Сравнительный анализ типов экономических систем
Сравнительный анализ типов экономических систем
Тип урока: обобщающий, интегрированный (обществознание + информатика и ИКТ)
Вид урока: исследование с элементами игры
Технология: проблемное обучение
Цели урока:
Обобщить знания по теме: “Типы экономических систем” и на основе сравнительного анализа сделать вывод о продуктивности экономических систем.
Научить создавать слайд-презентацию по шаблону и повторить навыки перевода чисел в позиционных системах счисления с помощью калькулятора.
Задачи урока:
Учебная: систематизация знаний и их практическое использование в проблемной ситуации.
Развивающая: развитие аналитического мышления, памяти и внимания учащихся.
Воспитывающая: обучение сотрудничеству, навыкам взаимодействия в коллективе, активизация познавательной деятельности учащихся.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор
План урока:
Организационный момент. Актуализация знаний (постановка целей и задач урока). Рефлексия
Вводное слово учителя обществознания о типах экономических систем
Групповая работа учащихся
Защита исследовательских работ по оценке экономической эффективности выбранной системы
Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.
Ход урока
(Учитель обществознания): Сейчас нам предстоит заняться сравнительным анализом экономических систем, существующих в мире.
Напомните мне, какие типы экономических систем вам известны? А какие вопросы являются главными в экономике?
Хорошо, все страны в своем экономическом развитии решают одни и те же вопросы: (На слайде: главные вопросы экономики: что, как и сколько производить).
Однако эффективность экономической деятельности всех стран различна.
Сегодня на уроке у нас есть цель: нужно разобраться, какая экономическая система в наши дни самая эффективная. Мы привлечем для решения этой проблемы прогрессивные и современные средства обучения – информационные технологии и работать будем в компьютерном классе вместе с вашим учителем информатики.
(Учитель информатики) В процессе работы в рамках предмета информатика реализуем: повторение перевода чисел в позиционных системах счисления с помощью компьютерного калькулятора и создание слайд-презентации с помощью шаблона презентации. Помните о технике безопасности и правилах поведения в компьютерном классе.
(Учитель обществознания) Напомните мне:
Что такое экономическая система? (На слайде: экономическая система – механизм координации хозяйственной деятельности людей)
Любые общественные отношения регулируются системами правил и норм: обучение в школе, уличное движение. Что еще? (спортивные игры, конкурсы и т.д.)
Соблюдать правила нужно и в экономической жизни людей, чтобы все процессы протекали без помех и нарушений. Сейчас каждой группе предстоит создать презентацию одной из экономических системы, которую вы должны будете защитить.
Для проведения нашего исследования роли распределены в каждой группе.
Вождь, командир, руководитель системы
Функции:
Заполни таблицу. Сдай ее учителю информатики.
Оденься соответственно системе с помощью костюмера. Подготовь вопросы другим командам
Перед началом защиты презентаций экономических систем получи еще одну оценочную таблицу, работая как жюри заполни ее. Сдай ее учителю информатики.
Оцени работу своей и других групп.
Помни о дисциплине при работе!
Костюмер-дизайнер, который должен выбрать реквизит для своей системы
Функции:
Выйди из кабинета.
Выбери реквизит, соответствующий типу экономической системы твоей команды.
Помоги капитану команды заполнить таблицу, одень его.
Будь готов ответить на дополнительные вопросы, после презентации. Подготовь вопросы другим командам Помни о дисциплине при работе!
Оратор, докладчик, выступающий.
Функции:
Работай вместе с оператором над созданием презентации.
Твоя задача – защитить систему своей команды. Подготовить связный рассказ.
Будь готов ответить на дополнительные вопросы, после презентации.
Помни о дисциплине при работе!
Оператор, оформляющий презентацию.
Функции:
Работай вместе с оратором над созданием презентации.
Твоя задача – набрать ответы на вопросы шаблона презентации.
Будь готов ответить на дополнительные вопросы, после презентации.
Помни о дисциплине при работе!
5, 6, 7. Защитники системы решают экономические задачи
Задача 1:
Завод производит дезодоранты. На нем работает 100 человек. Выпуск продукции - 60000 штук в месяц. Стоимость флакона - 20 рублей. Заработная плата одного рабочего в месяц - 10000 рублей. Рассчитайте прибыль завода.
Задача 2:
Завод производит игрушки. На нем работает 80 человек с заработной платой 8000 рублей в месяц. Выпуск продукции – 40000 игрушек ежемесячно, средняя стоимость игрушки – 300 рублей. Рассчитайте прибыль завода.
