Воспитание патриотических чувств у младших школьников
Воспитание патриотических чувств у младших школьников
В. А. Сухомлинский говорил: «Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открылось ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило и заставило плакать – не от личной обиды, а от переживания за судьбы других людей, - от этого зависит, каким гражданином будет наш воспитанник».
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей.
Детям так же, как и взрослым, приятно жить в чистом доме, гулять по красивым улицам города, любоваться произведениями искусства. Мусор, грязь, неопрятность, в чём бы они не выражались, вызывают удивление, брезгливость, огорчение.
Чтобы приобщить детей к углубленному традиционному наследию, воспитать неравнодушного гражданина своей страны надо жить по этим заповедям.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность школьного процесса по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Чтобы патриотизм не стал перерождаться в национализм и в сознании детей не получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к старшим и людям другой национальности, необходимо затрагивать моральные стороны в воспитании детей.
В раннем школьном возрасте важно:
формировать здоровый образ жизни и укреплять здоровье детей на основе гражданского и патриотического воспитания;
развивать у детей чувство гордости за историческое прошлое своего народа, растить из детей сознательных, инициативных, честных, трудолюбивых граждан, патриотов знающих законы и обязанности своей страны;
корректировать самосознание и мировоззрение детей.
С подготовительного класса я знакомлю детей с дорогими для всех нас понятиями – наша семья, наша школа, наш город, наша Родина. Вовлекаю детей в посильную для них поисковую деятельность, раскрываю перед ними страницы жизни их бабушек и дедушек, историю возникновения наших государственных праздников: День Российской Армии и Военно-Морского Флота, День Победы, День Конституции и другие праздники. У детей формируются первые навыки подготовки и проведения этих праздников, общения с замечательными людьми, участия в общественной жизни класса и школы.
В основу военно-патриотического воспитания положены подготовка обучающихся к службе в рядах Вооруженных сил, воспитание любви к Российской Армии, формирование чувства гордости за принадлежность к Отечеству. Дети узнают, что мир и покой нашего народа охраняет Российская Армия, которая спасла не только весь российский народ, но и народы Европы от порабощения фашистскими захватчиками.
С подготовительного класса, работая воспитателем в группе продленного дня, я знакомлю детей с государственной символикой нашей страны: государственным флагом, гербом и гимном, с правами и обязанностями российского гражданина.
Из бесед дети много узнают нового о героическом прошлом нашего народа, о героях Великой Отечественной войны. На примере их судеб школьники начинают понимать, что любовь к Отечеству должна быть действительной.
Тема Великой Отечественной войны является одной из важнейших в обучении и воспитании школьников. На формирование военно - патриотического, гражданского воспитания на детей оказывает влияние систематически проводимые мною занятия и внеклассные мероприятия, уроки мужества, экскурсии к памятным местам, посещения музея боевой славы. Эти мероприятия раскрывают мировоззрение детей о волнующих событиях Великой Отечественной войны, о мужестве и героизме народа, о героизме наших земляков, ставшими Героями Советского Союза.
Для детей провожу встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами - интернационалистами, Афганистана, Чечни. Воспитывая детей на ярких примерах, в контакте с интересными людьми, на делах, наполненных патриотизмом, - вот к такому воспитанию стремлюсь я. Чтобы такие мероприятия приносили должный эффект, необходимо, чтобы сами дети стали активными участниками в их подготовке и проведении. При подготовке к встречам с ветеранами дети с радостью принимают участие в работе по оформлению помещения школы плакатами и рисунками, изготовлению самодельных подарков ветеранам, чтению стихов, исполнению песен. К сожалению, фронтовиков становится с каждым годом все меньше и меньше. Поэтому, вместе с ребятами я делаю всё возможное, чтобы оставшиеся годы стали для ветеранов радостными, чтобы каждый из них был горд от сознания того, что их подвиги не забыты и почитаемы среди молодежи.
В каждом ребенке живет тяга к героическому и удовлетворить эту потребность в определенной мере ему помогут книги о нашей Родине, о нашей армии, о трудовых подвигах народа и т.д.
В этих книгах ребята находят отклик на свою мечту о профессии летчика, танкиста и т.д. Они стремятся стать такими же храбрыми, настойчивыми и умелыми воинами, как герои.
Систематическое чтение в группе продленного дня литературных произведений о войне, способствует воспитанию у детей чувства патриотизма, чувства любви к Родине, уважительному отношению к Российской армии.
Я в классе провела конкурс – инсценировку солдатской песни «Вечный огонь», где дети в военной форме воссоздавали события военных лет.
Ребята принимают активное участие в беседах, викторинах, праздниках, конкурсах рисунков, чтениях детских книг на патриотические темы, посещениях памятных мест, экскурсиях в музеи боевой славы, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганистана, Чечни и героями труда.
Каждый год 9 мая - День победы – я вожу детей к Мемориалу Победы. Дети возлагают живые цветы, чтут Память павших Минутой молчания, ветеранам дарят живые цветы, поздравительные открытки, сувениры - изготовленные своими руками.
В своей работе я применяю коррекционные методы и приемы:
формирование мотивов положительного поведения (положительный настрой учащихся перед работой);
дозированная подача коррекционно-развивающего материала для закрепления знаний;
индивидуальный подход;
развитие коммуникативных навыков и межличностных отношений между воспитанниками.
Результатами всей этой работы является стремление детей быть похожими на старших в труде, учебе и поступках. Такая работа увлекает и активизирует детей, способствует социальной адаптации, а мне помогает воспитать их настоящими гражданами своей страны, сформировать активную гражданскую позицию, духовность, нравственность, личную и общественную ответственность, способность к саморазвитию.
Модель “Гражданина - патриота России”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]