пострадавшим или нуждающимся в ней; - осуществлять постоянный контроль в безопасном месте (в месте их сбора).2.2. Лица, ответственные за открывание эвакуационных выходов _____________ (вахтер, дежурный охранник и др.), обязаны: - получив сигнал или распоряжение на эвакуацию, немедленно открыть эвакуационные выходы; - фиксировать прохождение через выходы соответствующих групп (время, группа, количество человек); - не разрешать входить в здание никому без разрешения администрации; - контролировать соблюдение порядка при эвакуации, не допускать скученности у дверей, пресекать панику. 2.3. Члены ОЭК, ответственные за организацию спасания людей ____________________________, обязаны: - проконтролировать прохождение сигнала (распоряжения) до всех категорий; - обратить внимание на персонал, который не задействован в эвакуации, проверить, эвакуировались ли эти работники; - в месте сбора эвакуированных (в безопасном месте проверить, все ли сотрудники эвакуированы. 2.4. Группа охраны общественного порядка обязана: - обеспечить организованное движение эвакуируемых людей по установленным путям эвакуации; - без разрешения администрации не допускать вход в здание посторонних лиц и эвакуированных людей. Ответственный за ПБ ______________________ А.В.Петрова Вариант сообщения : «Пожар в _________________по адресу: ул. Комсомольская, дом № 10, на четвертом этаже. Сообщил Иванов» Действия сотрудников: принять меры по эвакуации людей и, по возможности, сохранности материальных ценностей и тушению пожара. Действия руководителя и лица, ответственного за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности, прибывших к месту пожара: - продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и поставить в известность вышестоящее руководство; - в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого имеющиеся силы и средства; - проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей, пожаротушения, противодымной защиты); - при необходимости отключить электроэнергию, остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;- прекратить все работы в здании, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара; Действия сотрудников при возникновении пожара: - удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;- осуществить общее руководство по тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны;- обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара; - одновременно с тушением организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;- организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;- сообщить прибывшим подразделениям пожарной охраны сведения о хранящихся на объектах опасных веществах, необходимые для обеспечения безопасности личного состава;- сообщить о пожаре и его последствиях своему выше стоящему руководству. Эвакуация при пожаре начинается в первую очередь из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений в соответствии с планом эвакуации. При невозможности проводить эвакуацию по основному пути эвакуации, руководитель учреждения должен быстро принять правильное решение и немедленно провести оповещение о порядке эвакуации, чтобы избежать образования людских пробок и паники, лично убедиться в правильности эвакуации людей. Права, обязанности и ответственность должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (ст. 37) предоставляет права организациям: Руководители организации имеют право: создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с ГПС;вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (ст. 37) Устанавливает обязанности для организаций: Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению ПБ; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории в здания, сооружения и иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц отделов надзорной деятельности УНД сведения и документы о состоянии ПБ в организации; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований ПБ (из ст.37 ФЗ № 69). Ст.38. Ответственность за нарушение требований ПБ в соответствии с действующим законодательством несут:собственники имущества;руководители федеральных органов исполнительной власти;руководители органов местного самоуправления;лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований ПБ для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к *дисциплинарной, *административной или *уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Дисциплинарная ответственность реализуется на предприятии правами руководителя и предусмотрена Трудовым кодексом РФ, введенным ФЗ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (5, статьи 1, 3, 6, 22, 37, 66, 81, 90, 192, 193-195, 220, 236-250, 277, 346, 357, 406, 409, 414, 419).Виды дисциплинарной ответственности: - замечание, - выговор, - увольнение по соответствующим основаниям.За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными ФЗ РФ. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника в случаях, предусмотренных ст. 242 и 243 ТК РФ.Административная ответственность может реализовываться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, введенном в действие ФЗ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.06. 2007 г. № 116-ФЗ): ст. 20.4, части 1- 8. