Формирование у младших школьников нравственных понятий на уроках литературного чтения.
Закирова Галина Юрьевна
г . Черногорск
МБОУ «СОШ№5»
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на уроках литературного чтения. По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.
Первостепенная задача, которая стоит перед учителем, выражается в том, чтобы формировать такие качества личности как совесть, долг, честь, достоинство. А их нужно воспитывать с младенчества, воспитывать в всегда, при любых социально-экономических условиях. Задача воспитания духовно-богатого человека, гражданина и патриота решается школой как на уроках, так и во внеклассной работе. Огромным потенциалом в реализации этой задачи обладают уроки литературного чтения. То, насколько будут успешными эти уроки, зависит от качества учебно-методического комплекта.
Я работаю по традиционной программе «Перспектива», используя в работе учебники Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и М.В. Головановой. В данных учебниках представлен богатый выбор произведений духовно-нравственной тематики: фольклора, прежде всего, пословиц, поговорок, летописей, поучений, сказок, и произведений русской классики: (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев), наполненных «светлым» мироощущением.
Духовно-нравственное воспитание имеет своей целью, прежде всего, формирование православного мировоззрения учащихся, их воцерковление. В наше непростое время педагогу предстоит довольно сложная работа - не только объяснить, "что такое хорошо и что такое плохо", но и научить ребенка жить по-христиански, "сотрудничать" с ним в деле его духовного становления.
Литература – это предмет, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному языку и родной литературе. Укорененность этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать. Своеобразие и уникальная сила литературы проистекает из её материала. Материалом этим является язык, а базовым элементом языка художественного творчества является слово, словесный знак. Слово в контексте мировой культуры ассоциируется с Творением и Творцом. Ведь сказано в Писании: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Св. Иоанна).
Велика роль литературы. Литература всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить. Через тщательно продуманную систему уроков литературы учитель может помочь детям найти себя в прекрасном мире русской культуры, сердцем которого является православие.
Именно поэтому на уроках литературы, сегодня так важно рассматривать не только особенности стиля писателя, но настойчиво говорить о духовности, о воздействии литературы на становление личности. И здесь первостепенной задачей видится создание на уроке особого духовного пространства.
Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
III Анализ литературы по данной теме
Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам:
1.Русские сказки.
Сказка – универсальный способ разговора с детьми на духовные темы. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. При чтении сказки очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать, а учиться радоваться за других.
Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дому без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе со мной многократно возвращаются к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших школьников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк». Жадность – в сказке «Каша из топора». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»). Будь старательным и вежливым! – учит сказка «Про ленивую и радивую» . Нравственное, моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, потому что нравственность изначально заложена в их сюжетах.
2. Летописи.
При изучении темы «летописи» мы мысленно переносимся в прошлое, в 12 век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».
Знакомясь с летописью, дети размышляют о том, что обозначает это слово. На данном уроке можно обратиться к толковому словарю.
Летопись – запись по годам исторических событий, производимая современником. Учитель обращает внимание учащихся на то, что слово состоит из двух частей – «лето»,т. е. «год», и «писать».
Затем идет знакомство с понятиями: «летописание» - составление летописи, «летописец» - составитель летописи, «летосчисление» - система определения времени по годам от какого-нибудь установленного момента. Важно, чтобы дети уяснили, что благодаря труду летописцев, современные люди имеют удивительную возможность заглянуть в далекое прошлое, а все факты, описываемые в летописи, были правдивы, достоверны. Исказить или что-то сочинить считалось тяжким грехом, поступком, недостойным христианина. Чаще всего древнерусскими летописцами были ученые монахи.
На таких уроках идет большая словарно-лексическая работа. Дети узнают названия таких древних славянских племен как варяги, словене, чудь, кривичи, древляне, поляне, северяне, вятичи, хорваты. Они знакомятся со словами, вышедшими из употребления в настоящее время. Из летописи учащиеся узнают важные события тех лет, жизнь предков. В своих трудах Нестор рассказал о княжеских походах и свадьбах, победах и поражениях, о волхвах и скоморохах, а также какие города уже существовали на Руси, какой веры придерживались греки, а какой русичи (греки целовали крест – христианская вера, а русичи еще были язычниками).
