Лекторий «Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект»


Областной семинар для директоров школ
ЗСШ № 1
12.06.2015 г.
Коучинг-занятие: «Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения»
Провела: Селезнёва С.В.
Цель:
- Показать учителям важность применения критериев оценивания в процессе обучения.
Задачи:
1. Выявить уровень знаний педагогов о процессе оценивания.
2. Расширить теоретические знания педагогов об оценивании
3. Обосновать актуальность применения критерий оценивания в обучении.
Ожидаемый результат: разработка критериев оценивания различных видов работ
Критерии оценивания: анкетная таблица
Оборудование: презентация, маркеры, бумага для постера, музыка для рефлексии, раздаточный материал, бумага А 4, бланки оценивания.
«Учитель должен знать, чему научил, учащийся - чему научился».
Е. Н. Ильин
Ход коучинга:
I.Организационный.
1) Психологический настрой учителей «Круг желаний».
2) Распределение по группам по принципу «Найди пару» (пословицы и поговорки)
- Сейчас вы желали друг другу много тёплых, добрых вещей. В соответствии с этими приоритетными для вас понятиями мы и разделимся на группы.
1 группа «Дружба»
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Старый друг лучше новых двух
Не в службу, а в дружбу
Один за всех, все за одного
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
2 группа «Здоровье»
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Двигайся больше, проживёшь дольше
В здоровом теле - здоровый дух.
Чистота - залог здоровья.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
3 группа «Труд»
Труд кормит, а лень портит.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Без труда жить только небо коптить.
Больше дела, меньше слов
II. Вступительное слово учителя-коучаОчень часто от родителей учащихся мы можем услышать: «Моему ребенку поставили не ту оценку! Мой ребенок учится лучше, у него не может быть тройки!» Почему-то многие считают, что оценивать качество знаний учащихся очень просто. И даже любой из родителей, прослушав, как отвечает ребенок, может объективно оценить его.
Со стороны кажется, что ничего сложного в этом нет. Ведь есть школьная программа, в которой четко расписано: что, в каком объеме должен знать и уметь ученик. Также есть планирование учителя, в котором подробно указано, чему на каждом уроке должен научиться ученик, что он должен узнать и уяснить. Никто из них не задумывается над тем, как же определить, усвоил ученик знания полностью или не в полном объеме? Научился он чему-нибудь или нет. Может, он все знает, но сегодня у него болит голова или зуб, поэтому он не может раскрыть свои возможности в полном объеме. Или вопрос задан так, что даже сам автор вопроса не смог бы ответить на него.
Примеров таких «может быть» и «если» — сколько угодно! Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что оценивание знаний учащихся — это все же сложнейшая педагогическая проблема.
Выявление уровня знаний учителей по данной проблеме
III. Диалогическая беседа. Обсуждение проблемы.
- Все мы учителя, и так, или иначе мы оцениваем своих учащихся.
- Как происходит процесс оценивания на уроке?
- В настоящее время ставится вопрос о том, что на уроке оценивать должен не только учитель.
- Какой должна быть оценка? (учителя предлагают свой ассоциативный ряд с данным понятием, учитель-коуч предлагает свой вариант в виде?)
IV Расширение и углубление знаний учителей по проблеме оценивания:
1.Недостатки существующей системы оценивания
- Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
- Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
- Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
- Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
2.Цели оценивания:
- Анализ достижения учащимися краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;
- Установление оперативной взаимосвязи между учителем и учеником для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала;
- Внесение корректив в организацию учебного процесса
3.Принципы оценивания
Принцип 1- Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов.
Принцип 2
- Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого.
Принцип 3
- Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов
Принцип 4
- Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым.
Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.
Принцип 5
-Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель.
4.Практическая значимость критериального оценивания:
- Оценивается только работа учащегося;
- Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
- Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
- Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
V. Релаксация «Шум морских волн»
VI Практическая часть.1) Индивидуальная работа: Нарисуйте слона
2) Само оценивание работы с пояснениями и комментариями
3) Взаимооценивание рисунка (работа в группе).
- Расскажите, почему Вы поставили такую оценку? (комментарии учителей по той оценке, которую они поставили).
- Какие трудности Вы испытывали:
а) при выполнении данного задания?
б) при оценивании работы?

- Теперь трудно было оценить работу?
- Почему?
в) коуч предлагает некоторые бланки оценивания. Работа в группах по составлению критериев оценивания любых этапов урока или заданий.
г) выступление спикеров групп по защите критерий оценивания.
д) предложение коучем разработанных им рубрикаторов.
VI. Подведение итогов.
VII. Рефлексия: «Дартс»