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности Ст. 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 № 120-ФЗ).1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.32 (т.е. нарушение правил пожарной безопасности в лесах), статьей 11.16 (т.е. нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) настоящего Кодекса и частями 3 – 8 настоящей статьи - влечет предупреждение или * наложение административного штрафа• на граждан в размере от 1 тысячи до 1,5 тысяч рублей; • на должностных лиц – от 6 тысяч до 15 тысяч рублей; • на юридических лиц – от 150 до 200 тысяч рублей.2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут *наложение административного штрафа: • на граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей; на должностных лиц – от 15 тысяч до 30 тысяч рублей; • на юридических лиц – от 400 тысяч до 500 тысяч рублей. Административная ответственность 4. Нарушение требований к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 4000; на ДЛ - от 15 000 до 20 000; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ - от 30 000 до 40 000; на ЮЛ - от 150 000 до 200 000.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000; на ДЛ - от 20 до 30 000; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ, - от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на ЮЛ - от 200 000 до 400 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Административная ответственность 6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, - влечет наложение административного штрафа: • на граждан в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей; • на должностных лиц – от 40 тысяч до 50 тысяч рублей; • на юридических лиц – от 350 тысяч до 400 тысяч рублей. 6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, влечет наложение административного штрафа:• на юридических лиц в размере от 600 тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.12.2012 № 212-ФЗ)8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа:• на граждан в размере от 1,5 тысяч до 2 тысяч рублей;• на должностных лиц - от 7 тысяч до 10 тысяч рублей; • на юридических лиц - от 120 тысяч до 150 тысяч рублей. Наступает по решению суда. Ст.167. Умышленные уничтожение или повреждение имущества1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, - наказываются штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 3 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ)2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)- наказываются принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ) Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности Ст.168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ) Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности,- наказываются штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ)Ст.219. Нарушение требований пожарной безопасности(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 № 247-ФЗ)Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, (в ред. ФЗ от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 09.11.2009 № 247-ФЗ)- наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ) 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ)3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - - наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ) (часть третья введена Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ) Крупным размером признается стоимость уничтоженного или поврежденного движимого либо недвижимого чужого имущества, превышающая 250 тысяч рублей. Часть 1 уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем; Часть 2 уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем если они причинили крупный ущерб, крупный материальный ущерб превышает пятьдесят тысяч рублей) Часть 3 Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога; Часть 4 Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога если они причинили крупный ущерб Часть - наказывается лишением свободы на срок до трех лет; Часть 2 - наказывается лишением свободы на срок до четырех лет; Часть 3 - наказывается лишением свободы на срок до восьми лет; Часть 4 - наказывается лишением свободы на срок до десяти лет. Статья 261 УК РФ «Уничтожение или повреждение лесных насаждений». Третий учебный вопрос Назначение, устройство, принцип действия, основные характеристики и правила эксплуатации огнетушителей и других первичных средств пожаротушения. Первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами (ст. 43 ФЗ №123). Типы первичных средств пожаротушения: переносные и передвижные огнетушители;пожарные краны и средства обеспечения их использования;пожарный инвентарь;покрывало для изоляции очага возгорания. К пожарному немеханизированному инвентарю и инструментам относятся:- пожарный щит с комплектом инструмента (лом, багор, крюк с деревянной рукояткой, лопаты штыковая и совковая);- емкость для хранения воды объемом 0,2 куб. метра, ведра; ящик с песком 0,5 куб. метра (комплектуется совковой лопатой); - комплект для резки электропроводов: ножницы с диэлектрическими ручками, диэлектрические боты и коврик. Свод правил СП.13130. 2009 .