Воспитательное занятие Символы России
Воспитательный час
Символы России
Цели: - изучить основные этапы истории развития символики нашего государства и республики Хакасии;
- познакомить учащихся с основными элементами и атрибутами государственной символики, а также с главными символами государства.
Задачи: - возродить утраченный интерес к государственной символике;
- воспитывать уважительное отношение воспитанников к символам и эмблемам своего государства;
- формировать у учащихся важнейшие духовные ценности отражающие специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, понимания ответственности за судьбу России;
- развивать воображение и творческие способности, умение обосновывать свою точку зрения, и делать вывод с изученного материала;
- формировать у воспитанников высокое чувство патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев.
Оборудование: плакаты с изображением флага и герба РФ, Хакасии, Конституция РФ, текст гимна, медиапроектор, рисунки и поделки воспитанников по данной теме.
Музыкальные клипы: «С чего начинается Родина?», «Перезвон», «Гимн Российской Федерации».
Предварительная подготовка: Поскольку воспитанники уже имеют представление о символах России им дается задание представить декоративно-прикладные работы по теме: «Символы РФ», которые помещаются на обзорную доску и их обсуждение проходит в процессе мероприятия.
Ход мероприятия:
Звучит мелодия: «С чего начинается Родина»
( слайд № 1 – карта России)
1-й - Что значит Родина моя»? –
Ты спросишь. Я отвечу.
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных
Потом пшеничные поля
От края и до края
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная. (Н. Полякова)
Ведущий: Родина много значит для каждого из нас. Это, прежде всего, город или село, где ты родился. Родным краем мы называем место, где прошло наше детство. Родиной россияне называют Россию – страну, в которой мы все вместе живем.
2-й : Взгляну на карту, грудь заходится:
Россия! Вон как велика!
- Откуда ты? - узнать захочется,
Но тайну спрятали века.
Ведущий: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну. Свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы.
- Какие символы России вы можете назвать? (Ответы детей)
( Слайд 2, 3, 4)
Действительно символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы, самовар, балалайки, матрешки, медведь .
Каждый из вас по-своему прав, так как символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны Конституции.
(Слайд 5)
У вас на столах Конституция РФ давайте откроем статью 70.
(Один из воспитанников по желанию зачитывает)
(Слайд 6)
3-й: Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают
Ведущий: Каждый день мы встречаем изображение Герба на печатях, на монетах и т.д., Государственные Флаги, как важнейшие атрибуты государства развеваются над разными муниципальными и другими учреждениями, государственный гимн звучит перед началом любого официального мероприятия.
На первый взгляд, кажется, что мы много знаем об отличительных знаках нашего государства.
(И ваши работы еще раз это подчеркивают, давайте обратим на это внимание. Обсуждение по выставке поделок и рисунков).
Ведущий: На самом деле, как история нашего государства увлекательна и сложна, так и история появления государственных символов представляет для нас особый интерес.
Давайте попробуем проникнуться не только историей возникновения наших символов, но и понять тайну, заложенную в их основании. Ведь почему-то наши герб, флаг и гимн выглядят так, а не иначе?!
Изучение герба Р.Ф.
4-й : Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство» или «наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов, семей. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, чтобы показать принадлежность тому или иному государству.
(Слайд 7)
Ведущий: Каждый герб состоит из элементов, раскрывающих его значение. Я предлагаю вам познакомиться со значением некоторых элементов гербов и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны:
Лев – «властная сила»
Корона – власть, благородство.
Конный всадник – победа.
Орел – сила, власть, величие.
Меч – военная слава, могущество.
Скипетр и держава (символы царской власти) – твердая центральная власть.
- А теперь внимательно посмотрите и ответьте на вопрос:
Какого элемента (из перечисленных) нет на нашем гербе? (Ответы детей)
- А какой элемент присутствует на гербе РФ?(Ответы детей)
1-й : 30 ноября 1993 года Президентом России был подписан Указ «О государственном гербе РФ». Однако официальное закрепление герба произошло 25 декабря 2000 года после принятия Федерального Конституционного закона РФ Государственной Думой, Советом Федерации и подписание его Президентом России. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.
2-й : У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на Запад и Восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он - России дух свободный!
Ведущий: Двуглавый орел – символ вечности России, символ глубокого уважения нашими народами своих исторических корней и национальной истории. Три короны над головами, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю всех народов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских.
3-й : Спокоен за наше Отечество,
Его охраняет не год –
Двуглавый орёл человечество
России на крыльях несёт.
В когтях его скипетр с державой,
Корона венчает его.
Увенчан он русскою славой
Единством народа всего.
4-й : Как символ Европы и Азии,
Украшен медалью златой,
Копьем поражает дракона
Георгий – наш всадник святой.
Наш герб – крепленье Отечества,
Оплот он богатства его.
Пусть помнит Руси человечество –
Святыня дороже всего.
Ведущий: Ребята, видите наш герб не просто картинка с орлом. В каждом цвете, в каждом элементе нашей государственной символики заложена идеология, сущность нашего государства. Здесь мы видим и бескрайние просторы нашего Отечества, и непобедимость духа нашего народа, и все то, от чего сердце русского человека начинает биться чаще.
