Разработка урока в 7 классе на тему:Дождевой червь
Тема урока: Дождевой червь. Изучение внутреннего строения.
Общие цели: познакомить обучающихся с особенностями обитания внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые.
Образовательные:
· рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
· расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;
изучить внутреннее строение дождевого червя;
Развивающие:
· продолжить формирование умений делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать;
· формирование критического мышления;
· умение работать в группах;
Воспитательные
· воспитывать бережное отношение к природе;
· ответственное отношение к выполнению порученных заданий;
Результаты обучения:
· учащиеся должны усвоить, что кольчатые черви – свободноживущие животные;
· знать о двусторонней симметрии;
· выделять особенности приспособления к среде обитания кольчатых червей;
· узнавать кольчатые черви на рисунках, на влажных препаратах и натуральных объектах;
знать внутреннее строение, жизнедеятельность дождевого червя.
Оборудование: компьютер с проектором, живые дождевые черви, лупы, наглядности, карточки.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.
Деление учащихся на группы по типам животных:
Учитель раздаёт карточки с различными животными учащимся, затем учащиеся вытягивают листочки с названием животных, рассаживаются по группам, выбирают спикера
1 группа- кишечнополостные: гидра, коралловый полип, медуза аурелия, актиния, корнерот, цианея, медуза крестовичок
2 группа- плоские черви: бычий цепень, печеночный сосальщик, белая планария, кошачья двуустка, свиной цепень
3 группа -круглые черви: острица, аскарида, луковичная нематода, волосатик, киноринх, коловратка брюхоресничный червь, ришта.
2. Актуализация знаний
1. Фронтальный опрос
1) Какие типы животных мы уже изучили?
2) На какие классы делится тип плоские черви?
3) Какие животные называются паразитами?
4) Что такое регенерация?
5) Какие животные называются гермафродитами?
2. Групповая работа: составление циклов развития. Учащиеся составляют циклы развития паразитических червей, защищают свои работы в виде презентаций.
1группа: печеночного сосальщика
2 группа: человеческой аскариды
3 группа: бычьего цепня
3.Основная часть урока. Осмысление
1. Зачитывание стихотворения:
Они живут в тиши подземной,
Тихонько двигаясь, шурша.
Едят листву, опад бесплодный,
Ее глотают не спеша.
Они коричневого цвета,
Кровь гонят несколько «сердец».
Их тело состоит из многих
Сцепленных меж собой колец.
Все, что съедают, скоро станет
Питаньем будущим цветам.
Они – друзья для урожая
И корм и птицам, и кротам.
Их любят рыбы и цыплята,
Им рад садовник, рыболов,
А ну, скажите-ка, ребята, кто стал Героем сих стихов?
Учащиеся разгадывают загадку, и тем самым раскрывают тему урока.
2. Работа в тетради. Запись темы урока.
Работа с текстом «Этот удивительный дождевой червь». Составление кластера.
Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание, размножение и развитие дождевых червей.
1 группа – Пищеварение и выделение у дождевого червя
2 группа – Кровообращение и дыхание дождевого червя
3 группа – Размножение и развитие дождевого червя
1 группа – Пищеварение и выделение у дождевого червя
Пищеварительная система дождевого червя состоит из ротовой полости, пищевода, зоба, желудка и кишечника. Под воздействием слюнных желез пища смягчается в зобе, переваривается в желудке и кишечной полости. Благодаря попеременной работе продольных и кольцевых мышц кожно-мускульного мешка происходит движение самого червя, а также движение пищи по кишечнику.
Выделительные органы червя похожи на трубочки. В каждом членике есть по две трубочки. На поверхности тела очень много желез, выделяющих слизь. Эта слизь облегчает движение дождевого червя в почве.