Техника пожарная. Огнетушители. (Утв. приказом МЧС РФ от 25.03.2009 г. № 179) ОГНЕТУШИТЕЛЬ: переносное или передвижное устройство, предназначенное для тушения очага пожара оператором за счет выпуска огнетушащего вещества, с ручным способом доставки к очагу пожара, приведения в действие и управления струей огнетушащего вещества.Воздушно-пенный огнетушитель: огнетушитель, заряд и конструкция которого обеспечивают получение и применение воздушно-механической пены низкой или средней кратности для тушения пожаров.Воздушно-эмульсионный огнетушитель: разновидность воздушно-пенного огнетушителя, в заряд которого входит большое количество поверхностно-активных веществ, антифриз, органические и неорганические добавки, расширяющие область применения огнетушителя и позволяющие получение водной эмульсии для тушения пожаров. Переносной огнетушитель – это огнетушитель с полной массой не более 20 кг, конструктивное исполнение которого обеспечивает возможность его переноски и применения одним человеком. Порошковый огнетушитель – это огнетушитель, в качестве заряда которого используется огнетушащий порошок. Закачной огнетушитель: огнетушитель, заряд и корпус которого постоянно находятся под давлением вытесняющего газа.Углекислотный огнетушитель – это закачной огнетушитель высокого давления с зарядом жидкой двуокиси углерода, находящийся под давлением ее насыщенных паров. Хладоновый огнетушитель – это огнетушитель с зарядом огнетушащего вещества на основе галогенпроизводных углеводородов. Классификация огнетушителей По способу перемещения По виду огнетушащего вещества По принципу создания избыточного давления переносные (до 20 кг.); передвижные(от 20 до 400 кг); возимые (на прицепе); стационарные . - воздушно-эмульсионные (ОВЭ);воздушно-пенные ( ОВП );- порошковые ( ОП) ;- углекислотные (ОУ);- хладоновые ( ОХ);- аэрозольные; - закачные (З);- с баллоном высокого давления для хранения сжатого газа ( Б);с газогенерирующим устройством (Г); В зависимости от вида заряженного огнетушащего вещества (далее – ОТВ), огнетушители используют для тушения одного или нескольких пожаров следующих классов:А - горение твердых веществ;В - горение жидких веществ;С - горение газообразных веществ;D - горение металлов или металлоорганических веществ (огнетушители специального назначения);Е - пожары электрооборудования, находящегося под напряжением. На каждом огнетушителе пиктограммами (схемати-ческими изображениями) в цифровом порядке показаны этапы приведения огнетушителя в действие, даны классы пожаров для тушения которых можно использовать огнетушитель. Пиктограммы классов пожаров, для тушения которых огнетушитель не должен использоваться, перечеркиваются красной диагональной полосой, проведенной из верхнего левого угла до нижнего правого. Порошковый огнетушитель Характеристики ОП- 4(з): - полная масса – 6,3 кг; - масса заряда – 4 кг; - продолжительность подачи огнетушащего вещества – 10 сек.; - длина струи – 3 м; - срок службы – 10 лет; - габаритные размеры: высота – 420 мм, диаметр корпуса – 150 мм; - диапазон эксплуатации – от - 40 до + 50°С. Порошковый огнетушитель перезаряжается не реже 1 раза в 5 лет. 1. Сорвать пломбу, выдернуть чеку 2. Направить ствол-насадку на очаг пожара 3.Нажать на рычаг; 4. Приступить к тушению пожара, начиная с 3 метров Порядок приведения в действие порошкового огнетушителя Порошковые огнетушители (ОП) Порошковые огнетушители предназначены для тушения пожаров: *твердых горючих веществ и материалов, *жидкостей или плавящихся твердых веществ материалов, *газов, *горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В. Принцип действия ОП со встроенным баллончиком с рабочим газом. При воздействии на запорно-пусковое устройство происходит прокалывание мембраны баллончика с рабочим газом. Газ по трубке поступает в нижнюю часть корпуса, поднимаясь вверх, разрыхляет порошок и создаёт избыточное давление, в результате чего порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг и по стволу направляется на очаг пожара. Устройство ствола позволяет выпускать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество (поверхность), изолирует его от кислорода воздуха, охлаждает поверхность и прекращает горение. Принцип действия порошкового огнетушителя закачного типа ОП(з):Работа ОП(з) основана на вытеснении порошка под действием избыточного давления.При открывании запорно-пускового устройства рабочий газ вытесняет порошок по сифонной трубке, шланг к насадке и далее на очаг возгорания. Устройство запорно-пускового устройства огнетушителя позволяет подавать порошок порциями и использовать огнетушитель многократно, до израсходования ОТВ. Углекислотный огнетушитель ХАРАКТЕРИСТИКИ ОУ-3:- продолжительность подачи огнетушащего вещества – не менее 8 секунд;- длина струи огнетушащего вещества – не менее 3 метров;- масса огнетушащего вещества – 3 кг;- масса баллона огнетушителя – выбита на корпусе (около 6 кг).Для обеспечения готовности огнетушителя к действию проводить контроль массы заряда не реже одного раза в год, величина утечки не должна превышать 50 грамм в год. Корпуса огнетушителей подвергают испытанию гидростатическим давлением не реже одного раза в 5 лет. Углекислотный огнетушитель перезаряжается не реже 1 раза в 5 лет. 1. Сорвать пломбу; выдернуть чеку 2. Направить раструб в основание пламени нажать на рычаг запорно-пускового устройства до упора Для прекращения подачи огнетушащего вещества необходимо установить рычаг ЗПУ в исходное положение Нельзя прикасаться оголенными частями тела к раструбу и запорной головке огнетушителя, т.