Т. Русская Правда Ярослава Мудрого


Тема урока в 6 классе: Русская правда – первый свод законов на Руси
Цели:
Образовательная – познакомить учащихся в древнейшим письменным сводом законов, показать значение законодательной деятельности Ярослава Мудрого.Воспитательная – в игровой форме подвести учащихся к выводу о том, как важно продумывать и обосновывать свои действия и поступки
Развивающая – продолжить формирование умений анализа исторических источников, сравнения и обобщения полученной информации.
Оборудование:
Раздаточный материал:
Русская правда (краткая редакция)
Комплект задач по Русской правде
Словарь темы
Мел, доска
Ход урока
Завязка урока (5-7 минут)
Фронтальный опрос по изученному материалу:
«На прошлом уроке мы с вами познакомились с деятельность князя Ярослава. Давайте с вами вспомним:
А) При каких условиях Ярослав приходит к власти?
Б) Какое прозвище он получил в народе?
В) Почему его правление считается расцветом Киевской Руси?
Рассказ учителя:
Одним из важнейших событий во времена правления Ярослава Мудрого стало составление первого свода русский законов. «Правда Ярослава» появилась приблизительно в 1016 году, первоначально она состояла из 17 статей и была написана для новгородцев, позже закон будет прият и распространен по всей Руси. Сыновья Ярослава продолжат дело отца и дополнят Правду новыми статьями.
С тем, как и за что судили по Русской правда, мы познакомимся с Вами на уроке. »
Работа с историческим источником (20 минут)
(постатейный разбор Русской правды, фронтальная беседа)
Вопросы:
1 статья. «Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого.»О каком преступлении идет речь? Какое наказание предусмотрено по Русской правде? Какой статье Уголовного Кодекса соответствует это преступление, и какое сейчас наказание по этой статье?
2 статья. «Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов (побоев), то пусть придут свидетели; если же не может (привести свидетелей), то делу конец; если же за себя не может мстить, то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю.»О каком преступлении идет речь? Какое наказание предусмотрено по Русской правде? Какой статье Уголовного Кодекса соответствует это преступление, и какое сейчас наказание по этой статье?
13 статья. «Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.»О каком преступлении идет речь? Какое наказание предусмотрено по Русской правде? Какой статье Уголовного Кодекса соответствует это преступление, и какое сейчас наказание по этой статье?
Мы с вами рассмотрели 3 разных преступления: убийство, избиение, кража. И за все эти деяние наказание – штраф (вира). А что будет с человеком, у которого нет средств, чтоб заплатить виру? Как он будет выходить из сложившейся ситуации?
Предполагаемый ответ учеников: будут занимать у богатых господ, а если не чем будет отдавать, будут попадать в зависимость от господина, у которого взяли в долг
Обратим внимания на статьи, отражающие положения зависимых категорий населения. Для это сравним с 1 статьей статьи 25 и 26.
25 статья. А за (убийство) княжеского закупа (платить) 5 гривен.
26 статья. А за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.
Какие выводы мы с Вами можем сделать? А если зависимый человек снова совершит преступление, кто будет отвечать? Обратим внимание на статью 17.
17статья. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.
О каком преступлении идет речь? Какое наказание предусмотрено и кто его будет выплачивать? Какие последствия могут наступить для холопа?
Если господин несет ответственность за зависимого от него человека, то естественно он имеет определенные права на него. Давайте найдем статьи Русской правды, в которых отражены права господина на холопа.
Предполагаемые ответы учеников: статья 16 - зависимых можно продавать и покупать; статья 33 – с согласия князя можно истязать
Обобщение полученной информации (5-7 минут)
А) Какие преступления рассматривала Русская правда?
Б) Как можно объяснить неодинаковые суммы штрафов?
В) Что было важнее для конкретного человека (должность или имущественное положение)?
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом источника (12 минут)
Учащимся предлагается попробовать себя в роли судей. Им на рассмотрения предоставляются различные ситуации, по которым нужно вынести вердикт, согласно законам Русской правды. (задачи находятся в приложении)
План работы:
Суть преступления
Обвиняемый
Наказание с указанием статьи Русской правды
Тетради собираются, выставляются оценки по количеству правильно выполненных задач (3 задачи на «3», 4 задачи на «4», 5 и более задачи на «5»)