- Зачем нужен герб? (ответы детей)
1-й ученик: Использование герба не может быть произвольным. Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости-туристы, предприниматели – приезжают из других государств, видят герб – двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.
Ведущий: С 1991 г. Над Большим Кремлевским дворцом, в котором находится государственная резиденция Президента всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье гордо развивается один из важнейших символов России – трехцветный флаг.. А после принятия Закона о Государственном флаге в декабре 2000 г. У него появился «День рождения» - 22 августа, День Государственного флага Российской Федерации.
Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание, закончив стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага, определите, о каком цвете в них говорится.
(Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы)
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете.
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в .
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знамением Победы ярко.
(Слайд 8)
Ведущий: Рассмотрим изображение государственного флага РФ – он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя- красного.
3-й : Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых – «знамения» (священные знаки.). Так появилось слово «знамя».
(Слайд 9)
Ведущий: Истоки создания государственного флага России следует искать в истории русских морских флагов, в истории появления цветов российского флага. Составляя поясной бело-сине-красный флаг, Петр I «построил» его так, что расположение полос совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – мир физический (кровь), выше – небесный (синий), еще выше – мир божественный (белый). Во второй половине ХIХ века полосам придали значение содружества трех восточно-славянских народов, где красная соотносилась с великороссами. Вместе с тем следует сказать, что цвета русского флага совпадали с традиционными цветами, которые предпочитал русский народ. Красный цвет означал отвагу, мужество, героизм, красоту (красный – красивый). Синий цвет – небо, целомудрие, верность, духовность. А белый цвет – мир, чистоту, правду, благородство.
(Звучит мелодия «Перезвон». Учащиеся читают стихотворение М.Н. Шереметьева «Наш флаг»)
2-й: Из трех полос:
Из белой, синей, красной.
Еще Царь Петр его вознес
В красе торжественной и ясной.
1-й : Белая
Бел – Белый Царь в России Белой
И чист был снег ее полей.
С душою чистой, с чистой верой,
Была Россия всех сильней.
Но пронеслась над ней невзгода,
Ее сдавил тяжелый гнет,
Но в сердце русского народа
Идея белая живет.
4-й : Синяя
То небо Родины прекрасной,
То цвет ее глубоких рек.
Ее красой, простой и ясной.
Был счастлив русский человек.
И в ней, бескрайней и свободной,
Синела даль ее степей.
И кроме Волги многоводной,
Она имела семь морей.
Нежна, прекрасна середина
На нашем флаге с давних дней,
То нежность преданного сына
К Великой Матери своей.
1-й: Красная - Она идет по низу флага
и так же манит взор к себе –
То кровь от Рюрика-варяга,
За Русь пролитая в борьбе.
Та кровь была, как цемент славы
Той, что по миру разнеслась,
В созданье Северной Державы
Она недаром пролилась.
И отзвук той далекой славы
Века векам передадут,
И кровь Гангута и Полтавы
На флаге годы не сотрут.
Ведущий: Судьба бело-сине-красного флага была драматична, в апреле 1918 года по предложению Якова Свердлова был учрежден Красный флаг
(Слайд 10)
Поэт Н.Тихонов, так написал о флаге красного цвета
2-й ученик: В нем - населению земли привет, -
И проще в мире флага нет;
В нем - нашей славы жаркий цвет,-
И жарче в мире флага нет;
В нем - нашей силы суровый свет,-
Посильнее флага в мире нет;
В нем - правда, наших бардовых лет, -
Правдивей флага нет!
(Слайд 11)
Ведущий: После распада Советского Союза Россия вновь вернула себе исторический флаг. Официальное утверждение бело-сине-красного флага произошло 25 декабря 2000 года после принятия Федерального Конституционного закона РФ Государственной Думой, Советом Федерации и после подписания Президентом России. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств, и т.д.
1-й : Помимо государственного флага РФ есть еще два особых знамени. Первое - знамя Вооруженных Сил России, представляющее собой красное полотнище. Это Знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над Рейхстагом, как знак взятия Берлина. Второе знамя – это знамя Военно-Морского Флота. Российскому Военно-Морскому Флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
Ведущий: Часто на праздниках военных парадах мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь, салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.
- Как называется эта песня? (ответы детей)
(Слайд 12)
2-й : Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн это песня, посвященная своей Родине, это символ государства такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
Ведущий: - Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Гимн является самым общедоступным знаком. Герб и флаг не всегда оказываются под рукой, названия стран звучат по-разному на разных языках, гимн же всегда вместе с человеком, который помнит его мелодию, и если возникает необходимость показать свою государственную принадлежность, может восполнить это, исполнив свой гимн.
- Ребята, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (ответы детей)
1-й : В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.
Ведущий: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Его музыку знают и уважают во всем мире, она рождает гордость за нашу страну.
- Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны, всех тех, кто любит свою Родину и гордится ею.
(Звучит Гимн Российской Федерации – все встают)
Учитель: Как вы знаете, герб, флаг есть не только у государства в целом, но и у каждого его субъекта. Каждый район, область край имеют свою символику. Мы с вами живем в г. Черногорске в Хакасии, и наш город и наша республика имеют свою символику.
