Статья «Вовлечение родителей в непосредственно-образовательную деятельность»
Статья «Вовлечение родителей в непосредственно-образовательную деятельность»
Воспитатель: Золотарёва Надежда Владимировна
Сумасшедший ритм современной жизни заставляет многих родителей ограничивать свое участие в жизни детского сада только лишь тем, что они приводят и забирают своих детей из дошкольного учреждения. В результате возникают проблемы во взаимоотношениях между детьми и их родителями, которые оказывают негативное влияние на эмоциональное, соматическое и интеллектуальное развитие подрастающего поколения.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ „Об образовании в Российской Федерации” ,в соответствии с которым:
-дошкольное образование становится первым уровнем общего образования;
-родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся получают преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами;
-они обязаны заложить основы физического , нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.
Детский сад существует для оказания помощи семье. Но, детский сад не в состоянии выполнить все требования современного образования в полном объёме потому что полноценное , личностное развитие ребёнка-дошкольника может быть осуществлено лишь в процессе совместной партнёрской деятельности его со взрослым. Это возможно только при участии семьи в образовании ребёнка.
Большинство родителей оправдывают своё нежелание принимать участие в жизни детского сада банальным „мне некогда”, „я не умею”, „я не могу”.
Однако это не может служить серьёзным основанием для того, чтобы отказаться от возможности больше времени провести со своим ребёнком, узнать о его внутреннем мире, взаимоотношениях в коллективе и успехах в учёбе.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т. е. происходит вовлечение родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Отсюда можно сделать однозначный вывод :руководству и педагогическому коллективу дошкольных учреждений необходимо приложить как можно больше усилий для того, чтобы наладить диалог семьи с детским садом.
А родителям, в свою очередь, нужно прекратить выполнять пассивную роль наблюдателей за работой воспитателя и становиться активными участниками детсадовской жизни своих детей.
Я перед собой поставила цель - вовлечь родителей в непосредственно-образовательную деятельность. Было принято решение провести занятие „Математика на кухне”. Родители серьёзно отнеслись к подготовке занятия. Заранее с родителями было обговорено, какие математические знания, умения и навыки можно закрепить в жизненных ситуациях на кухне, также был подобран материал для занятия, распределены задания между родителями. У родителей развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны.
В ходе занятия дети отправлялись в гости на кухню к мамам. На кухне у первой мамы, Дарьи Геннадьевны, дети получают первое задание, которое изложено продуманно и доступно. Задание заключается в закреплении навыков счёта. Имея огромное желание помочь Дарье Геннадьевне, дети быстро и легко справляются с ним, тем самым закрепляют навык счёта и ещё больше повышается интерес к занятию. Отблагодарив детей за оказанную помощь, Дарья Геннадьевна озвучивает новое задание, в котором необходимо составить перемешавшиеся чайные пары, тем самым закрепляются умения сопоставлять, сравнивать , находить общее между предметами и делать вывод. Дети легко справляются с этим заданием т.к. занятие для них очень интересно и занимательно, что незаметно для самих себя закрепляют свои математические знания, умения и навыки. Вежливо попрощавшись с Дарьей Геннадьевной, дети спешат в гости ко второй маме, Елене Николаевне , где их ожидают не менее интересные задания. Также у детей закрепляются навыки культурного и уважительного общения с взрослыми. Получив задание от Елены Николаевны ,дети закрепляют умения соотносить количество предметов с соответствующей цифрой ,изображенной на тарелке. Во втором задании детям необходимо классифицировать фрукты и овощи, разложив их в корзины с бантиком определённого цвета, у детей развивается внимание, логическое мышление.
Дети на столько мотивированы ,что выполняют все задания быстро и правильно. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи мамам на кухне. Мамы обращаются к ребёнку с просьбой помочь им, говоря, что без их помощи им никак не обойтись. При этом они не забывают поблагодарить детей. Далее проводится музыкальная физминутка „Мы капусту чистим, чистим…” муз. И сл. Е.Железновой, которая выбрана в соответствии с темой занятия.
Немного отдохнув, дети отправляются на кухню к третьей маме ,Наталье Владимировне, где их ожидало задание „Математические пазлы”,выполняя которое дети закрепляли умения выстраивать числовой ряд. В последующем задании закреплялись умения увеличивать и уменьшать количество предметов на единицу (отношения чисел„больше на один ,меньше на один”).далее следовало задание ,выполняя которое дети закрепляли знание геометрических фигур ,развивалось воображение т.к. необходимо было показать на какие геометрические фигуры похожи овощи.
В конце занятия был подведён итог и оценка результатов деятельности детей. Присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам. Незаметно для самих себя , дети закрепили математические знания, умения и навыки, почувствовали свою значимость ,приобрели в себе большую уверенность. А родителям представилась возможность понаблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания. У них формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них. Родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.