«Развитие конструктивных способностей детей в начальном техническом моделировании» (Конспект к плану по самообразованию. Составила педагог дополнительного образования Кучерова Дарья Викторовна)
«Развитие конструктивных способностей детей в начальном техническом моделировании»
(Конспект к плану по самообразованию. Составила педагог дополнительного образования
Кучерова Дарья Викторовна)Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата.
Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности.
Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество – это:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
- процесс создания субъективных ценностей.
Виды творчества, его функции и результат:
- художественное творчество – создание новых эмоций – произведения искусства;
- научное творчество – создание новых знаний – открытия, теории, публикации;
- техническое творчество – создание новых средств и предметов труда – техническое усовершенствование, изобретения;
- спортивное творчество – создание (достижение) новых результатов – рекордсмены.
Техническое творчество доступно как детям, так и взрослым, поэтому направлений технического творчества может быть сколько угодно. Это и создание учебно-наглядных пособий, изделий культурно-бытового назначения, разработка транспортных средств, изготовление предметов декоративно-прикладного назначения, создание различных приборов (для научных исследований, охранной сигнализации, диагностики транспортных средств, садово-огородных участков, сельского хозяйства и т.п.).
Знание основных направлений технического творчества поможет педагогам решать одну из важных задач –творческому подходу к техническому творчеству, определенной смелости в организации кружков технического творчества, умению грамотно решать творческие технические задачи и уверенно руководить различными направлениями в техническом творчестве молодежи.
Техническое творчество учащихся включает в себя два взаимосвязанных процесса.
Первый – собственно творческая деятельность обучающихся, цель которой совпадает с целью технического творчества вообще (другое дело, что она часто бывает, не достигнута).
Второй – учебно-воспитательная работа преподавателей, организаторов технического творчества учащихся, целью, которой является развитие способностей обучающихся к творчеству.
Таким образом, техническое творчество обучающихся – это педагогический процесс.
Нельзя не согласиться и с тем, что овладение методами поиска новых технических решений и сам процесс решения учебно-творческих задач могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе с целью:
- развития творческих способностей личности;
- овладения новым знанием о понятиях, законах, теориях, принципах, методах, правилах и средствах деятельности;
- овладения умственными и практическими умениями;
- диагностики творческих способностей личности;
- контроля знаний и умений;
- актуализации знании, умении, творческих способностей личности.
Поэтому техническую деятельность школьников можно условно разделить на репродуктивную и творческую:
- репродуктивная техническая деятельность предусматривает изготовление определенных изделий по заранее известным правилам;
- творческая же техническая деятельность предполагает создание оригинальных изделий.
Конкретными ее формами является конструирование, изобретательство, моделирование и т.д.
Оба этих видов деятельности требуют достаточного уровня развития технического мышления, воображения, наблюдательности, основательных общеобразовательных и специальных технических знаний, умений и навыков и других качеств.
Соотношение элементов творческой и репродуктивной деятельности в процессе решения определенного технического задания является показателем степени творческой активности и самостоятельности ученика.
Нередко ученик видит потребность определенного изобретения и самостоятельно ставит перед собой творческое задание (т.е. пытается реализовать первый этап творческого процесса), но оказывается неспособным решить его.
В других случаях ученик успешно справляется с задачами творческого характера (т.е. способен реализовать второй этап творческого процесса), но оказывается не способным к самостоятельному поиску проблемы и постановки творческой задачи.
Случается и такое: ученик, который отлично решает творческие задачи графически, способен реализовать свои идеи в предметном плане. Все это является свидетельством того, что каждый этап творчества ставит свои специфические требования перед творцом.
Пытаемся выяснить условия успешной реализации каждого этапа творческого процесса технической деятельности.
За основу используем трехэтапная схема, которая включает такие основные моменты:
- постановка творческой задачи;
- решения задачи в графическом плане;
- изготовление объекта технического творчества.
Анализ проблемы показывает, что настоящая творческая деятельность начинается с самостоятельного поиска задачи и завершается конечным воплощением разработанной идеи в вновь создаваемом изделии.
Основными условиями успешной творческой деятельности являются: наличие художественно-технических интересов, мышления, воображения, наблюдательности, а также таких общечеловеческих качеств, как воля, целеустремленность, настойчивость и соответствующая подготовленность (определенный объем общетехнических и специальных художественно-технических знаний, умений и навыков, в том числе графических и трудовых).
Все эти качества, конечно, недостаточно развиты у школьников, а тем более у младших. Поэтому, приступая к организации и развития технического творчества ученика, учитель должен руководствоваться принципом конкретизации творческих задач, который заключается в том, чтобы правильно сочетать репродуктивные и творческие элементы в деятельности с интеллектуальными возможностями, эмоционально-волевыми качествами, знаниями, умениями и навыками личности и т.п.
Иначе говоря, организуя творческий процесс, учитель должен настраивать своих питомцев на самостоятельную работу, но с таким расчетом, чтобы при возникновении трудностей он мог оказать необходимую помощь.
Соотношение между творческой и репродуктивной деятельностью обучающегося является показателем его активности. Особенности технического творчества школьников:
- во-первых, творческая техническая деятельность учащихся имеет учебный характер. Это значит, что главная цель его организации – не столько получение определенной продукции, сколько психолого-педагогическая подготовка учащихся к технической деятельности;
- во-вторых, новизна продуктов технической деятельности учащихся в подавляющем большинстве случаев относительна. Кстати, создаваемые учениками, являются оригинальными только для них самих, а не для техники вообще; Однако и такое творчество очень важно с точки зрения развития способностей подрастающего поколения.
- в-третьих, творческая техническая деятельность учащихся является управляемым процессом (в педагогическом смысле этого слова), она осуществляется, как правило, под руководством учителя, который заранее знает конечный продукт труда своих воспитанников и оказывает им в процессе работы соответствующую помощь. Эти особенности обуславливают своеобразный характер технической деятельности учащихся и ее организацию.
Тенденции развития российского образовании на современном этапе требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию обучающихся на технические профессии, в том числе и в сфере высокотехнологических производств. С этой целью, на базе образовательных организаций различного типа, открыты областные опытно-экспериментальные площадки по разработке и внедрению дополнительных образовательных программ технической направленности, в том числе по робототехнике, автомоделированию и т.п.
.