Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»
Опыт работы по теме:
«Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы»
Выполнила:
учитель начальных классов
Афоньшина С.А.

р.п. Красные Баки
2016 г.

Заботливый садовник укрепляет корень,
от которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий. Так учитель должен
заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
В.А.Сухомлинский1. Актуальность.
Под современным патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки.
К сожалению, в современном обществе усилилось проявление жестокости, агрессии со стороны молодежи по отношению к взрослым. Вечные ценности отошли на второй план, а новые еще не выработаны. Молодое поколение уходит от обсуждения социальных вопросов в пространство виртуальных игр. Поэтому патриотическое воспитание определяется как одно из приоритетных направлений.
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Постановление Правительства РФ «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.», Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года, подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.
Школа должна воспитать «порядочного, патриотического» человека.
Процесс формирования патриотических качеств личности в специальной (коррекционной) школе осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка «умственной отсталости не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним». Проблема патриотического воспитания в специальной школе стоит еще острее и обусловлена рядом причин.
2.Проблемы и противоречия.
Актуальность проблемы патриотического воспитания в коррекционной школе состоит в устранении противоречий между требованиями Стандарта и низким уровнем сформированности понятий патриотизма у детей; противоречий между стремлениями школы воспитать в детях патриотические качества и отсутствием этого стремления в семье.
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Их формирование зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Они формируются на основе установок, мировоззрения и его опыта, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности.
Формирование высших духовных чувств у умственно отсталых детей происходит с опозданием. Это обусловлено следующими причинами:
1.Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют процесс освоения многих понятий (Л.С.Выготский, Г.М.Дульнев, Л.С.Рубинштейн, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др).
2.Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования родителей.
Исходя из этого, основная роль в воспитании патриотических качеств личности у школьников умственной отсталостью с (интеллектуальными нарушениями) принадлежит учителю.
3.Механизм реализации.
Основной целью моей работы в патриотическом воспитании младших школьников с умственной отсталостью является:
создание условий для формирования навыков поведения в обществе, показать важность участия их в жизни страны, родного края.
Считаю, что наибольшим воспитательным эффектом в достижении целей является внеклассная работа, которую я осуществляю с детьми в течение всего учебного года, включая работу в прогулочных группах и в лагере с дневным пребыванием «Искорка».
Задачи:
1.Воспитывать любовь к своей малой родине и своей стране, через изучение её истории, культуры и традиций народа.
2.Приобщать к боевым и трудовым традициям народа, Российской Армии
3.Разъяснять истоки героизма людей
4.Воспитывать уважение к подвигу защитников Отечества и стремления подражать им.
Первоначально я провожу диагностику сформированности базовой ценности «Патриотизм», направленную на выявление представлений о своей семье и ее традициях; своей малой родине, о своей стране с помощью анкеты - опросника «Я и моя семья», «Я и моя страна». (Приложение 1.) Анализ данных показывает, что у половины поступивших в 1 класс обучающихся не сформированы ценности патриотизма. (Приложение 2.)
Результаты диагностики позволяют мне наметить траекторию работы по патриотическому воспитанию. Она представлена следующими направлениями:
1.Воспитание на традициях школы:
- включение детей в организацию творческих выставок и праздников краеведческой направленности;
- участие в общешкольных конкурсах патриотической песни, конкурсах чтецов.
2. Осуществление гражданско – патриотического воспитания через включение в содержание:
- бесед, классных часов, Уроков Мужества, мероприятий и краеведческих праздников;
- экскурсий по поселку и улицам;
-экскурсий в районный музей;
- взаимодействия с районной библиотекой в проведении мероприятий;
-организацию конкурсов рисунков;
-встреч с ветеранами педагогического труда школы;
- волонтерской работы (шефство над ветеранами)
Привить любовь к Родине умственно отсталым школьникам возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать. Одним из мотиваторов является гордость за свою малую родину. Её я воспитываю, знакомя школьников с культурой, народными промыслами и людьми Краснобаковского края. Обстановка в музее позволяет сформировать чувство уважения к прошлому. Натуральные предметы старины в крестьянской избе позволяют понять нелегкую жизнь в далеком прошлом.
Для изучения истории нашего поселка тесно взаимодействую с районной библиотекой. Посетив мероприятия «Сказания о Баковской старине», «Россия – Родина моя», ребята из первоисточников узнали о происхождении названия нашего поселка, как менялось его название за период истории существования.
Культуру и традиции родного края ребята так же узнают, участвуя в подготовке и проведении праздников, музыкально – литературных композиций в классе и школе. Об этом свидетельствует внеклассное мероприятие «Люблю тебя, мой край родной!», и общешкольное мероприятие «Родные наши, отчие края - частичка света солнечной России».