Из летописи «Начали братья эти составлять славянскую азбуку» учащиеся узнают историю создания славянской письменности, а также важность письменности для славян.
Опираясь на знание истории, в ходе беседы уточняются сведения о том, что до 10 века Русь была языческой, т. е. славяне верили не в одного Бога, а во множество Богов, среди которых главным божеством являлся Перун. Но в 988 году князь Владимир крестил Русь. Крещение происходило на реке Днепр, обряд был связан с водой, т. к. считалось, что, чтобы принять новую религию, нужно быть очищенным, как бы вновь рожденным, а для этого следовало погрузиться в воду.
После принятия христианства Русь уравнивалась с другими христианскими государствами, что было очень важно в дипломатических отношениях.
Одним из положительных результатов крещения Руси стало приобщение к греческой византийской культуре, в том числе – славянской письменности.
Славянская азбука, созданная в 9 веке на основе греческой азбуки братьями Кириллом и Мефодием, называлась кириллицей. Многие годы кириллица, в основном, использовалась для написания церковных книг. Она была достаточно сложной для освоения. Впоследствии Петр – I убрал некоторые буквы, ввел новое начертание отдельных букв и новая азбука стала называться гражданской.
В процессе словарно-лексической работы дети узнают названия первых церковных книг:
Апостол – книга, рассказывающая о деяниях учеников Христа.
Евангелие – часть Библии, состоящая из 4-х книг, повествующих о «земной жизни» Иисуса Христа.
Псалтырь – сборник церковных песнопений.
В процессе изучения данного материала учащиеся должны прийти к пониманию того, что крещенным славянским народам так важно было иметь свою письменность и почему Кирилл и Мефодий создали новую азбуку, а не воспользовались латинскими или греческими буквами. (В славянском языке существовали такие звуки, которых не было в языках тех народов, которые пользовались латинским или греческим письмом, поэтому необходимо было создать новую азбуку, где были бы обозначения таких звуков).
В настоящее время мы помним это важное событие и отмечаем 24 мая День славянской письменности и культуры. В Москве на Славянской площади в 1922 году был открыт памятник Кириллу и Мефодию – первым славянским просветителям.
В Древней Руси летопись ценилась высоко, она не только несла память о прошлом, но и была своеобразным учебником мудрости, поощряла на добрые поступки, обличала злодеев, ободряла унывающих.
3.Былины.
«Илья Муромец». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Какие правильные наставления! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».
В русской народной культуре, в народном творчестве и классическом искусстве отношения человека к земле проявились в значимости, почетности земледельческого труда (воспевание землепашца) и ратного труда по защите своей родной земли (прославление богатырей).
Учащиеся изучают такие былины, как «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Ильины три поездочки», «Илья Муромец выходит на свободу», «Садко» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии» (отрывок), «Жите Сергия Радонежского» (отрывок). Былина – русская народная эпическая поэма о богатырях, защищающих русские земли. Первые былины сложились еще в Киевской Руси. Эпическая – принадлежащая эпосу. Эпос – от греческого, - слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о событиях, о героях.
Учащиеся узнают, что все былины можно разделить на:
- богатырские, рассказывающие о подвигах богатырей;
- былины о жизни героев народных сказаний.
При изучении былин дети знакомятся с историей родной земли, они узнают, что эти песни, переходя от поколения к поколению, служили способом передачи древний верований, представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно народное название былины – старина, т. е. повествование о старинных событиях.
В результате изучения былин дети выделяют те качества людей, которыми обладали только богатыри: огромная сила, мудрость, ум, бесстрашие в борьбе с врагами, воля, выносливость, способность защитить родную землю.
В богатырской былине «Ильины три поездочки» отражено важное историческое событие – Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру.
