Диагностический инструментарий получения психологической информации о семье
Диагностический инструментарий получения психологической информации о семье
Проблемы достижения целей комплексного изучения семьи.
Методика Диагностики психологического здоровья семьи учащегося (Торохтий В.С.).
Перспективы применения Методики Диагностики психологического здоровья семьи учащегося (Торохтий В.С.)
1. Проблемы достижения целей комплексного изучения семьи.
В достижении целей комплексного изучения психологического здоровья семьи, а также поуровневой его оценки важно учитывать предстоящие проблемы. В числе наиболее значимых имеют место диагностические проблемы получения информации о семье и ее психологическом здоровье.
В таком случае специалисту нужно не только знать, какую именно информацию необходимо получить, но еще и получить, выявить нужные ему обстоятельства. Например, если при изучении источников внутрисемейного конфликта, психологического расстройства специалисту нужно получить сведения об уровне удовлетворенности члена семьи, перед социальным работником возникает следующий вопрос: «Как выявить этот уровень удовлетворенности?». Решение этого вопроса связано как минимум с тремя проблемами: проблема интимности; проблема изменчивости; проблема разбросанности данных. Многие явления, представляющие в данном случае интерес, «разработаны» специалистами в разных сферах жизни семьи, в разные моменты ее существования. Возникает необходимость поиска путей решения всех трех проблем. Это сложная задача, связанная с соблюдением определенных принципов.
Проблема полноты информации, а значит, преодоления барьера интимности, предполагает более или менее длительное присоединение специалиста к семье. Это позволяет снять с членов семьи «излишнюю настороженность», т.е. возвратить их на уровень своего непринужденного поведения, занять ими свое привычное фоновое эмоциональное состояние. Это достигается соответствующим отношением специалиста, его благожелательностью, надежностью сохранения тайны услышанного и увиденного, умением обсуждать самые щекотливые вопросы жизни и быта семьи.
Проблема изменчивости психологической информации о семье вынуждает специалиста более строго относиться к процедуре ее сбора, обработки (с обязательным применением метода математической статистики), а также постоянном сравнении получаемых данных с данными предыдущих «срезов». Нередко решается при помощи технических средств, позволяющих увидеть «своими глазами» происходящее в «замедленном» темпе. Этой цели служит главным образом видеозапись и аудиоматериалы.
Проблема разбросанности данных предусматривает специальное создание экспериментальных психолого-педагогических ситуаций, в которых поведение членов семьи свидетельствует о наличии или отсутствии интересующего явления. Другая возможность изучения внутрисемейных процессов и свойств отдельной личности, проявляющихся эпизодически – это применение опросников, опирающихся на самооценку супругов.
В практике диагностики кроме общих имеют место частные проблемы, реализация которых осуществляется посредством конкретных методик изучения семьи в целом или отдельных аспектов ее жизнедеятельности.
2. Методика Диагностики психологического здоровья семьи учащегося (Торохтий В.С.)
Методика включает 10 диагностических шкал, в том числе 6 основных: шкала «семейные ценности», шкала «согласованность», шкала «социально-ролевая адекватность», шкала «адаптивность», шкала «ожиданий-достижений», шкала «семейное долголетие» и 4 вспомагательных: шкала «достоверность», шкала «предупредительность», шкала «сравнений» (лучше-хуже), шкала «различий (размышления-чувства).Избранны перечень шкал отражает концептуальную позицию психологического здоровья семьи и играет важную роль в формировании базисных данных о его состоянии. Они позволяют выявить ведущие тенденции или несколько тенденций, придающих внутрисемейную окраску и определенную качественную специфику «образу психологии», «образу общения» и, наконец, «образу жизнедеятельности» семьи.
Учитывая новизну проблемы, автором в начале работы в доступной форме изложены важнейшие положения концепции психологического здоровья семьи, сущность методики и области её применения в практике социального работника.
Исходя из того, что семья является малой социальной группой, разработка методики осуществлена на учете важнейших закономерностей социальной психологии и педагогики, в частности, закономерностей развития динамических процессов малых групп. Одновременно в ней учитывается и характер тех проблем, которые присущи изучаемому явлению.
Успех применения методики во многом зависит от учета особенностей области ее применения, от умения специалиста приобщать к обследованию всех членов семьи и от правильности выбора доминирующих показателей психологического здоровья конкретной семьи.
Диагностика предполагает изучение шести значимых факторов психологического здоровья семьи по соответствующим частным методикам:
№ 1 «Семейные ценности».
№ 2 «Функционально-ролевая согласованность».
№ 3 «Социально-ролевая адекватность».
