РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности математического кружка «УМКА» в 4 классе


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»
Ребрихинского района Алтайского края
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ «Ребрихинская_____ /М.А. Гееб/ по УВР средняя общеобразовательная школа»
Протокол №____ _______/Н.А.Ульянова/ _____________/Н.Н.Шрейдер/
От «___» ______2016г. От «___» ______2016г Приказ от «___» ______2016г от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
кружка «УМКА»
на 2016– 2017 учебный год
в 4 классе
Составитель:
Синельникова Н.А.
Учитель начальных классов
с. Ребриха 2016 г.


Пояснительная записка
Рабочая программа кружка создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 г., Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного общего образования [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения), авторской программы Кочуровой Е.Э. факультатива «Занимательная математика».
Цель: Совершенствование математических знаний, формирование приёмов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, активизации познавательного процесса к предмету - математики.
Задачи:
развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);

развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
развивать у учащихся исследовательские умения,

познавательную и творческую активность;
формировать устойчивый интерес учащихся к предмету.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество часов за год составляет 68 часов .
Соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации.
Формы и методы проведения занятий.
На занятиях используются разнообразные формы работы: конкурс (турнир) знатоков; КВН; олимпиада; игра; викторина, проектная деятельность и др.Работа учащихся должна строиться как в группах, так и индивидуально. На занятиях создаются условия для выдвижения учащимися различных гипотез, их проверки, представления собственных достижений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с задачей;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
— объяснять (доказывать) выбор действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Предполагаемые результаты.
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть различными способами решения задач;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Календарно - тематическое планирование.
№ Наименование тем Формируемые УУД
Дата
1 Вводное занятие Личностные:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного характера;
-развитие умения преодолевать трудности;
– развитие качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные:
-Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- оценивание результатов своей деятельности;
- готовность слушать собеседника, вести диалог ;- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
- включаться в групповую работу;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять различные роли в группе.
2 Различные системы счисления
Греческая и римская нумерация. 3 Задачи на процессы 4 Составные задачи на процессы с двумя ситуациями 5 Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника, квадрата. 6 Задачи на нахождение периметра и площади квадрата. 7 Работа с оборудованием. Эксперимент «Экспедиция в прошлое Земли». Микроскоп. 8 Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. 9 Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. 10 Простые и составные задачи на покупку товара. 11 Решение уравнений. 12 Решение уравнений. 13 Решение уравнений с двумя действиями в левой части.
14 Работа с оборудованием. Эксперимент «Кожа – «защитный скафандр» нашего организма». Микроскоп. 15 Задачи на нахождение периметра треугольника. 16 Задачи на нахождение периметра n- угольников. 17 Числовые головоломки.
18 Числовые ребусы. 19 Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана. 20 Знакомство с  числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик. Судоку. 21 Работа с оборудованием. Эксперимент «Как работает сердце». Датчик частоты сердечных сокращений. 22 «Спичечный» конструктор 23 Решение простых задач составлением уравнения. 24 Решение задач с помощью уравнения. 25
Решение задач с помощью уравнения. 26 Простые задачи с дробями (к условию ставится один вопрос). 27 Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связью «всего (вместе)». 28 Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно. 29 Составные задачи с сюжетом «было – изменение – стало». 30 Работа с оборудованием. Эксперимент «Изменение содержания кислорода в классной комнате». Датчик содержания О2.
Предметные:
- Решать нестандартные задачи;
-вычленять существенные и необходимые признаки объекта или процесса при решении задач;
- решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее рациональные и оригинальные;
- решать задачи с помощью составления таблиц;
-строить, распознавать и использовать истинные и ложные высказывания при решении задач;
применять графические методы  при решении задач;
31 Задачи на нахождение чисел по сумме и разности, по сумме или разности и кратному отношению. 32 Задачи, обратные задаче на нахождение площади (периметра) прямоугольника (квадрата). 33 Задачи, обратные задаче на нахождение площади (периметра) прямоугольника (квадрата). 34 Занимательное моделирование. Моделирование геометрических фигур. 35 Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. 36 Простые задачи с геометрическим содержанием. 37 Составные задачи с геометрическим содержанием. 38 39 Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связями «всего (вместе)», «столько же». 40 Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связями «всего (вместе)», «столько же». 39 Задачи на движение
40 Задачи на движение
41 Задачи на переливание У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к математике;
– понимание роли математических действий в жизни человека.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
- умения анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их;
- умения выделять в тексте ключевые слова для решения задачи.
Обучающийся научится:
- наблюдать, устанавливать закономерности в последовательности заданий;
- выполнять алгоритм по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
- использовать геометрические образы для решения задачи.
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия.
- вступать в диалог с одноклассниками и учителем, высказывать своё мнение, аргументировать его.
42 Задачи на переливание 43 Олимпиадные задания по математике 4 класс.
44 Олимпиадные задания по математике 4 класс.
45 Решение заданий международной игры "Кенгуру" 46 Решение заданий международной игры "Кенгуру" 47 48 Задачи с многовариантными решениями 49 Задачи с многовариантными решениями 50 Решение составных задач повышенной сложности. 51 Решение составных задач повышенной сложности. 52 Задачи на логику 53 54 Математический КВН. 55 Математический КВН (продолжение и подведение итогов) 56 Математические тесты 57 Математические тесты 58 59 Решение старинных задач 60 Решение нестандартных задач. 61 Мир занимательных задач 62 Турнир юных математиков. 63 Игра «Смекай, решай, отгадывай». 64 65 Учимся разрешать задачи на противоречия. 66 Математические игры и соревнования. 67 Занятие – обобщение « Математика вокруг нас» 68 Круглый стол «Подведем итоги» Литература:
Максимова Т.Н. «Интеллектуальный марафон» Москва / ВАКО
Пупышева О.Н. «Задания школьных олимпиад» Москва / ВАКО
Узорова О.В., Е.Н. Нефёдова «2200 задач по математике» »/ АСТ/ Астрель /Москва 2002г
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Интернет-ресурсы
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
http://festival.1september.ru/articles/
7. http://pedsovet.su/load/