Характеризуя Илью Муромца, учащиеся выбирают из группы слов только те, которые имеют отношение к нему:
Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый и др. Одновременно ведется работа с толковым словарем. В былинах отразилась борьба русского народа с завоевателями и вера в свою богатырскую силу. Так же как и картины, изображающие героев - богатырей, былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.
Следующий тип былин – былины о жизни героев народных сказаний. В учебнике представлена былина новгородского цикла «Садко». В новгородских былинах в отличие от киевских нет «могучих богатырей», которые сражаются с вражьей силой, но герои новгородских былин, так же как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами. Так и Садко, не имея никакого имущества кроме гуселек яровчатых, так поразил своей игрой морского царя, что тот оказал ему помощь и дал совет как разбогатеть. В этой былине Садко представлен нам как истинный патриот земли русской, который получив богатства, часть их отдает церквам, а на остальные строит тридцать кораблей для торговли.
Сказания дети изучают на примере «Повести о Петре и Февронии». Они узнают, что сказание – рассказ, (преимущественно народный) исторического содержания.
Сказание написал замечательный русский церковный писатель Ермолай – Еразм, который жил во времена царствования Ивана IV (Грозного).
Священник из Пскова Ермолай в начале 50-х гг. 16 века был переведен в Москву, в Кремль, во дворцовый собор спаса на Бору. В эти годы митрополит Московский Макарий поручает самым начитанным священникам собирать по русским городам предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях, чтобы впоследствии на церковном соборе их можно было провозгласить святыми.
Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о Муромском князе Петре и его жене княгине Февронии, которое впоследствии стало подлинным шедевром древнерусской литературы.
Познакомившись с «Повестью» учащиеся узнают какой подвиг совершил Петр, зачем он приехал на рязанскую землю и задумываются над такими вопросами:
-почему князь Петр не женился сразу на Февронии?
-Почему Феврония схитрила, леча первый раз Петра?
-Обманщица ли она?
Работая с текстом, они находят такие слова, которые характеризуют Февронию: мудрая, добросердечная, целительница…
Работая над главной мыслью повести учитель может предложить сформулировать ее словами или подобрать пословицу (Не давши слово – крепись, а давши – держись).
Важно обратить внимание детей на последнее предложение: «Приехали они в вотчину князя, в город Муром, и жили благочестиво, блюдя Божьи заповеди.
Дети должны объяснить смысл понятия – «благочестиво» – достойно; «блюдя Божьи заповеди» - соблюдая Божьи заповеди, живя по-христиански.
Учащимся нужно помочь понять, что такое заповедь.
-Какие заповеди известны? Сколько их?
Заповеди – главные Божьи указания, которые Он как бы вкладывает в головы людей. Эти прямые поучения христиане выучивали наизусть.
Однако, опыт показал, что знание заповедей наизусть вовсе не означает, что люди воспринимают их всем сердцем и могут устроить свою жизнь в соответствии сними.
Церковь и святые отцы ее, проповедовавшие Слово Божие, апостолы и евангелисты – все искали разные способы, формы такой поучительной речи, чтобы суть ее дошла до сердца, до самых глубин души. Думали о том и великие писатели, поэты и художники, просветляя сердца людей силой искусства.
И сам простой народ, наблюдая жизнь природы и людей, происходящие события, делал из этих наблюдений выводы, умозаключения и создавал образные поучительные произведения: пословицы, поговорки, былины, сказания, песни, сказки. И на этих ярких и доступных пониманию текстах учил жить по правде, т. е. праведно: творить добро, не делать зла, поступать в гармонии, в согласии с заповедями Господними.
Среди них есть две особо главные:
1. Любите ближнего как своего себя.
2. Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
3. Жития святых.
В разделе «Жития» учащиеся знакомятся с отрывком из «Жития Сергия Радонежского».
Этот памятник древнерусской литературы был создан в 15 веке Епифанием Премудрым, но истоки житийной литературы относятся к еще более раннему периоду истории – к 11 веку.
Житие – это повествование о жизни человека, признаваемого святым. Написано было житие на старославянском языке, и сейчас оно переведено на русский язык. В тексте много необычных, устаревших слов, поэтому необходима работа с толковыми словарями.
