Программа математического кружка УМКа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 16 «Ромашка» города Бирска муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
МАДОУ Детский сад № 16
«Ромашка» г. Бирска
от 29.08.16 г. № 158-К
ПРИНЯТО
Протокол
заседания Педагогического совета
МАДОУ Детский сад № 16
«Ромашка» г. Бирска
от 29.08.2016 г. № 1
Общеразвивающая программа
дополнительного образования
естественнонаучной направленности
«УМКа»
для старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Срок реализации программы: 1 учебный год
Автор-составитель: Парфенова А.К.,
г. Бирск – 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка....3
Актуальность программы....3
Новизна и педагогическая направленность программы..3
Цель программы...4
Задачи программы....4
Возраст детей и срок реализации программы...6
Форма организация занятий....6
Планируемые результаты реализации программы...6
Календарный учебный график................7
1. Учебно-тематический план.....7
2. Содержание программы..8
3. Методическое обеспечение программы...14
4. Организационно-педагогические условия реализации программы...25
Литература...26
Пояснительная записка
«УМКа» - общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.
Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.
Общеразвивающая программа дополнительного образования «УМКа» (увлекательная математика каждому) дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
Актуальность программы
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности.
Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
Новизна и педагогическая направленность
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Особенность программы «УМКа» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.
Педагогическая целесообразность программы «УМКа» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.
Реализация программы принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.
Основные задачи:
развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
развитие математических способностей и склонностей;
качественная подготовка ребенка к школе;
развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Задачи программы:
Обучающие:
1. Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.
2. Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах.
3. Обучать ориентировки во времени, пространстве, на плоскости.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление и основные мыслительные операции.
2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
3. Развивать самостоятельность, инициативность, самоконтроль и активность личности в деятельности в целом.
Воспитывающие:
1. Воспитывать познавательную активность.
2. Воспитывать потребность к математическим занятиям.
3. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
Формирующие:
1. Формировать логическое мышление, устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
2. Формировать умения и навыки, необходимые для создания интеллектуальных работ.
Данная программа отличается от уже существующих своей адресной направленностью на детей старшего дошкольного возраста, интегрированным подходом к математическому развитию дошкольников, применением современного игрового оборудования. Особенность программы «УМКа» заключается в том, что она представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируется желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Возраст детей и срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 6-7 лет.
Форма организации занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут во вторую половину дня.
Планируемые результаты реализации программы.
К концу срока реализации программы у ребенка могут быть сформированы следующие знания и умения:
1. Количество и счет
Знают числа от 0 до 20, умеют писать цифры в клетке (0,5 см) – (печатные цифры).
Считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).
Сопоставляют число, цифру и количество предметов от 1 до 20.
Считают двойками до 20 и тройками до 21.
Сравнивают числа – соседи.
Знают понятия: больше, меньше, одинаковое количество.
Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Знают основные математические знаки +, -, =, <, >, умеют писать их и применять при решении примеров и задач.
Правильно читают записанные примеры, равенства, неравенства.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал. Научились составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка. Решают задания творческого характера.
2. Величина
Дети научились сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используя в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету. Умеют сравнивать предметы, используя методы наложения, прием по парного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам. Научились находить в группе предметов «лишний» предмет. Кроме того, у детей развивит глазомер (сравнение предметов на глаз).
3. Ориентировка в пространстве
Дети умеют определять положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом. Дошкольники научились определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через. Дети ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
4. Ориентировка во времени
Дети познакомились с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знают весеннии, летниии, осеннии, зимниме месяцы.
Научились определять какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра. Умеют используовать в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.
5. Геометрические фигуры
Дети знают геометрические фигуры, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Умеют показать и назвать стороны, углы, вершины фигур. Знают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради. Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
6. Графические работы
Дети научились штриховать и раскрашивать. Научились рисовть точки, узоры, чертить прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,5 см). Выполняют графические диктанты. Умеют срисовывать различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывать недостающие части предметов.
7. Конструирование
Дети, умеют используя счетные палочки, складывать геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.
8. Логические задачи
Умеют решать логические задачи, находить логические связи и закономерности.
Умеют выделять в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам, продолжать логический ряд предметов, группировать предметы по 1 – 3 признакам.
8. Умеют решать головоломки, загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.
9. Активно участвуют в математические играх и конкурсах.
Оценка результативности программы проводится по следующим уровням:
Уровни развития математических способностей
детей старшего дошкольного возраста
Разделы
Уровни развития
низкий
средний
высокий
Количество и счёт
Допускает ошибки.
Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру.
Считает предметы в пределах 10. Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества чисел.
Величина
Различает предметы по отдельным свойствам.
Самостоятельно осуществляет действия, ведущие к изменению величины.
Оперирует свойствами размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д.
Геометрические фигуры
Называет фигуры, группирует их в совместной со взрослым деятельности.
Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур.
Оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения.
Ориентировка в пространстве
Выполняет игровые практические действия в определённой деятельности; связи между действиями не устанавливает.
Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия иной обстановке.
Календарный учебный график.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут – 29 занятий в год.
1. Учебно-тематический план.
№ занятия
Тема
Цель
Количество занятий
1.
«Количество и счет»
Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
10
2.
«Геометрические фигуры»
Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
5
3.
«Определение величины»
Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения
5
4.
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
5
5.
«Решение логических задач»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
4
Итого
29
2. Содержание программы.
Тема
Цель
Октябрь
1.«Количество и счет»
«Расставь числа по порядку»
2. «Количество и счет»
«Соседи числа»
3.«Геометрические фигуры»
«Волшебные фигуры»
4.«Геометрические фигуры»
«На что похоже?»
Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа по порядку.
Закреплять счет в пределах 10. Закреплять знания о соседях числа. Систематизировать понятия «предыдущее, последующее».
Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам
Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию, и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур
Ноябрь
1.«Количество и счет»
«Порядковый счёт»
«Что такое «порядок»?»
2. «Количество и счет»
«Порядковый счёт»
3.«Определение величины»
«Весёлые кошечки»
4.«Определение величины»
Игра «Танграм»
Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку, Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание
Закреплять счет в пределах 10. Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.
Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Закреплять знания сравнивать длину полосок бумаги. Изготовление поделок.
Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов.
Декабрь
1.«Количество и счет»
«Счёты»
2.«Количество и счет»
«Какой? Сколько?»
3 «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
«Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко»
Интересные слова «между», «за», «после», «перед».
4 «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
«Левая и правая рука»
Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами
Дать представления о счётах, рассмотреть их, объяснить их назначение. Расширять представления о калькуляторе, объяснить его значение.
Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами
Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.
Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.
Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени. Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки
Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.
Январь
1.«Количество и счет»
«По порядку рассчитайся!»
2.«Количество и счет»
«Весёлые домики»
3.«Решение логических задач»
«Деление целого на части»
4.«Решение логических задач»
«Задачи на смекалку»
Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами
Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.
Закреплять счет в пределах 10. Формировать знания о составе чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.
Февраль
1. «Количество и счет»
«Королевство цифр»
«Пишем цифры: 0,1,2,3»
2. «Количество и счет»
«Пишем цифры: 4,5,6»
3.«Геометрические фигуры»
«Кошкин дом»
4.«Геометрические фигуры»
«Волшебные превращения
геометрических фигур»
«Сделай сам зверюшек»
(сгибание, разрезание, вырезание).
Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Закреплять знания о фигурах (трапеции, ромбе), дать понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.
Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Закрепить фигуры (трапеция, ромб), понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.
Упражнять детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. Знакомство с техникой оригами.
Развивать зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Март
1. «Количество и счет»
«Пишем цифры: 7,8,9»
2. «Количество и счет»
«Весёлые домики»
3.«Определение величины»
«Измерительные приборы: линейка, весы, часы»
«Линейки»
4.«Определение величины»
«Весы. Их использование»
Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры. Закреплять состав чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.
Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Расширять представления детей о весах, рассказать, какие бывают весы и их значение. Уточнить понятие «вес»
Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Апрель
1. «Количество и счет»
«Весёлые птички»
2. «Количество и счет»
«Весёлые птички»
3. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости».
«Ориентировка во времени» Сутки. Часы. Минутки»
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». «Ориентировка во времени»
«Дни недели»
Закреплять счет в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >.
Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
Закреплять счет в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >.
Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. Знакомство с часами.
Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Закреплять знания детей дней недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.
Май
1. «Количество и счет»
2. «Количество и счет»
3.«Решение логических задач»
«Задачи на действия
(сложение и вычитание)»
4.«Решение логических задач»
«Задачи на разделение целого
на части»
«Волшебные монетки»
Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Закреплять знания детей о деньгах, их назначением.
3. Методическое обеспечение программы.
Перспективный план работы математического кружка «Умка»
для старшего дошкольного возраста.
Тема занятия
Цель
Методические приемы
Оборудование
Октябрь
1.«Количество и счет» Угадай, какое число пропущено
определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число
В. расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.
Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.
