Автоматизированная система сопровождения детей-сирот для органов опеки


Струговец Антонина Николаевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
МКУ «Центр семейного устройства для детей сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей
и детей в трудной жизненной ситуации»
МО «Алданский район»
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА.
Автоматизированная система сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах «ACCOchild» прочно и надёжно встроена в деятельность детских домов и коррекционных школ Республики Саха (Якутия) в 2015 году. Подробности её внедрения можно узнать на страницах различных сайтов интернета, а также в журналах «Наука и образование: новое время» №1, 2015 г. и «Детский дом» №4(45), 2012 г.
Пройдя несколько уровней педагогической экспертизы от муниципальной экспериментальной площадки до победы в номинации «Эффективные социальные информационные технологии» Всероссийской выставки-форума «Вместе ради детей» 2015 года, программа перешла в следующую стадию. Стадию разработки и внедрения в органы опеки и попечительства республики.
В декабре 2013 года к нам - разработчикам программы обратились сотрудники органа опеки и попечительства администрации МО «Алданский район» с просьбой создать программу, максимально высвобождающую их от рутинного труда по переработке многочисленной персональной информации, касающейся как детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, так и опекунов. Ситуация с обработкой персональных данных в Алданском детском доме им была хорошо известна, они видели многочисленные документы и отчёты, подготавливаемые с помощью программы в автоматическом режиме по запросу на определённый момент времени.. В том числе были сведения государственного банка данных –анкета воспитанника, изменение в анкету, извещение о прекращение учёта, государственный реестр постановки на учёт на получение жилья, диспансеризация и т.п.
Перед нами была поставлена задача автоматизации данных о лицах, желающих стать кандидатами в опекуны, опекунами и приёмными родителями. Особо были выделены вопросы, касающиеся материального обеспечения лиц, оформивших опеку с правом получения компенсационных выплат на содержание ребёнка. Согласно действующему законодательству РФ и РС(Якутия) данные выплаты осуществляются как по половому признаку - для мальчиков и девочек, так и по 5 возрастным категориям и: с 0 до полутора лет, от полутора до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 11 лет, от 11 до 18 лет. От этого зависит размер выплат. То есть, специалист органа опеки, отвечающий за начисление компенсационных выплат должен ежемесячно отслеживать возрастной переход детей, а это несколько десятков, а то и сот ребятишек от одного размера оплаты в другой. Вручную, без ошибок и последующего перерасчёта сделать это очень сложно, поэтому многие отделы опеки и попечительства используют возможности программы Excel или прибегают к помощи бухгалтеров, которым, опять же регулярно подают сведения об именинниках.
Разработанная нами программа автоматизации деятельности органов опеки выполняет эту работу АВТОМАТИЧЕСКИ. Сразу после внесения персональных данных опекуна и опекаемого ребёнка программа, не прибегая к другим параметрам, отражает в документе План расходования средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Рис.1) все финансовые показатели выплат. Единственное, за чем следит специалист органов опеки, отвечающих за данные начисления, это достоверность сведений о дне рождения ребёнка. Экономия времени, а главное надёжность программы, позволяют специалисту чувствовать себя уверенно в одном из самых щепетильных вопросах опекунства – финансовом. Всегда есть возможность убедиться в правильности начисления и перепроверить собственную работу. Следует, отметить, что конечная разноска суммы производится персонифицировано, так как специалист несёт ответственность за все выплаты. Хотя и это можно автоматизировать в определённый момент. Но эта разноска занимает в десятки раз меньше времени, чем без общей автоматизации.
Программа позволяет выстраивать списки детей как по полу и возрасту, так и по алфавиту. Эта возможность с выведением общей суммы затрат на компенсационные выплаты в определённый финансовый год позволяет специалистам органов опеки контролировать конечную сумму финансовых средств, запрашиваемых в бюджете на определённый финансовый год (Рис.2) Особенно эта возможность автоматического перерасчёта актуальна в момент индексации производимых выплат. Изменив, согласно очередному постановления правительства, всего 10 показателей выплат, не надо вручную производить полный перерасчёт каждому ребёнку– программа автоматизации органов опеки произведёт это самостоятельно, без участия специалистов.
0154305Рис.1. План расходования средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с разбивкой детей по возрасту и полу.
Рис.1. План расходования средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с разбивкой детей по возрасту и полу.


















-63874363071Рис.2 Фрагменты Планов расходования средств на компенсационные выплаты с разбивкой по возрасту и полу и по алфавиту с конечным результатом затрат финансового года.
Рис.2 Фрагменты Планов расходования средств на компенсационные выплаты с разбивкой по возрасту и полу и по алфавиту с конечным результатом затрат финансового года.

Одной из важных потенциалов любой компьютерной программы является возможность автоматизировать различные отчёты, которые занимают у всех без исключения специалистов массу времени, нервов и сил.
Автоматизированная система ACCOchild (сопровождение ребёнка) удобна тем, что она не только автоматически выдаёт массу отчётов, но и позволяет формировать их по любому конкретному запросу. Главное, чтобы этот показатель был предварительно включён в наличие окон, отражающих информацию. Порядок формирования одного из отчётов представлен на Рис.3.

Рис. 3 Формирование автоматизированного финансового Отчёта о расходовании финансовых средств на запрашиваемый период- квартал, полугодие, 9 месяцев, год
Одна из самых трудоёмких работ в органах опеки является работа, связанная с содержанием и предоставлением информации по детям, состоящим на учёте в качестве получателей льготного жилья.
Программа автоматизации позволяет отражать всю имеющуюся информацию по данному вопросу в едином Реестре государственного образца, а это сведения о ребёнке, его родителях, лишённых родительских прав, местонахождении и т.п. (Рис.4) Во многих опеках это списки на десятки и сотни детей, а это такой объём щепетильной работы, который требует особой концентрации сил и внимания в условиях постоянного движения очереди в связи с получением жилья детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
635125730
Рис. 4. Автоматизированный Реестр по жилью детей, стоящих на учёте в органах опеки в качестве получателей льготного жилья.
Учитывая требования, предъявляемые к объёму статья, я отразила только самые актуальные моменты деятельности органов опеки и попечительства, решение которых уже сегодня нашло отражение в автоматизации этой деятельности.
Следующим шагом нашей работы мы - разработчики наметили для себя решение вопросов автоматизации межведомственного взаимодействия между службами, задействованными в решении вопросов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, только отсутствие финансовой поддержки не позволяет нам приступить к реализации наших разработок.