Cтатья Психолого-педагогические аспекты учебного взаимодействия учителя и ученика на уроках иностранного языка в школе
Психолого-педагогические аспекты учебного взаимодействия учителя и ученика на уроках иностранного языка в школе
Всякое взаимодействие, и тем более в образовательной среде, строится на умении общаться. Особенно важным представляется данное умение при обучении иностранному языку, поскольку урок иностранного языка имеет ярко выраженную коммуникативную направленность. Как отмечает Е.И. Пассов, содержание обучения иностранному языку в средней школе реализует основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Данные компетенции предполагают формирование как чисто лингвистических навыков (лексических, фонетических, грамматических), так и их нормативное использование в устной и письменной речи. Предлагаемые темы, тексты, проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование различных видов речевой деятельности, развитие социокультурных навыков и умений, что обеспечивает использование иностранного языка как средства общения, образования и самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном обществе.
При изучении ИЯ в основной школе (5-10 классы), в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования и письма.
Обучение ИЯ направлено на изучение ИЯ как средства международного общения посредством:
- Формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;
- Коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран изучаемого языка (в рамках изучаемых тем и ситуаций); развития всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции;
- Социокультурного развития школьников в контексте европейской и мировой культуры с помощью страноведческого, культуроведческого и лингво-культуроведческого материала [Пассов, 1989 : 46].
Таким образом, основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование вторичной языковой личности учащегося, умение обучаемых общаться на иностранном языке. Рассмотрим, какими методическими умениями и компетенциями должен владеть учитель иностранного языка, чтобы успешно достичь целей обучения иностранному языку. При этом необходимо учитывать психологические и возрастные особенности обучаемых, которые являются одним из определяющих компонентов успешности педагогического взаимодействия. Перейдем к их рассмотрению.