2.«Количество и счет»
«12 месяцев»
закрепить понятие о месяцах
В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.
карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.
3.«Геометрические фигуры»
«Кто больше увидит»
закрепление знаний о геометрических фигурах
На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.
Фланелеграф, геометрические фигуры.
4.«Геометрические фигуры»
«Подбери фигуру»
закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Ноябрь
1. Количество и счет
«На зарядку становись»
Совершенствовать навыки счета в пределах 20.
На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов. Затем зачитывает стихотворение: Двадцать спортсменов бегут на зарядку, Но не желают бежать по порядку. Последний, случается, первым придет –Такой вот бывает неправильный счет. В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.
картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)
2 Количество и счет
«Составь неделю»
Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.
Два набора с карточками от 1 до 7,
3 Величина
«Посадим ели»
Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.
Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.
счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.
4. Величина
«Сломанная лестница»
учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин
На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.
Декабрь
1 Количество и счет
«Подбери игрушку»
упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
Игрушки
2 Количество и счет
«Матрешки»
упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.
Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.
Цветные косынки (красная, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10 штук.
3 Ориентировка во времени
«День и ночь»
закреплять знания детей о частях суток.
Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.
Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.
Вариант № 3.Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».
Мелки
4 Ориентировка во времени
«Части суток»
упражнять детей в различении частей суток.
В. чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.
картинки: утро, день, вечер, ночь.
Январь
1 Количество и счет
«Прогулка в сад»
познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.
На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок, 7 маленьких яблок. В. задает вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как проверить?» Один ребенок считает большие. Другой маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает ребенка и предлагает ему найти поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В. уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.
Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. В. подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. - По 7. Далее показывают детям способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при образовании числа 6 и 7.
Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета
2 Количество и счет
«Какое число рядом»
упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному
Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.
Мяч
3 Геометрические фигуры «Мастерская форм»
учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.
В.: «Дети, сегодня мы поиграем в игру «Мастерская форм». Каждый постарается выложить как можно больше разных фигур». Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.
У каждого ребенка спички без головок (палочки), окрашенные в яркий цвет, несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа бумаги
4 Геометрические фигуры
«Сложи фигуру»
упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.
В. помещает модели геометрических фигур , В: вызывает ребенка и предлагает ему показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.
Фланелеграф, фигуры
Февраль
1 Количество и счет
«Машины»
закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.
Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров. Начиная с первого, В. проверяет порядок номеров, игра продолжается
Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях номера машин -изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета - для стоянок машин.
2 Количество и счет
«Живые числа»
упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10
Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).
Дети меняются карточками. И игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.
Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.
3. Определение величины
«Магазин»
развитие наблюдательности и внимания научить различать аналогичные предметы по величине.
Игра делится на 3 этапа.
1. «Магазин». У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на вопросы: Сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине чашек (больших, маленьких)?. На какой полке стоят чашки? Сколько в магазине матрешек? (больших, маленьких). На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей? (больших, маленьких). На какой полке они стоят? Что стоит слева от пирамида? Справа от пирамид, слева от кувшина, справа от кувшина, слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами? Каждый день утром овечка выставляла в магазине одни и те же товары.
2. «Что купил серый волк». Однажды на Новый год в магазин явился серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно. Угадай, что купил серый волк?
3. «Что купил заяц?» На следующий день после волка в магазин пришел заяц и купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц?
Полочки с отделениями, чашки (маленькие, большие), игрушка в виде овечки
4 Определение величины
«Незаконченные картинки»
знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлой формы разной величины.
У каждого ребенка лист бумаги, на котором 8 незавершенных рисунков. Чтобы закончить рисунок, необходимы предметы разных пропорций, соответствующие бумажные фигуры.
Клей, кисточка, тряпочка.
Март
1 Количество и счет
«Незнайка в гостях»
учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
В. обращается к детям: «Мы с вами еще раз поучимся делать так, чтобы разных предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит: «Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся). Выслушав ответы детей, В. предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывает ют игрушки и кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.
Карточки, игрушки
2 Количество и счет
«Услышь и посчитай»
учить одновременносчитать звуки и отсчитывать игрушки.
В. обращается к детям: «Сегодня мы снова будем считать звуки и отсчитывать игрушки. В прошлый раз мы сначала считали звуки, а потом отсчитывали игрушки. Теперь задание будет потруднее. Надо будет одновременно считать звуки, и пододвигать к себе игрушки, а затем сказать, сколько раз ударил молоточек, и сколько игрушек вы поставили. Всего дается 3-4 задания.