к. температура на их поверхности может достигать -70°С. Порядок приведения в действие порошкового огнетушителя Углекислотные огнетушители (ОУ). Углекислотный огнетушитель – закачной огнетушитель высокого давления с зарядом жидкой двуокиси углерода, находящийся под давлением ее насыщенных паров.ОУ предназначены для тушения небольших очагов загорания различных веществ, материалов и электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В. Виды ОУ: ОУ-2, ОУ-3, ОУ-5, ОУ-8, ОУ-10, ОУ-40.Устройство ОУ: - стальной баллон; - запорно-пусковое устройство; - раструб; - ручка для переноски.В ОУ-3 двуокись углерода (СО2) при температуре 20°С находится в баллоне под рабочим давлением P= 58 кг/кв.см или P=5,7 МПа. При приведении в действие огнетушителя раструб направляют на горящий объект и нажимают на рычаг запорно-пускового устройства до упора, при этом освобождается углекислый газ и поступает к объекту.При тушении пожара огнетушитель нельзя держать в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз. Во избежание обморожения нельзя прикасаться оголенными частями тела к раструбу и запорной головке огнетушителя, т.к. температура на их поверхности достигает до -70°С. При тушении электроустановок, находящихся под напряжением, не допускается подводить раструб ближе 2 м до них и пламени.После применения огнетушителя в закрытом помещении помещение необходимо проветрить. Пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению № 6 Правил противопожарного режима в РФ. * Внутренний пожарный кран - это комплект, размещенный в пожарном шкафу, состоящий из *запорного клапана, установленного на внутреннем пожарном водопроводе здания или сооружения, оборудованного пожарной соединительной головкой, а также *пожарного рукава и *ствола. Противопожарные полотна (кошма) предназначены для: - локализации горения в начальной стадии пожара, - тушения горящей одежды на пострадавшем человеке, - защиты горючих конструкций, оборудования при проведении огневых работ. п. 485 Правил противопожарного режима в РФ: Асбестовые полотна, полотна из грубошерстной ткани или из войлока (далее - полотна) должны иметь размер не менее 1 х 1 метра. В помещениях, где применяются и (или) хранятся легко воспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, размеры полотен должны быть не менее 2 х 1,5 метра. Полотна хранятся в водонепроницаемых закрывающихся футлярах (чехлах, упаковках), позволяющих быстро применить эти средства в случае пожара. Указанные полотна должны не реже 1 раза в 3 месяца просушиваться и очищаться от пыли. Особенности применения первичных средств пожаротушения, которые необходимо знать всем работникам 1. Особенность применения огнетушителей порошкового типа заключается в том, что в замкнутом пространстве помещений проход через зону выброса мелкодисперсного порошка становится невозможным: порошок забивает глаза, дыхательные пути. Поэтому применять их следует из места расположения между очагами пожара и эвакуационным путем (выходом). Допускается тушить порошковым огнетушителем оборудование, находящееся под напряжением до 1000 В без предварительного обесточивания. 2. Особенность применения огнетушителей углекислотного типа в том, что углекислота не причиняет порчи объекту тушения, обладает хорошими диэлектрическими свойствами (возможно тушение электрооборудования под напряжением до 1000 В.) Однако применение двуокиси углерода имеет и недостатки: охлаждение металлических деталей и раструба огнетушителя достигает - 70° С, в замкнутом пространстве помещений происходит заметное снижение содержания кислорода и увеличение доли углекислого газа, что может вызвать удушье и потерю сознания. 3. Особенностью применения огнетушителей воздушно-пенного типа является то, что ими категорически запрещается тушить электрооборудование под напряжением без предварительного обесточивания (воздушно-механическая пена включает в свой состав воду и не обладает диэлектрическими свойствами). 4. Особенность применения песка для тушения различных горючих жидкостей (бензин, керосин, масло, смолы, клеи, краски и др.) заключается в том, что насыпать песок следует не в очаг горения (иначе произойдет разбрызгивание и растекание горящей жидкости), а главным образом по внешней кромке горящей зоны, стараясь окружить песком место горения. Затем при помощи лопаты нужно покрыть горящую поверхность слоем песка, который впитает жидкость и собьет огонь. 5. Покрывало из негорючего материала (кошма) – асбестовое полотно, грубошерстные ткани или войлок, противопожарные полотна – эффективно используются для изоляции очага горения от доступа воздуха, но безопасно могут применяться лишь при небольшом очаге горения – на площади не более 50% от площади применяемого полотна. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей следует производить в зависимости от их огнетушащей способности, предельной площади, класса пожара в соответствии с главой ХIХ Правил противопожарного режима в РФ и Приложением № 1 к ним.