Задача 3:
В ателье работает 20 мастеров, которые шьют 120 костюмов в месяц. Оборудование состоит из 10 швейных машин. Определите производительность труда одного мастера, одной машины.
№ задачи Десятичная Двоичная Восьмеричная Шестнадцатеричная
№1 200.000 110000110101000000 606500 30D40
№2 11.360.000 101011010101011100000000 53253400 AD5700
№3 6 и 12 110 и 1100 6 и 14 6 и С№4 3 и 6 11 и 110 3 и 6 3 и 6
Задача 4:
В столярной мастерской работает 10 человек на пяти верстаках. Ежедневно производятся 30 книжных полок. Чему равна производительность мастера, машины.
Ответы:
Функции:
Решите задачу.
Ответ переведите в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления.
Результаты передайте учителю информатики. Подготовь вопросы другим командам.
Помни о дисциплине при работе!
Жеребьевка систем: Капитаны команд вытягивают название системы для своей группы.
Наряду с главными вопросами экономики, на которые предстоит ответить вашей группе, вы должны найти ответы и на следующие: (на слайде):Вид собственности
Свобода выбора
Личная выгода
Конкурентная борьба
Уверенность в завтрашнем дне
Время на обсуждение 1 минута.
Займите рабочие места, согласно своим функциям.
Пока оратор с оператором набирают ответы к вопросам в шаблоне презентации вождь с костюмером заполняют таблицу и сдают учителю информатики для обработки данных. В это же время защитники системы решают свою экономическую задачу, переводят ответы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления с помощью компьютерного калькулятора (вид инженерный) Все результаты сдаются учителю информатики и участники рассаживаются за парты.Начинается защита:
Вожди (капитаны) работают как жюри, заполняя оценочную таблицу
Вопрос Традиционная система Рыночная
система Командная
система Смешанная
система
Вид собственности
Свобода выбора
Личная выгода
Конкурентная борьба
Уверенность в будущем
Оценочная система: О-отлично, Х-хорошо, С-средне, П-плохо.
Капитану Традиционной системы:
Вопрос Традиционная система
Вид собственности
Свобода выбора
Личная выгода
Конкурентная борьба
Уверенность в будущем
Оценочная система: О-отлично, Х-хорошо, С-средне, П-плохо.
Капитану Рыночной системы:
Вопрос Рыночная
система
Вид собственности
Свобода выбора
Личная выгода
Конкурентная борьба
Уверенность в будущем
Оценочная система: О-отлично, Х-хорошо, С-средне, П-плохо.
Капитану Командной системы:
Вопрос Командная
система
Вид собственности
Свобода выбора
Личная выгода
Конкурентная борьба
Уверенность в будущем
Оценочная система: О-отлично, Х-хорошо, С-средне, П-плохо.
Капитану Смешанной системы:
Вопрос Смешанная
система
Вид собственности
Свобода выбора
Личная выгода
Конкурентная борьба
Уверенность в будущем
Оценочная система: О-отлично, Х-хорошо, С-средне, П-плохо.
Оратор защищает выбранную систему вместе с оператором, который показывает презентацию на экране, с помощью мультимедийного проекта. Вся группа, включая вождя, отвечает на дополнительные вопросы, которые задаются участниками других команд (групп).
После выступлений всех ораторов подводятся итоги.
Учитель информатики выводит на экран сводную таблицу по результатам работы вождей в начале урока. Вожди делают сравнительный вывод об эффективности экономических систем на основе сводных таблиц, и оценивают работу своей и других групп, а также самостоятельно делают вывод о том, почему же смешанная экономическая система, принятая в разных странах, сегодня самая эффективная.
Выводы учителей.
(Учитель обществознания) Итак, сегодня нам удалось закрепить имеющиеся знания о типах экономических систем, всесторонне проанализировать их с точки зрения главных экономических вопросов и с точки зрения отдельного человека. Пример истории показывает нам наибольшую эффективность тех систем, которые решают все вопросы комплексно. А теперь давайте вместе определим экономическую систему, принятую в нашей стране. (Учитель информатики) На уроке мы подтвердили знания из курса информатики и применили их в сравнительном анализе экономических систем, в решении экономических задач. Связь этих предметов очевидна. В дальнейшем процессе обучения мы будем применять ПК для решения различных учебных задач.
Презентация:.