Статья Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста.
Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста.
КГУ СОШ №30, учитель начальныхклассов Горбачёва Елена Юрьевна
Уровень образования и интеллектуальный потенциал современного общества приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства.
Начальная школа является первой ступенью непрерывного образования в нашей стране. Ученик начальной школы – это ребёнок не только знающий, но и умеющий применять знания в жизни, в реальных условиях. Поэтому формирование ключевых компетентностей младших школьников – главные требования ГОСО, а компетентность – это уровень умения ребёнком применять знания и умения в реальных условиях, это личное его качество.
Новые образовательные технологии решают эти требования наиболее эффективно. Одной из таких является технология развития критического мышления. Почему так важно развивать у детей не просто «мышление», а именно «критическое мышление»? В чём разница? В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия. Если их обобщить, то критическим мышлением называется сложный мыслительный процесс, который начинается с получения ребёнком информации и заканчивается принятием обдуманного решения и формированием собственного отношения, то есть способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы; умение не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребёнок всегда сможет аргументированно доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.
Основу применения технологии критического мышления составляют следующие моменты: активность субъектов; организация групповой работы; развитие навыков общения; идея ценности личности.
Технология развития критического мышления предполагает использование в процессе ОУД трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Попадая в проблемную ситуацию н первой стадии, ребёнок может сам разобраться в трудностях и поставит перед собой вопрос: что я знаю? что не знаю? почему? На стадии осмысления ребёнок под руководством педагога, а также и с помощью товарищей ответит на вопросы, которые сам перед собой поставил. На этом этапе важно дать ребёнку почувствовать свою значимость в совместной деятельности, дать возможность размышлять и увидеть результат своего труда. На стадии рефлексии происходит обобщение того, что узнал по данной проблеме.
На каждом этапе используются методические приёмы, позволяющие включить ребят в совместную деятельность. На фазе вызова это рассказ – предложение по ключевым словам; графическая систематизация материала (составление кластеров и таблиц), игра «Веришь ли ты, что…», «Верные и неверные утверждения», «Перепутанные логические цепочки». Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствует использование приёмов «Дерево предсказаний», «Мозговой штурм». Использование таких приёмов позволяет не только активизировать мыслительную деятельность, но и формирует нестандартное мышление. Данная технология не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Дети могут высказать и выслушать любое мнение и самостоятельно или с помощью педагога обоснованно выбрать правильный ответ.
Изучив разные приёмы и методы мною были выбраны наиболее близкие к возможностям детей младшего школьного возраста. Это: ассоциации, ассоциативный куст, кластер, прогнозирование, ключевые слова, чтение с остановками, логические цепочки, двухчастный дневник, шляпы мышления Боно, диаграммы сравнения, «Кубик», «Толстые и тонкие вопросы», ромашка «Блума», Мозговой штурм, игра «Да – нет».Применение технологии критического мышления помогает организовать педагогический процесс как формирование компетентностей младших школьников. Рассмотрим на следующем примере. На ОУД по литературе можно спросить у детей. «Что объединяет книги: «Чудесная шуба», «Два ягнёнка», Сизый голубёнок?» Дети могут ответить : «Это казахские сказки». В процессе поиска ответа на этот вопрос у детей одновременно могут формироваться: а) познавательная компетентность (объединение предметов на основе общих понятий); б) социальная компетентность (включение в совместную деятельность со сверстниками; в) коммуникативно – языковая (выбор и применение лексико – грамматических средств языка: «Как вы думаете, о чём будет сказка? По данным словам придумайте начало сказки: жили, бегали. Как вы понимаете слова: дремучий лес, густые заросли, отара, чабан?); г) здоровьесберегающая компетентность (выражение своих эмоций и чувств мимикой, жестами «покажите, как ягнята испугались лисы», «как радовался тёплой шубе Алдар – Косе»; д) творческая компетентность (выражение своего отношения к художественному произведению: «Что вам понравилось в сказке?»). Из этого примера мы видим, что использование приёмов технологии развития критического мышления, соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
Также эффективно влияют на развитие критического мышления учащихся младшего школьного возраста следующие приёмы: прогнозирование по названию сказки, по ключевым словам; чтение с остановками; толстые и тонкие вопросы; ромашка Блума (при беседе по содержанию); двухчастный дневник (проговаривание цитат: «Далёк путь или близок, узнает тот, кто проедет», «Чудесная шуба»); игра «Да – нет» (выбрать пословицу к сказке, если она соответствует, дети говорят «да», если не подходит, говорят «нет»); синквейн (лиса – хитрая, рыжая – охотится, кормит, заботится – герой казахских народных сказок – хищница).Педагогам надо помнить о том, важно давать знания не в готовом виде, а учить детей добывать их совместно. Организованная учебная деятельность, проводимая в рамках развития критического мышления, научит учащихся младшего школьного возраста анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.
Мы учимся вместе с детьми, учимся у детей, и, возможно, порой это живое взаимодействие является, самым важным в педагогической работе. Использование технологии критического мышления помогает активизировать мыслительную деятельность детей, развивать умение ставить вопросы, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы, формирует способность к поиску, анализу, к творческой деятельности. Критическое мышление способствует воспитанию культуры речи (внимательно слушать собеседника, не перебивать его), взаимоуважению партнёров , взаимопониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, способствует формированию основ толерантности (облегчает понимание различных «взглядов на мир»), позволяет детям использовать свои знания для заполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, поэтому эта технология, сегодня востребована педагогами. Применение данной технологии позволяет сделать деятельность учащихся увлекательной, эмоциональной и содержательной.
Литература:
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.
2.Заир-Бек С. И. Учим детей мыслить критически / С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская. — СПб.: Скифия, 2002.
3.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / Учеб. – метод. Пособие. – СПб.: КАРО, 2009.-144с. – (Серия «уроки для педагогов»).