подносы с мелкими игрушками
3 Ориентировка во времени
«Детский сад»
закрепить знания о частях суток.
Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих: Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .Мы делаем зарядкуМы занимаемся
Аналогично можно проводить игру о временах года.
Мяч.
4. Ориентировка во времени
«Успей вовремя»
Продолжать закреплять понятие времени. Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. Воспитывать любознательность
На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо») Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.
игры «Колумбово яйцо», песочные часы.
Апрель
1 Количество и счет
«Встань на место»
упражнять детей - в счете в пределах 10.
Педагог говорит: «Сейчас мы поучимся подбирать карточки, на которых нарисовано поровну разных предметов» и предлагает сосчитать, сколько предметов нарисовано у них на карточке. Далее объясняет задание: «Я буду называть числа, дети выходят, встанут в ряд и покажут всем свои карточки, назовут, сколько предметов у них нарисовано. Вопросы: «Поскольку предметов у них нарисовано?» и т. д.
карточки
2 Количество и счет
«Не ошибись»
упражнять детей в количественном и порядковом счете.
Дети кладут перед собой полоски бумаги и маленькие карточки. Ведущий называет какое-нибудь число, а дети должны найти карточку, на которой столько же кружков, и положить ее на соответствующий номер квадрата. Ведущий может называть числа от 1 до 10 в произвольном порядке. В результате игры все маленькие карточки должны быть расположены по порядку от 1 до 10. Вместо называния числа ведущий может ударять в бубен.
На каждого ребенка полоска плотной бумаги, разделенная на 10 квадратов. 10 маленьких карточек, равных величине квадрата на полоске бумаги, с изображенными на них кружочками от 1 до 10.
3 Решение логических задач
«Сложи дощечки»
упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.
Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.
10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.
4 Решение логических задач
«Сосчитай и назови»
упражнять в счете на слух
В. предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед («Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек»). Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 гадания. Далее В. объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами. Когда сосчитаете звуки, откройте глаза, молча отсчитайте столько же игрушек и поставьте их в ряд». В. отстукивает от 2 до 10 раз. Дети выполняют задание. Отвечают на вопрос: «Сколько игрушек вы поставили и почему?»
Молоточек, игрушки
Май
1 Количество и счет
«Кто быстрее назовет»
упражнять в счете предметов.
В. обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Каких игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10)? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети подсчитывают свои фишки.
Игрушки, фишки
2 Количество и счет
«Посчитай птичек»
показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.
Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок(ласточек и голубей) на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет ласточку и спрашивает: «Сколько стало ласточек? Как получилось 6 ласточек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.
Картинки
3 Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости
«Назови скорей»
усвоение последовательности недели
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает кому-либо мяч и говорит: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч и спрашивает: «Какой день был вчера?» и т. д.
Мяч
4 Решение логических задач
«Разделим пополам»
научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам
В.: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее пополам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д. ».
Аналогично: с кругом.
Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.
Демонстрационный материал: полоска и круг из бумаги. Раздаточный материал: у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.
4. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Для эффективного развития математических способностей у старших дошкольников необходимы следующие педагогические условия:
Разработанное планирование образовательной работы по формированию элементарных математических представлений.
Создание развивающей среды для занятий математикой.
Для проведения занятий необходимо помещение, хорошо освещенное, проветренное, проведена влажная уборка в соответствии с СанПиН. Количество столов и стульев должно соответствовать количеству детей, размеры мебели – соответствовать ростовым показателям.
Оборудование, методические пособия, наглядный демонстрационный материал должны быть содержательно-насыщенны, безопасны, практичны, доступны. Для проведения занятий необходимо следующее оборудование, материалы и инструменты: занимательные задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия: (карточки, плакаты, игрушки, лото), дидактические игры: «Форма цвет», «Подбери фигуру», «Не ошибись», «Живые числа», «Части суток», «Составь неделю», «Сложи фигуру», «Разделим пополам», «Незнайка в гостях», «Незаконченные картинки»
Литература
1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук.
2.Бурдина С.В. Серия «Умный малыш». Классификация
3. Гаврина С. Е. Рабочая тетрадь дошкольника. Серия «Мои первые тетрадки»
4.Гаврина С. Е. Тетрадь с заданиями для развития детей. Математика для малышей часть1.
5.Михайлова З.А. Математика – это интересно.
6.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа – М.: Мозайка-Синтез, 2014.
7.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. – М.: Мозайка -Синтез, 2014.
8. Петерсон Л.Г. Раз – ступенька, два – ступенька
9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников.
13PAGE142615
15