№ 4 «Адаптивность в микросоциальных отношениях».
№ 5 «Эмоциональная удовлетворенность».
№ 6 «Устремленность на семейное долголетие».
В зависимости от целей обследования семьи она может использоваться в «выборочном» или «полном» режимах получения данных о психологическом здоровье семьи.
«Выборочный» режим предполагает изучение отдельных или совокупности факторов, наиболее проблемных для семьи или некоторых ее членов. Он имеет место и при использовании какой-либо частной методики и наращивании ее известными опросниками, тестами с целью получения более расширенной информации об изучаемом факторе.
«Полный» режим нацеливает на обследование всех членов семьи по параметрам всех шести частных методик, что позволяет получить всестороннюю характеристику психологического здоровья семьи и разработать целевую семейную программу его восстановления.
Эту процедуру целесообразно проводить в три этапа. На первом этапе – ознакомление клиентов с методикой и их индивидуальная работа с опросниками.
Второй этап посвящается обработке данных специалистом, и определение им общего результата обследователя, а также выработка предварительных мер оказания психолого-педагогической помощи семье.
На третьем этапе специалист совместно с семьей обсуждает результаты обследования, формирует целевые и прогностические признаки семьи и составляет программу восстановления ее психологического здоровья.
3. Перспективы применения Методики Диагностики психологического здоровья семьи учащегося (Торохтий В.С.)
1. В семейной психотерапии:
а) на подготовительном этапе с целью выработки схемы совместных действий специалиста и членов семьи;
б) в ходе психотерапевтической работы для подтверждения или коррекции избранной схемы взаимодействия специалиста и семьи;
в) на завершающем этапе для определения эффективности психотерапевтических усилий и выработки семье рекомендаций на дальнейшее самосовершенствование.
2. В работе с подростками:
а) выявление причин девиантного поведения подростков;
б) выработка рекомендации на коррекцию их поведения.
3. При оформлении опекунства (усыновление, удочерение детей):
а) изучение состояния психологического здоровья семьи, решающей вопросы опекунства (для принятия окончательного решения);
б) изучение тенденций (изменений) психологического здоровья семьи после появления нового члена семьи и выработка ей рекомендаций.
4. В консультационно-коррекционной работе:
а) при стадийных изменениях в жизнедеятельности семьи с целью определения мер снижения остроты протекания адаптационных процессов (изменение состава, ролевой структуры семьи; изменение статуса семьи; изменение функциональной сферы и др.);
б) в профилактических целях при наличии или назревании в семье (между супругами, между родителями и детьми) конфликтов;
в) при формировании семьи и развитии внутрисемейных отношений.
5. В реабилитационной работе по восстановлению семей беженцев и вынужденных переселенцев:
а) изучение личностных и внутрисемейных деформаций, вызванных временным (длительным) раздельным проживанием семьи;
б) выработка рекомендаций дальнейшей социализации семей, оказавшихся в жизненно трудных ситуациях.
6.В системе подготовки социальных работников (семейных психологов, социальных семейных педагогов, специалистов по социальной работе различного профиля):
а) при разработке и реализации учебных программ, учебных заданий и учебно-методических пособий по проблемам социальной работы с семьей;
б) в период учебной и производственной практики студентов, слушателей в сфере социальной работы с семьей.
7. В деятельности социальных служб при главах администрации:
а) для организации мероприятий по паспортизации семей и создания банка данных об актуальных проблемах их жизнедеятельности;б) в целях организации существующих и открытия новых структур социальной работы с семьей (центров, служб семьи, консультаций, клубов, обществ и т.д.) в микрорайоне, муниципальном округе, городе и т.д.).8. В научной и научно-исследовательской работе:
а) для исследования проблем психологического здоровья различных категорий семей, выработки перспектив совершенствования государственной (региональной) семейной политики и социальной работы;
б) при подготовке научных и научно-педагогических кадров в области социальной работы с семьей;
в) при реализации совместных с зарубежными специалистами научных программ по социальной работе с семьей.
9. В развитии собственного психолого-педагогического потенциала членов семьи:
а) при организации и проведении семейного всеобуча;
б) для совершенствования навыков и умений членов семьи в самооценке, саморегуляции собственных состояний, отношений, а также в решении внутрисемейных проблем психологического здоровья.
Область применения методики во многом обусловливает объект обследования, способы и методы получения необходимых данных, цели их дальнейшего использования в социальной работе с семьей (принятие управленческих решений, разработка рекомендаций социальным работникам и их клиентам, непосредственная социальная защита или поддержка конкретной семьи и т.д.).