(Слайд № 13, 14, 15) Государственный герб Республики Хакасия представляет собой овальный с выемкой в верхней части красный геральдический щит, на котором изображен крылатый снежный барс белого цвета с тёмными пятнами и приподнятой передней правой лапой. Щит обрамлён березовыми ветвями с зелёными листьями. В основании обрамления надпись "ХАКАСИЯ", в верхней разомкнутой части обрамления - солярный знак. Над барсом в верхней части щита расположено золотое изображение хакасского солярного знака с 4 "ушками" и двумя серебряными концентрическими кольцами. Красный щит амазонок символизирует оберег. Барс - это символ идеи, верности, символизирует мужество. Солярный знак - символ Вселенной. Березовые ветви - это символ мужского и женского начала. Сессия Верховного Совета республики в октябре 1992 года внесла изменение в Закон о гербе, добавив одну фразу: "В нижней части герба - надпись черного цвета "Хакасия". А через год с небольшим, в декабре 1993 года, в законы о флаге и гербе были внесены общие для обоих символов изменения. Они касались цвета солярного знака: с черно-белого его изменили на золотисто-белый. Флаг Республики Хакасия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос синего, белого и красного цветов, и прилегающей к древку вертикальной полосы зеленого цвета, на которой помещен золотисто-белый солнечный диск. Три цвета флага соответствуют цветам Государственного флага Российской Федерации, подчеркивают тем самым, что Республика Хакасия - субъект Российской Федерации. Зеленый цвет полосы вдоль древка флага - основной цвет знамени Древнехакасского государства -символизирует связь современных хакасов со своими далекими предками. Зеленый также цвет вечной жизни, тайги, весенней степи, лугов, возрождения, дружбы и братства народов ХакасиТри цвета и, традиционный цвет Сибири. Изображенный на флаге солярный знак был обнаружен на каменных изваяниях, встречающихся только на территории Хакасии. Он символизирует дань уважения к поколениям людей, живших на земле Хакасии. До 2003 г. расположение белой и синей полос было противоположным, изменения в флаг Хакасии были внесены по настоянию Геральдического совета при Президенте РФ, чтобы флаг Хакасии не повторял частично флаг России. Законы о Государственном флаге и Государственном гербе Республики Хакасия были приняты в один и тот же день, 6 июня 1992 года. Разработка их заняла менее полугода. В начале XIII века племена древних хакасов рассеяли монголы. Лишь в конце XVII - начале XVIII веков начался новый этап этнической консолидации племен, населяющих современную Хакасию. Чтобы защититься от губительных набегов монгольских и джунгарских феодалов, хакасы на рубеже XVI-XVIII веков добровольно вошли в состав Российского государства. Присоединение к России создало условия для формирования хакасской народности.
После Октябрьской революции 1917 года на процесс консолидации хакасов оказало влияние развитие административно-территориальной автономии. В конце 1923 года был образован Хакасский национальный уезд с центром в Усть-Абаканске. В 1925 году уезд преобразовали в округ, центр его переименовали в Хакасск. 20 октября 1930 года образуется Хакасская автономная область со столицей - Абакан.
(Слайд № 16, 17, 18)
Коллективная творческая работа « Герб дружбы».
Учитель: Давайте придумаем герб нашей группы.
Выбираем:
1. Форму герба.
2. Символы.
3. Цветовые сочетания.
Заключительное слово ведущего:
Ребята, мы с вами расширили знания о символике современной России, нашего города и области. Теперь мы знаем, символы государства – герб, флаг и гимн – есть неприходящие ценности, и поэтому они должны уважаться и оберегаться каждым человеком, независимо от возраста, национальности и вероисповедания. Ведь современные символы имеют долгую историю, они прошли тяжелый путь, но в трудностях лишь подтвердили свое предназначение: воспитывать в человеке патриотизм, гордость за землю своих предков, поднимать веру в себя и свой народ, помогать строить светлое будущее своей страны, а значит и будущее каждого человека в отдельности. Россия - наша Родина, мы – россияне и обязаны знать ее символы, ведь уважение к государственным символам – это уважение к своей стране. Эти государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем зависит только от нас.
Список использованных источников:
1. Конституция Р.Ф.
2. Пчелов Е.В.Государственные символы России. Герб, флаг, гимн (Пособие для 5-9 классов.- М.: «Русское слово»- 2002 г.
3. Романовский В.К. Пособие для учителя: - Символы Российской государственности. Герб, флаг, гимн. - М.: «Русское слово»- 2002 г.
4. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада-фарм», 2002.
5. Соколов Я.В.. Наше государство и его символы: Книга для учащихся. – М.: НМЦ «Гражданин», 2010. – (Я – гражданин России).
6. Великородная А.А. и др. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. М.: ВАКО, 2006
7. Бондаренко Е. Урок гражданина. Газета « 1 сентября», № 31, 2004г.
8. Стихи Н. Поляковой «Твоя Родина», М.Н. Шереметьева «Наш флаг», Н. Тихонова «Красный флаг», Михалкова С.В. «Гимн РФ».
15