преподобный
неправедных
иерей
чудодейственное
в благочестии
благоверный
пророк
иноческий добродетелями
благодетелю
Варфоломей
с наставлениями
черноризец
блаженный
литургия
панихида иеремияотрок
мошна
уста
не скорби
псалом
просфора
часовня
Изучая «Житие Сергия Радонежского» дети узнают об этом удивительном человеке то, что он был праведником, молитвенником, заступником земли Русской. Преподобный Сергий Радонежский прославил свое имя великими духовными подвигами и оставил потомкам заложенную им в те далекие годы обитель (монастырь) – Троице – Сергиеву Лавру.
Преподобный – святой из монашествующих, отличившийся нравственным достоинством, подвигами во имя бога, праведной, благочестивой жизнью.
Главные качества, которыми обладал Сергий Радонежский – кротость, благочестие, доброта и любовь ко всем. О Сергии шла молва, что он обладает даром предвидения и молитва его имеет чудесную силу.
4.Художественные произведения, рассказы нравственного содержания.
Десятки детских рассказов, написанных Л. Н.Толстым, вобрали в себя огромный мир размышлений, моральных и художественных представлений автора. В своих произведениях Л.Н.Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.
В рассказе «Акула» дети знакомятся с поступком сильного духом человека, мужественного артиллериста. Переживают вместе с отцом за мальчиков и осуждают их беззаботное поведение, следят за опасностью, подстерегающее детей, делают выводы. Сравнивают это произведение с другим «Прыжок». Рассказы похожи настроением и переживанием. Вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном, и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные люди. В их характере – смелость, умение действовать и не теряться.
Рассказ «Лев и собачка» автор начинает так «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям….» Что он хотел нам показать? Люди безжалостны – вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу. А лев и собачка добрые. У них дружелюбные, ласковые отношения. Собачка умирает, лев не выдержав разлуки с ней, умирает тоже. Л.Н.Толстой изобразил льва как человека, показал, как он переживает горе, утрату. Какие важные общечеловеческие ценности он нам открывает: добро, любовь, красота.
Работая над произведением К. Паустовского «Стальное колечко», на основе анализа характера героев, их поступков обучающиеся делают вывод: необходимо любить и беречь своих близких. Семья это наше достояние. Наше счастье.
Фрагмент урока по произведению К.Паустовского «Стальное колечко»
- Сколько чудес могла совершить Варюша с помощью колечка ? -Почему она надела на средний палец ?
-В чем нашла свое счастье Варюша?
-Какую нравственную идею хотел донести до нас автор?
При работе со сказкой Д.Мамина - Сибирика «Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» дети выясняют, что сначала заяц был смешным и глупым, потом несчастным , наконец, бесстрашным и храбрым. Что высмеивает писатель? Хвастливость и трусость. В названии заяц назван храбрым с добродушной насмешкой. Поговорку «Хвастовство само себя наказывает» можно применить к произведению В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница».
Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского учитель развивает такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.
С идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений без которых не мыслима духовная личность, дети знакомятся на таких произведениях, как «Еще мама» Андрея Платоновича Платонова
В произведении «Совесть» А.П.Гайдара раскрываются понятия:
БЕСПОЩАДНАЯ СОВЕСТЬ – жёстокая, безжалостная.
ГРЫЗЛА СОВЕСТЬ – чувство стыда и раскаяния.
- Будет ли Нина поступать так и дальше?
Нет, она раскаялась в своём поступке.
Рассказ «Пропала совесть» писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина
Где совесть – мерило нравственности.
На примере этого произведения можно обсудить вопросы:
- в нашем сегодняшнем мире нужна ли людям совесть?
- Не легче ли жить без нее, не мучаясь угрызениями по каждому неблаговидному поступку.
- Не лучше ли жить не испытывая душевного дискомфорта, т.е. жить как удобнее…
Прекрасные произведения по нравственному воспитанию у В.Осеевой «Три товарища». Помните, Володя поделился бутербродом с товарищем Витей.