2 группа – Кровообращение и дыхание дождевого червя
Кровеносная система дождевого червя образована спинным и брюшным кровеносными сосудами, соединёнными между собой кольцевыми сосудами в каждом членике. От них отходят мелкие кровеносные сосуды – капилляры, пронизывающие кожу, внутренние органы червя. Движение крови происходит благодаря сокращению и расслаблению стенок пяти крупных кольцевых сосудов передней части тела, выполняющих роль сердец. Кровь движется всё время по сосудам и с полостной жидкостью не смешивается. Такую кровеносную систему называют замкнутой.
Дыхание у дождевого червя происходит через влажную слизистую кожу, т.е. кислород через кожу попадает в кровь, по капиллярам она доставляет его во все клетки, ткани и органы. Образованный в клетках углекислый газ выводится через кожные покровы.
3 группа – Размножение и развитие дождевого червя
Дождевой червь – гермафродит. Вначале черви – самцы, в их телах созревают сперматозоиды. Два червя соприкасаются поясками и обмениваются семенной жидкостью, которая называется спермой. Затем черви превращаются в самку, и в её организме уже созревают яйцеклетки. Поясок выделяет густую жидкость, из которой образуется вязкая муфточка. Червь продвигает поясок в переднюю часть тела. Когда муфточка подойдёт к отверстию семяприёмника, внутрь её поступают яйцеклетки и сперматозоиды, происходит оплодотворение. Затем муфточка сползает с тела червя и превращается в кокон. В коконе из яиц развиваются маленькие черви.
3. Просмотр обучающего видеоролика «Дождевой червь».
- Посмотрев движение червя в почве, запомните, оно обеспечивается поочередным сокращением кольцевых и продольных мышц, использованием щетинок в качестве опоры. Так как черви живут в почве, они могут прокладывать себе ход, пропуская землю через кишечник, а также разрыхляют и перемешивают её. Таким образом, черви приносят пользу растениям, обогащая почву кислородом и влагой, а также затаскивая растительные остатки в рыхлой почве, они обогащают почву перегноем, способствуют повышению её плодородия. На таких почвах растения лучше развиваются и дают высокие урожаи. Кроме того, черви служат пищей птицам и рыбам. Их поедают кроты, ежи, лягушки. Большую пользу приносят и малощетинковые черви, живущие в воде. Пропуская через свой кишечник гниющие остатки растений и животных организмов на дне водоёмов, они способствуют их очищению.
4. Обобщение, вывод по изучаемой теме:
Выполнение задания на закрепление новой темы, при возникновении трудностей можно воспользоваться учебником.
Рефлексия
Оцените свое настроение в начале и в конце урока. Что нового вы узнали на уроке?
Оценивают настроение с помощью смайликов
5. Домашнее задание.
Подведение итогов урока.Оценки.
гидра коралловый полип обелия медуза аурелия актиния корнерот цианеямедуза-крестовичок
бычий-цепень печеночный-сосальщик белая планария
кошачья двуустка
свиной цепень аскарида
острица луковичная нематода волосатик киноринх коловратка брюхоресничный червь ришта
Развитие сосальщика. По рисунку восстанови текст, вставляя по смыслу пропущенные словосочетания.
В начале вместе с травой крупный скот, либо овцы могут ------------------------- яйца с зародышами сосальщика. В желудке животного из ------------------------
выходят ------------------- в промежуточном хозяине. Затем взрослая форма сосальщика, имеющая присоски для прикрепления к печени хозяина и плотный наружный покров ------------------ вместо ресничек через плохо прожаренное ------------- попадает в организм человека. Через протоки кишечника человека ------------- попадает в печень. У взрослого сосальщика нет глаз, кишечник ветвящийся, но он плотно прикрепляется к печени человека при помощи --------------------. Опасны сосальщики тем, что они могут вызвать цирроз печени.
Отдел образования акимата Кордайского района
КГУ средняя школа №12
Предмет: биология
Разработка открытого урока
Тема: Дождевой червь. Изучение внутреннего строения.
Подготовила: Данекеева А.М.
с. Масанчи 2015 год
Развитие сосальщика.