Конспект исследов. занятия по ИЗО «Раскрасим платочки» 1 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
учитель музыки, изобразительного искусства, МХК
Алёхина Жанна Витальевна
Конспект занятия с познавательно-исследовательской деятельностью по ИЗО для 1 класса
«Украсим платочки»
Замысел:
На уроках изобразительного искусства дети постоянно используют карандаши и краски. На этом уроке детям предложено изобрести новые средства для раскрашивания, при помощи ягод, овощей и растений.
Гипотеза: Существуют природные вещества, при помощи которых можно рисовать.
Цель: познакомить детей с красками растительного происхождения путём экспериментирования.
Задачи:
Определить - существуют ли вещества, кроме фабричных красок, обладающие красящими способностями.
Узнать – безопасны ли эти вещества.
Получить знания о стойкости природных красителей.
Покрасить платочки красками растительного происхождения.
Выполнение поставленных задач направлено на развитие любознательности, диалогической речи, памяти и интереса к исследовательской деятельности, а также, метапредметных компетенций школьников.
На уроке использован метод опытно – экспериментального исследования, рассуждения, анализа полученного знания.
Оборудование: лоскуты белой плотной ткани, марля, натёртые овощи (свёкла, морковь). Ягоды (малина, черника). Растения (петрушка, укроп). Чайная заварка, пластмассовые трафареты, губка, зубные щётки, печатки, ватные палочки, тарелки для сбора отжатого сока, чайные ложечки, фартуки.Ход урока: Звучит весёлая музыка
Учитель – Ребята, сегодня мы с вами оказались на тропическом острове в гостях у весёлого племени лилипутов. Эти человечки очень любят гостей. Угощают их ягодами, фруктами и овощами (обращает внимание детей на стол с тарелочками ягод и овощей).
А ещё они любят яркие одежды. Но, к сожалению, сейчас они ходят грустные – одежда за много лет пришла в негодность, а новых тканей у них нет! У вас, случайно, не найдётся чего-нибудь подходящего? Небольшого кусочка ткани, чтобы они смогли сшить себе рубашки и штанишки?
Дети достают из карманов заранее приготовленные белые носовые платочки.
Учитель – Как хорошо! Мы сможем их порадовать, если эти платочки станут яркими и разноцветными! Но у нас на этом острове нет красок и карандашей. Что же делать?
Учитель предлагает детям подумать (ответы детей). Наводящими вопросами подводит детей к ягодам и овощам. Предлагает подойти к столу и определить, что находиться в тарелках (потёртые свекла и морковь; ягоды: малина, черника; чайная листовая заварка; замороженные петрушка и укроп). Учитель предлагает детям подумать, как это можно использовать (ответы детей). Если дети затрудняются ответить, Учитель предлагает посмотреть, как можно получить краски из растений. Рассказывает, как с помощью марли можно отжимать сок. Дети приступают к работе. Одевают фартуки, соблюдают аккуратность в работе.
Составить технологическую карту цвета каждого фрукта.
Сравнение с фабричными красками.
Исследовать свойства материалов: хлопок, шелк, и т.д.
Учитель - Весь сок отжали, теперь приступим к раскрашиванию платочков. Вы видите, у вас на столах есть разнообразные приспособления для традиционного рисования (трафареты, губка, ватные палочки, зубные щётки, печатки). Подумайте, что бы вы хотели нарисовать на платочке? (Ответы детей).
Учитель – Очень важно чтобы эта краска была безопасна для здоровья лилипутов. Как вы думаете, они не заболеют, если будут носить одежду раскрашенную таким способом? (Ответы детей).
Если дети затрудняются с ответом, напомнить им, что маленькие человечки питаются этими фруктами.
Учитель – Выполняйте аккуратно, не испачкайте одежду, так как эта краска отстирывается сложно. Когда вы закончите раскрашивать, развесим платочки, чтобы они просохли, и подарим маленьким человечкам. Я думаю, они им понравятся! Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали? Как называется материал, которым отжимали сок? (Ответы детей).
Заключение:
В процессе урока учащиеся методом исследования узнают, что существуют природные вещества, обладающие красящими способностями. При помощи рассуждений, приходят к выводу о безопасности для здоровья таких красителей. Получают знания о стойкости природных красителей. Собственноручно создают новый качественный продукт – яркие платочки.
Домашнее задание: провести исследование и составить доклад о том, как сложно отстирать пятна от сока.