-Хороший поступок. Настоящий товарищ. Помог делом в трудную минуту, а не советами.
Валентина Осеева «Кто наказал его?»
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. Кто наказал его? - спросила соседка. Он сам наказал себя, - ответила мама.
Ответы на вопросы:
- Почему мальчик заплакал?
- Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал?
- Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих?
Помогут детям раскрыть смысл этого произведения.
«Будь верным своему слову» - учит рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Замечательные слова из текста, которые дети учат наизусть «Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось… Здесь же уместна пословица «Не давши слова, крепись, а давши – держись!» Автор рассказа уверен, что мальчик вырастет настоящим человеком и дети согласны с автором. Их восхищает этот маленький, но очень честный герой и они хотят быть на него похожими.
Велик воспитательный потенциал литературных сказок русских писателей ХХ века, среди них «Цветик-семицветик» В. П. Катаева, «Тёплый хлеб» и «Растрёпанный воробей» К.Г.Паустовского, «Два брата» Е.Л.Шварца, «Отшельник и роза» Б. В. Заходера.
Они помогают детям в общении со сверстниками, заставляют задумываться над своими и чужими поступками, оценить эти поступки с позиций добра и зла. Считаю, что мальчишкам и девчонкам следует знать, кто такие Чук и Гек, и стремиться помогать людям, как это делали Тимур и его команда.
Сложные вопросы семейных отношений волнуют рано взрослеющих детей. Жизнь которых дома часто далеко не безоблачна. На эти вопросы им поможет ответить умная книга и учитель. «Голубая чаша» А.П.Гайдара, «Детство Никиты» А.Н.Толстого, «Детство Тёмы» Н. Г. Гарина-Михайловского дают возможность задуматься над тем, как должны строиться отношения между членами семьи, чтобы детство было счастливым и радостным.
Ребята должны понять, что основа семьи - любовь и дружба. Взаимопомощь и взаимная ответственность, искренность, доверие, забота друг о друге, что велика и их роль в создании в доме атмосферы уюта и душевного тепла. Ребёнок должен благоговеть перед истинной материнской любовью, величие и красоту которой помогают понять «Емеля-охотник» Д.Н.Мамина-Сибиряка, «Воробей» И.С.Тургенева и др. Жертвенность и всепрощение – вот истинные критерии материнской любви. Взрослые и дети несут ответственность перед стареющими родителями. Основой темой об этом становиться рассказ В.А. Осеевой «Бабка». В процессе обсуждения рассказа перед детьми встают такие понятия, как «доброта» и «черствость».
Книги о природе М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Е. Скребицкого открывают перед детьми мир животных и растений. В результате чтения книг о животных дети не только усваивают фактический материал, но и лучше начинают относиться к животным, больше о них заботиться.
Тема «Милосердия» раскрывается в произведениях: Ф. Достоевский « Мальчик у Христа на ёлке», Х. К. Андерсен «Девочка со спичками» , А. Куприн «Чудесный доктор» , В. Короленко «Дети подземелья» , Л. Чарская - во всех произведениях , В. Гюго « Отверженные».
Еще одним жанром литературы, в котором можно использовать духовно-нравственное слово, является басня.
5. Басня — небольшое произведение аллегорического (иносказательного) характера, написанное с обличительными и нравоучительными целями. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Обычно басня представляет собой маленькую сценку, в которой изображается какое-либо событие или развертывается спор между действующими лицами. В начале или конце басни содержится краткая «мораль». В России наиболее известны басни И. А. Крылова.
В этих баснях всем есть уроки: и ученому, и не ученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие, всем понятно, что под их образом скрываются люди со своими характерами и делами.
Беспечность к добру не ведет! – делаем мы вывод после работы над басней «Стрекоза и Муравей». Муравей заботливый, старательный, трудолюбивый. Стрекоза беззаботная, беспечная.
