Могу ли я быть предпринимателем?
Тема урока: «Могу ли я быть предпринимателем?»
Цель урока – дать учащимся представление о предпринимательской деятельности.
Задачи урока:
- определить общие качества предпринимателя;
- составить рейтинг важности качеств, необходимых успешному предпринимателю;
- сравнить свой рейтинг качеств с рейтингом, составленным предпринимателями;
-оценить самих себя с точки зрения качеств, необходимых предпринимателю.
Требуемое время – один урок.
Понятия – бизнес, предпринимательство, предприниматель.
Обоснование:
Предприниматели склонны приводить примеры неких уникальных «наборов» качеств, которые, как считают они, отличают их от других людей в экономике. Их принципиальная мотивация состоит в потребности в достижениях с сильным желанием независимости.
В то время как деньги являются важным фактором, и ни один предприниматель не начнёт дело, если ожидает, что окажется банкротом, всё же они обычно служат вторичным соображением. Деньги имеют тенденцию выступать скорее в качестве барометра успеха и достижений, чем в виде самоцели.
Вот качества, свойственные большинству предпринимателей:
независимый, ответственный, ориентированный на достижение цели, уверенный в себе, созидательный и готовый взять на себя рассчитанный, в какой- то мере контролируемый риск. Нехватка какого-либо из этих качеств обычно снижает способность к предпринимательству.
Наиболее значимым для предпринимателя качеством является уверенность в себе, или то, что психологи называют «внутренним контролем». Это просто вера в себя, вера в то, что ты сможешь это сделать. Предприниматели расценивают свои идеи как стоящие того, чтобы стремиться к их реализации, а себя считают способными воплотить начинание в жизнь и довести его до успешного конца. Предприниматели - это агенты изменений. Если предприниматели не верят в себя, они скорее бросят прикладывать усилия, столкнувшись с сопротивлением.
В то время как исследования выявили набор качеств и свойств, общих для успешных предпринимателей, они также показали, что многие умения и качества успешных предпринимателей могут быть приобретены. Предприниматели развивали свои способности при помощи образования, трудовой подготовки, опыта, ученичества и экспериментов по вживанию в роль. Всё это помогает им в их предпринимательских начинаниях.
Для потенциальных предпринимателей важно научиться оценивать свои собственные способности, сильные качества и недостатки. Любой, кто рассматривает перспективу заняться предпринимательством, должен разработать личный профиль для развития своих способностей и реализации инициатив, отвечающих его сильным качествам, а не слабостям.
Раздаточный материал: каждому учащемуся по ксерокопии упражнений 1-3.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Многие молодые люди сегодня, мечтая о своём будущем, говорят: «Хочу заняться бизнесом, иметь своё дело». Остановитесь на минутку и подумайте: а тот ли путь я для себя выбрал? Жизнь в условиях рынка даёт две возможности человеку реализовать себя, занять достойное место в обществе и стать обеспеченным. Первая – идти по пути предпринимательства, то есть открыть собственное дело, быть хозяином. Вторая – стать высококвалифицированным наёмным работником, продавая свои знания и умения. Первый путь считается более предпочтительным, вернее других ведущим к успеху. Какие имена сверкают в мире предпринимателей! Безвестные вчера, эти люди сегодня на виду у всех. И возникает иллюзия лёгкого, почти неизбежного обогащения: кажется, стоит только назвать себя предпринимателем, как на тебя тут же прольётся золотой дождь. Предприниматель – это тот, кто организует весь процесс, приносящий в итоге прибыль. Он заботится об ассортименте, о продажной цене, об охране, бухгалтерии, о подборе персонала, о транспорте и др. Его прибыль может быть большой. Но в случае краха он может потерять всё своё состояние. Что же заставляет людей идти на риск и начинать собственное дело? Мотивов много. Вот основные:
- больше зарабатывать, чтобы лучше жить;
- реализовать себя, показать, каков я есть;
- быть независимым.
Очевидно, иметь своё дело гораздо тяжелее, чем быть наёмным работником. Работа будет поглощать всё ваше свободное время и все ваши мысли. Вряд ли вас ждёт быстрое и сказочное обогащение. Вам придётся вступать в непростые отношения с конкурентами и, вполне возможно, с криминальными структурами. Но многие ли рискнувшие открыть своё дело достигают в конце концов желаемого положения и внушительного банковского счёта? Мировой опыт показывает, что быть удачливыми предпринимателями способны лишь 3 – 4% населения. Так ли уж это плохо? Да вовсе нет – если вы способны стать профессионалом. Возьмите любую газету рекламных объявлений. Банки, коммерческие структуры не устают зазывать специалистов на очень высокие оклады. Достаточно иметь квалификацию в области финансов, маркетинга, овладеть компьютером и английским языком. А если же вас не тянет к компьютеру и к финансам, но вы умеете работать руками? Станьте профессионалом и займитесь ремонтом квартир, автомобилей, видеотехники, строительством домов – будете зарабатывать не меньше.
История русского предпринимательства.
Большая часть русских предпринимателей Петровского времени, как и в более поздний период, вышла из крестьян или посадских людей, тогда как в западноевропейских странах – из дворян. И это прежде всего самые выдающиеся фамилии русских предпринимателей – Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гарелины, Грачёвы и многие другие. За каждым из этих предпринимателей – организация огромных производств, снабдивших своей продукцией десятки, а то и сотни тысяч людей в России и за границей.
