Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ
И ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Проблема формирования гражданской активности является одной из наиболее актуальных социокультурных проблем в период становления постиндустриального информационного общества в России. Инновационные изменения в образовании происходят одновременно с реформированием всех сторон жизни общества, направленных на строительство правового государства, демократического общества. В этой связи сегодня требуются не только специалисты, способные решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы, но и личности, принимающие активное участие в жизнедеятельности общества, невозможное без сформированной у будущих социумов гражданской активности в образовательной среде школы. На формирование гражданской активности учащихся влияют разнообразные внешние и внутренние факторы (социальные, школьные, межличностные, семейные и др.). Одним из определяющих факторов формирования гражданской активности является образовательная среда, в которой каждый учащийся независимо от своей гражданской идентичности имеет одинаковые со всеми возможности для реализации своего конституционного права на по- лучение качественного образования, для осуществления своих потенциальных потребностей и проявления активности в социальной и общественной жизни в период школьного обучения (Т.Д. Дмитриев, В.И. Панов, О.Г. Тринитатская, В.А. Ясвин). Однако современная социокультурная ситуация характеризуется недооценкой ресурса образовательной среды (информационного, технологического, диагностического, профессионального и др.) для формирования гражданской активности учащихся. Возникает потребность создания такой образовательной среды школы, в которой бы учащийся осознавал свою гражданскую идентичность, принимал общие национальные ценности, занимал активную жизненную позицию, характеризующуюся динамизмом, мобильностью, ответственностью, а также умениями и навыками продуктивного взаимодействия с социальными партнерами, с носителями этнических культур в России и за рубежом, умел находить конструктивные решения в ситуациях конфликтных отношений в обществе. Вследствие чего становится очевидной необходимость разработки новых теоретических подходов (культурологического, аксиологического, средового) к организации образовательной среды школы, способствующей формированию гражданской активности учащихся.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельная личность в разных областях жизни, в то же время выросла и ответственность за свою судьбу и судьбы других людей. Воспитать такого человека, достичь успехов в направлении осуществления главной стратегии гражданского воспитания можно только через активное вовлечение личности в социально значимую деятельность и сознательное участие в ней, развитие самоуправления.
На современном этапе развития любое государство претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, права, так и в сфере духовной жизни общества, и в сфере образования. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, окрашенных в цвета сотрудничества и диалога, акцентирует внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и ортодоксальные библейские заветы: не убий, не укради, возлюби ближнего, как самого себя. Все это свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.
В современном мире становится одной из ведущих проблема толерантности. Общество, которое стремится не просто выжить, а позитивно развиваться, должно быть ориентировано на конструирование установок толерантного мышления.
Цель современного образования – усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе).
Главная задача современной воспитательной системы – процесс развития культуры мира. Воспитание толерантности – это воспитание минимального требования к общественным отношениям не допускать насилия и принуждения. В условиях толерантного общества может быть осуществлено полное раскрытие действительных возможностей человека и общества, включая эволюцию культуры мира и развитие дружественных сообществ, которые ее принимают.
Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений.
Это относится и к культуре межнациональных отношений, основное содержание которой состоит в следующем: любовь к культуре своего народа и уважение, терпимость к другим народам. К задачам формирования культуры межнациональных отношений следует отнести знание истории, культуры, искусства своей родины, страны; любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры; знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение; наконец, умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах взаимоуважения и толерантности. Так как возрастные особенности детей и молодежи характеризуются как период активного формирования личности, осознания себя гражданином страны, назрела необходимость переоценки имеющегося социального и педагогического опыта по гражданскому воспитанию и формированию толерантного сознания данной категории, раскрытия перспектив и поиска форм работы, как в процессе обучения, так и во внеучебной деятельности.
Анализ этих процессов свидетельствует о необходимости:
существенного развития нормативно-правовой базы, общественных и государственных институтов, обеспечивающих становление принципа толерантности;
разработки действенных мер и механизмов внедрения социальных норм толерантного поведения;
использования в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения и гражданской активности у молодежи;
Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного развития, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде.В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том,что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. Поворот российской школы к ребенку, вызывающий повышенный интерес педагогов к идеям развивающего и личностно-ориентированного образования, побудил нас к поиску инновационных способов образований деятельности.
Анализ научных исследований и учет специфики функционирования школы говорят о целесообразности выбора системного и личностно-ориентированного подходов воспитания. При этом воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.
Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Именно в этих трёх категориях содержится генетический код человечества. Этими же тремя блоками можно обозначить задачи любого педагога.
педагог
здоровье нравственностьспособности
Именно эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой (бытие) сфере. Бытие – это домашний образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда, эмоциональные реакции на то, что он видит и слышит вокруг, на удовлетворение своих потребностей, конфликты с собой, с другими и т.д. Иначе говоря, деятельность, общение и бытие ребёнка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей. Схематически основные сферы деятельности педагога и её результаты могут быть представлены в следующем виде:
педагог
деятельность бытиеобщение
личность
здоровьенравственностьспособности
Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.
Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это он осуществляет совместно с семьёй и другими учителями, работающими в данном классе.
Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогически обоснованная цель.
Цель воспитательной работы школы – создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса, способствующей оптимизации учебно-воспитательной деятельности и формированию ключевых компетенций.
Цель разбивается на ряд конкретных задач:
воспитания любви к родной школе, отчему краю к формированию гражданскогосамосознания, ответственности за судьбу Родины;
формирования гуманистического отношения к окружающему миру, понимания своегоорганичного единства с окружающей средой, приобщение к общечеловеческим ценностям,освоение, присвоение этих ценностей;
развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться всоответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержканестандартности, индивидуальности;
формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной изглавных жизненных ценностей;
формирование целостной и научной обоснованной картины мира, развитиепознавательных способностей;
стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим икультурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного;
участие педагогов и учащихся в творческих конкурсах, соревнованиях, в конкурсных отборах не только школьного уровня, но и муниципального, краевого, всероссийского;
формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, формированиепотребности к самосовершенствованию, саморазвитию, способности успешноадаптироваться в окружающем мире. Для того, чтобы задачи были обоснованными и вошли в целевое пространство,необходимо смоделировать личность выпускника школы, как конечный продуктвоспитательной деятельности школы. Выпускник школы должен обладать такимикачествами или направлениями развития, как:
- патриотизм, гражданственность,- экологическая культура;- нравственность, духовность,- креативность, творческость;- здоровый образ жизни;- эстетическое и культурное развитие;- саморазвитие.Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка.
Формы организации воспитательной деятельности:- воспитание в процессе обучения;- внеучебная деятельность:а) внутриклассная,б) межклассная;в) внеклассная;г) участие в работе творческих объединений;д) внешкольная;е) массовая, общешкольная;ж) работа с семьей и общественностью.
Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий, предметных месячников, в ходе которых проходят конкурсы, олимпиады, викторины, КВНы, соревнования. Прежде всего, это система школьных традиций. Традиции формируют дух школы, определяют ее лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов. Традиции являются ключевыми делами школы и проводятся, как правило, по методике КТД.
Считаем, что необходимо стремиться к тому, чтобы все структурные элементы воспитательного пространства оказывали максимально эффективное, позитивное воздействие на учащихся, на их социализацию.