В общем деле согласованность нужна! Этому нас учит басня Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
-Какие недостатки здесь осуждаются? (Неумение работать дружно и согласованно)
-Чему учит басня? ( надо все делать дружно, организованно, согласованно, только так можно добиться результата)
Взаимное доверие и помощь – основа дружбы! Делаем вывод из басни «Чиж и Голубь». «Вперед чужой беде не смейся, Голубок». Не будь равнодушным к беде другого, помоги, несчастье может случиться и с тобой.
Понятие «Невежда – необразованный, несведущий человек» разбирается при изучении басни «Мартышка и очки». Сравнивается со словом «Невежа – грубый, невоспитанный»
Пословица из басни Крылова «Зеркало и Обезьяна» «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться» и народная пословица «Других не суди, на себя погляди» похожи смыслом. -Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или других? (Себе человек кажется хорошим, в других легче)
Басни, написанные Толстым по сонетам Эзопа («Муравей и голубка», «Лев и мышь», «Лгун», «Осел и лошадь» и др.) превосходным русским языком, кратки, содержательны и в большинстве случаев говорят о действиях, поступках и переживаниях людей и повадках животных. Басни побуждали детей думать о том, хорошо ли поступали люди и животные, заставляли оценивать их поведение, т. е. у детей моральные взгляды складывались под влиянием прочитанного материала. Так, например, из басни «Лгун», в которой рассказывается о том, как мальчик, стерегущий овец, несколько раз обманывает мужиков криком «Помогите, волк! Волк!» и становится, в конце концов, виновником того, что волк перерезал все стадо, вытекала мораль — лгать нельзя. Ознакомившись с басней «Муравей и голубка», дети могли понять, что необходимо оказывать помощь друг другу в беде.
Льва Николаевича Толстого привлекали в эзоповских баснях «мужицкий» здравый смысл, практицизм, характерный для трудового человека, высмеивание человеческих недостатков, отрицательное отношение к низкому, постыдному и бесчестному, сочувствие положительному в человеческих поступках, вера в победу добра над злом, житейская мудрость.
Толстой утверждал и был в этом глубоко убежден, что не может быть нравственности без религии и выступал с пропагандой своих религиозных взглядов. Л. Н. Толстой полагал, что люди не могут жить без религии, она должна быть основой мировоззрения.
Добро понимается Толстым как любовь к ближнему, преодоление личного эгоистического начала, как способность жертвовать собой. Для Толстого нравственное — это движение непосредственного чувства, влечение к добру и отвращение ко злу.
Детские книги Толстого не только пережили многие десятилетия. Они сыграли особенную роль в становлении советской детской литературы.
Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна. ЕЁ высшее назначение по Пушкину - бессмертие. Идея бессмертия души:
« ..душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья…»
6.При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Героиня «старуха» нарушила заповедь: «Не пожелай ничего чужого», «Не завидуй».
«На пороге сидит его старуха,
Перед нею разбитое корыто».
«Сказка о царе Салтане»
Нарушены заповеди:
«Не желай зла ближнему»,
«Не завидуй», «Не убий»,
«Не лжесвидетельствуй».
Ткачиха и Повариха - окривели, у Бабарихи на носу вскочил волдырь.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Грех гордыни, нарушение заповедей: «Не желай зла ближнему», «Не завидуй»
7. Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителя дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Эти жанры фольклора – свод правил жизни, народная мудрость. А народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство. И восхвалял ум, трудолюбие, добродушие.
Пословицы многому учат нас. Они говорят, как надо относиться к отечеству, как жить, как обходиться с людьми. Пословица возвеличивает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. При изучении пословиц и поговорок учащиеся понимают, что в человеке всегда ценились и ценятся патриотизм и трудолюбие, доброта и ум, храбрость и достоинство, сила чувств, а негативные черты характера вызывали неприятие, осуждались. На уроках используются пословицы о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, о книге и грамоте, о поведении людей, об их душевном состоянии. «Красна речь пословицей», «Без пословицы речь не молвится»:
Труд человека кормит, а лень портит;
Кончил дело - гуляй смело;
Худо тому, кто добра не делает никому;
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет;
Раз соврал – навек лгуном стал;
Учись доброму, худое на ум не пойдет.
Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».