Символом русского предпринимательства 19 века стала семья старообрядцев Морозовых. Родоначальник семьи Савва Васильевич Морозов ( 1770 – 1862 ) был простым ткачом и крепостным помещика Рюмина. В 1797 году он устроил небольшую фабрику шёлковых лент, затем более крупную. В 1820 году он выкупился на волю вместе с семьёй за огромную сумму – 17000 рублей и в дальнейшем стал одним из крупнейших фабрикантов России. Во второй половине 19 века фабрики Морозовых выросли в 4 огромные фирмы, а перед революцией собственные капиталы семьи оценивались более чем в 110 млн. рублей, на предприятиях семьи трудились 54000 рабочих.
Многие ивановские фабриканты вышли из крепостных графа Шереметьева. По закону крепостные предприниматели не имели права владеть фабриками. Они покупали их на имя своих помещиков и выплачивали им крупные проценты с прибыли, получая в обмен экономическую свободу. В имениях графа Шереметьева были крепостные – фабриканты, имевшие по 600 – 700 крепостных, которых они также могли покупать от имени помещика. Многие
Крепостные – фабриканты затем выкупались на волю, оставляя помещикам почти все созданные ими предприятия. Однако часто, восстановив упорным трудом свои дела, они могли выкупить обратно свои фабрики и приумножали богатство. Помещики отпускали таких крестьян только за очень высокую плату, поэтому последние старались тщательно скрывать своё истинное богатство до выхода на волю (слово « уволить» имело первоначальный смысл « отпустить на волю»).
Особо следует сказать о роли русских предпринимателей в развитии технического прогресса. Чёрная металлургия России 18 века была самой передовой в мире. Доменные печи на заводах Демидовых были наиболее производительными и экономичными по расходу топлива на единицу продукта, чем любые другие печи. Двухцилиндровая паровая машина была создана гениальным механиком – самоучкой Ползуновым на 20 лет раньше, чем в Англии, уже в 1765 году. Механик Андрей Нартов создал самые совершенные копировальные токарные станки с механическим суппортом, заменяющим руку человека, ещё в Петровскую эпоху.
Существовал целый промышленный район семьи Мальцовых в смежных уездах Орловской, Калужской и Смоленской губерний. Построив в 1724 году первый стекольный завод, они создали в дальнейшем парусно - полотняные предприятия, металлургические заводы. Фактически он стал центром российского машиностроения. На предприятиях Мальцовых были изготовлены первые в России рельсы, паровозы, пароходы и др. В акционерное общество, созданное С. И. Мальцовым, входило до 30 предприятий – чугунолитейных, стекольных, полотняных, фаянсовых, лесопильных, кирпичных, бумажных и др. На заводах работало почти 100000 человек. Для рабочих заготавливался хлеб на случай неурожаев, строились дома в рассрочку, причём долги часто прощались. Мальцов во время крестьянской реформы отдал рабочим даром огородную и усадебную землю. Денег на руки рабочие получили мало, но из магазинов натурой могли брать всё, что было нужно.
У русских предпринимателей существовал своего рода негласный кодекс чести, осуждавший все виды развития паразитического, ростовщического, спекулятивного капитала. По неписаному табелю о рангах российские предприниматели делились на несколько групп , а точнее, на две почтенные и одну непочтенную, презираемую. К первой относились промышленники, фабриканты, финансисты и предприниматели в области страхования и кредита. Ко второй – торговцы, ведущие дело « по чести и без обмана». А к третьей, «презираемой», группе относилось большое количество спекулянтов, перекупщиков, процентщиков, пытавшихся нажиться путём различных махинаций и обмана.
Отличительной чертой российских предпринимателей являлось меценатство, благотворительность. Множество церквей было возведено на их добровольные пожертвования. На средства предпринимателей создавались лучшие музеи – Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и др.
3. Закрепление нового материала.
а) Попросить учащихся сформулировать определения бизнеса, предпринимательства и предпринимателя (смотри презинтацию).
б) Сообщения учащихся о известных предпринимателях Филиппе Колычеве, Вадиме Туманове, Матвее Кузнецове и др. (домашнее задание)
в) Попросите учащихся назвать качества людей, давших начало успешным видам бизнеса.
г) Раздайте Упражнение 1. Обсудив различные качества и убедившись, что учащиеся понимают их смысл, попросите поставить для каждого качества знак «Х» в соответствующей клетке.
д) Подсчитайте рейтинги качеств, составленные учащимися. Для этого просуммируйте числа, проставленные каждому из качеств каждым учеником. Чем выше будет общая цифра, полученная тем или иным качеством, тем выше будет ранг важности этого качества.
е) Раздайте Упражнение 2. Сравните рейтинги учеников с рейтингами, выставленными предпринимателями.
ж) Раздайте Упражнение 3. Попросите учащихся составить самооценку, и сравнят свои предпринимательские качества с качествами, проранжированными предпринимателями.
4. Подведение итогов урока.
Основываясь на том, что сходство между повадками животных и поведением человека давно замечено, немецкие исследователи решили выяснить, какие способности животных применимы к качествам современных предпринимателей. Возможно, не каждому предпринимателю понравятся такие сравнения. Но дело не в этом, а в том, что время от времени полезно смотреться в зеркало природы. Ведь её законы, в отличие от многих людских, функционируют мудро (смотри презентацию)
Если позволяет время, можно предложить учащимся оценить черты своего характера по семи признакам. Каждый отражён в 4 характеристиках. Подчеркните те, что соответствуют вашему характеру (смотри приложение).
5. Домашнее задание.
Написать сочинение «Могу ли я быть предпринимателем?».
Заголовок 115