Воспитать в детях свое причастие к Великому Русскому народу позволяет проведение с детьми древнейших народных праздников: Масленица, Крещение, Пасха. Так дети с удовольствием участвовали в подготовке и проведении общешкольного праздника «Масленица». У ребят появилась возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и реализовать себя в них. Они водили хороводы, играли в народные игры, слушали заклички и потешки, угощались блинами.
Широко использую в своей работе приемы театрализации. В этом мне помогает устное народное творчество – богатый источник воспитания нравственных ценностей. В качестве материала выступают русские народные сказки, которые знакомят с правилами поведения в обществе, нормами морали. Своеобразный язык сказок зарождает в детях чувство Родины.
Воспитание патриотизма осуществляю через участие в экологических акциях. Ежегодно ребята участвуют в акциях «Очистка берега реки Ветлуги», «Сделаем мир чище».
Патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды и прадеды. Особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию уважения к подвигу защитников Отечества. Мероприятия, проводимые к Дню Победы, способствуют решению этих задач. Это Урок Мужества, участие в школьном конкурсе чтецов о войне, конкурсе патриотической песни, участие в Параде Победы на площади поселка, знакомство с военной символикой.
«Помнить можно только то, о чем знаешь. Если рассказывать детям о войне, им будет что помнить» (девиз Международной акции «Читаем о войне»). С этой целью я организую встречи с ветеранами и участниками войны, с тружениками тыла, в ходе которых дети не только усваивают понятия «Ветеран», «Герой», «Родина», но и начинают их осознавать. Труженица тыла, бывший работник нашей школы Торикина Елена Васильевна, на одной из встреч с ребятами рассказала о трудном военном времени, о том, как приходилось ей, 15 летней, работать в тылу счетоводом. Ребята, затаив дыхание, слушали историю её семьи, из которой 5 братьев и старшая сестра ушли на фронт. Ребята узнали, за что присваивают звания и получают награды. Еще одна участница войны в тылу, Ковалева Софья Ивановна, рассказала о голоде, который испытывали люди во время войны.
Во внеклассной работе стараюсь включить ребят в посильную проектную деятельность. Проектирование обостряет внимание ребят к историческому прошлому, вырабатывает твердые убеждения. Выбор темы проекта «Герои Советского Союза – краснобаковцы» подсказали экскурсии к памятникам нашим землякам. Работа началась с изучения материалов в районной библиотеке, экскурсии по улицам, которые названы в честь героев. На основе полученных сведений мы оформили альбом и передали его в школьный музей.
Значимым для ребят было участие в общешкольном проекте «Моя семья в истории войны», в рамках которого Зайцева Регина приняла участие и собрала информацию о своем прадеде.
Волонтерская работа - продолжение работы по приобщению детей к уважению старшего поколения, воспитанию трудолюбия, ответственности. Наш класс проявляет заботу о ветеранах педагогического труда Ковалевой Галине Ивановне, Матвеевой Галине Викторовне, приглашая их на встречи в класс, на праздники, оказывая посильную помощь по хозяйству, изготовление открыток к праздникам.
4.Результативность.
В настоящее время проводится много конкурсов по воспитанию патриотических качеств личности на уровне школы и района. Результаты некоторых детей радуют. Так, участвуя в районном конкурсе детского рисунка «Дети разных народов – одна семья», целью которого было воспитание любви к Нижегородскому краю и народам, который проживает в нем, Веселов Алексей занял 1 место. Многие ребята, принимая в них участие, хотя и не становятся победителями, но вкладывая частичку своего тепла в рисунок, передают отношение к стране, своей малой родине. У них расширяются знания, повышается уровень формируемых понятий и ценностей. Об этом также свидетельствуют данные диагностики в конце обучения в 4 классе. Нет обучающихся на низком уровне сформированности представлений о себе и своей семье. (Приложение 2.)
5.Заключение.
Но главным результатом работы считаю реальные изменения в личностном развитии своих учеников. Особенно приятно видеть, как ребята, проявляя самостоятельность, стали бережно относятся к природе, оказывают помощь пожилым, принимают традиции своей семьи и рассказывают о них родителям.
Я убеждена и могу с уверенностью сказать, что интересные, живые формы внеклассной работы по патриотическому воспитанию благоприятно воздействует на эмоциональные переживания младших школьников. А только на такой основе у них можно воспитать чувство любви к Родине, выработать установки правильного поведения.
Литература.
1. Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя -М.:Эксмо, 2008.
2.Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников//Воспитание школьников -2015.-№7.
3.Малофеев Н.Н., Никольская О.С.,Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция ФГОС для детей с ОВЗ. Основные положения//Дефектология- 2010.-№1.
4.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника-М.: Просвещение,1986.
5.Тивикова С.К. Воспитание гражданственности у младших школьников//Практика школьного воспитания – 2015.-№1.
6.Федеральный государственный образовательный стандартобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ № 1599 Министерства образования и науки РФ от 19декабря2014 г.)
Интернет-ресурсы:
http://mosmetod.ru. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
http://www.consultant.ru/document/cons Закон РФ «Об образовании»

Приложение1.
Анкета «Я и моя страна»
Цель: определение уровня сформированности представлений о себе, своей малой родине, о стране, уровень сформированности патриотизма как ценности.
Вопросы на начало учебного года для 1 класса:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Как называется страна, в которой ты живёшь?
3. Назови свой адрес (поселок, улица, дом, квартира).
4. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку,…
5. Чем ты гордишься в своем поселке, в своей стране.
6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).
7. Кто такой ветеран?
Вопросы на конец учебного года для 4 класса
1.Назови своё имя, фамилию и отчество.
2.Напиши фамилию, имя и отчество своих родителей, бабушек и дедушек.
3.Назови свой адрес (область, город, улица, дом, квартира).
4. Как называется страна, в которой ты живёшь?
5.Как называется столица области, в которой ты живёшь?
6.Чем ты гордишься в своей семье, в своем поселке, в своей стране.
7. Какой праздник у нашей страны главный?
8. Когда празднуют День России?
9. Когда в нашей стране отмечают День Победы?
10.Про какие войны в нашей стране ты знаешь, кроме Великой Отечественной войны?
11. Кто защищает Родину?
12.Зачем нужно помнить о героях?
13. Кто такой ветеран?
14.Кто- то из твоих родственников защищал страну во время ВОВ?(если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).
Если ребенок отвечает на все вопросы правильно - высокий уровень(3)
Если ребенок отвечает правильно на половину вопросов - средний уровень(2)
Если отвечает на 1-3 вопроса правильно - низкий уровень(1)
Анкета «Я и моя семья»
Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника.
Вопросы Признаки и уровни формирующихся ценностей
1.Тебе нравится твоя семья?
2.Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?
3.Тебе нравится указывать и помогать младшим братьям и сёстрам?
4.Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?
5.Часто ли ты слушаешь своих родителей?
6.Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?
7.Знаешь ли ты традиции своей семьи?
8.Знаешь ли ты традиционные праздники своей семьи?
9.Знаешь ли ты обычаи традиционных праздников?
Да (часто) – 2 балла
Бывает по-разному, не всегда, иногда, (не знаю)– 1 балл
Нет – 0 баллов
18б.-16б. - высокий
14б-10б.- средний
Меньше10б.- низкий
Приложение 2.
Показатели сформированности представлений о своей семье и ее традициях, о своей стране и распределение обучающихся по уровням на начало поступления в образовательное учреждение и на конец обучения в начальном звене
Имя Фамилия
обучающихся Моя семья Моя страна
1 класс 4 класс 1 класс 4 класс
Кол-во баллов Уро
веньКол-во баллов Уро
вень№ вопросов с правильным ответом уровень № вопросов с правильным ответом уровень
Алексей В.1кл
Денис Ф.4кл 4 н 11 ср 1,4 н 1,4,5,9,
11. н.
Петр И. 7 н 13 ср 1,3,4 н 1-5,7,
9-11,13. ср.
Ян Л. 11 ср 14 ср 1-4 ср 1-5,7-9,
11-13,14 ср.
Даша М.1кл
Регина 4кл 10 ср 17 в 1,4 н 1-14 в
Саша Н. 13 ср 18 в 1,3,4 н 1-14 в
Анжела Н. 7 н 16 в 1-4 ср 1-9,
11,13,14 ср
Илья П. 7 н 13 ср 1,3,4 н 1-5,7,
9-11,13 ср
Настя Б. 9 н 14 ср 1,4 н 1-5,7-9,
11-13 ср
Света Т. 5 н 17 в 1,4 н 1,3,4,5,7,8,9,
11,13 ср.
Итого по классу В.ур- 0%
Ср.ур-33,3%
Н.ур.-66,7% В.ур- 45%
Ср.ур-55%
Н.ур.-0% В.ур- 0%
Ср.ур-22,2%
Н.ур.-77,8% В.ур- 22,2%
Ср.ур-66,7%
Н.ур.-11,1%
Вывод: Поступающие в 1 класс дети имеют низкий уровень представлений о себе, своей семье, стране, семейных традициях, традициях страны.45% обучающихся не знают свой адрес,33% не знают названия страны, в которой живут; 55% не знают о традициях своей семьи, традиционных семейных праздниках и обычаях этих праздников,55% ничего не знают о Великой Отечественной войне, ни у кого из детей понятие «ветеран» не сформировано. К 4 классу, вследствие проводимой воспитательной работы, у обучающихся наблюдается положительная динамика в развитии: нет обучающихся на низком уровне сформированности представлений о себе и своей семье, только 1 обучающийся (11.1%) остается на низком уровне представлений о своей стране. У многих детей слабо сформированы представления о государственных праздниках, о других войнах, которые были в России. К концу обучения в начальной школе у двух детей (22,2%) отмечается высокий уровень сформированности представлений о своей стране, у четверых обучающихся (66,7%) высокий уровень представлений о своей семье, её традициях.