Презентация по психологии на тему Наблюдение как метод психологического исследования


Наблюдение как метод психологического исследования Липс Надежда Ивановна, преподаватель педагогики и психологии ЧПК № 2 Содержание Характеристика метода наблюдения;Виды наблюдения;Достоинства и недостатки наблюдения;Процедура наблюдения. Наблюдение – это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях. Научное наблюдение отличается следующими признаками: Наблюдение должно быть направлено на социально-существенные области.Наблюдение должно проводиться организованно и систематизировано.Наблюдение требует максимально широкого сбора сведений.Результаты научного наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению.Наблюдение и обработка его результатов требует от наблюдателя объективности. Предметом наблюдения выступают: поведение; Характер поведения наблюдаемых лиц, объективизация их материальной и духовной деятельности могут исследованы во взаимодействии со специфическими факторами окружающей среды. эмоциональнаяcфера; вербальная и невербальная активность прочие аспекты психического Предметом наблюдения выступают: Классификация видов наблюдения НАБЛЮДЕНИЕ В зависимости от позиции наблюдателя открытое скрытое периодическое лонгитюдное одиночное С точки зрения хронологической организации наблюдения Классификация видов наблюдения НАБЛЮДЕНИЕ В зависимости от активности наблюдателя пассивное активное в естественных условиях в клинических условиях в лабораторных условиях Классификация видов наблюдения НАБЛЮДЕНИЕ В зависимости от регулярности случайное систематическое включённое невключённое Классификация видов наблюдения НАБЛЮДЕНИЕ По упорядоченности сплошное систематическое включённое невключённое выборочное случайное Достоинства и недостатки метода наблюдения ДОСТОИНСТВАБогатство собираемых сведений;Сохранена естественность условий деятельности;Допустимое использование разнообразных технических средств;Необязательное получение предварительного согласия испытуемых. НЕДОСТАТКИСубъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя);Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения;Вследствие пассивности наблюдателя требуются значительные затраты времени. Процедура наблюдения Формулирование исследовательской проблемы, предмета и объекта исследования, цели и ориентировочных заданий наблюдения, поиск базы наблюдения, разработка исследовательской программы, которая оформляется в виде научного документа. подготовительный этап Структура исследовательской программы ЭТАП РАБОТЫ Пример: Наблюдение за внимательностью студентов на протяжении учебного дня. Выбор объекта и предмета наблюдений Предмет: внимательность студентов на лекциях;Объект: группа студентов. Процедура наблюдения Формулирование исследовательской проблемы, предмета и объекта исследования, цели и ориентировочных заданий наблюдения, поиск базы наблюдения, разработка исследовательской программы, которая оформляется в виде научного документа. подготовительный этап Структура исследовательской программы ЭТАП РАБОТЫ Пример: Наблюдение за внимательностью студентов на протяжении учебного дня. Выбор параметров наблюдений, система их кодирования, способов регистрации Параметры и кодировка: количество посторонних разговоров – (число), количество отвлечений – (число); Отстраненный заинтересованный вид – ОВ/ЗВ. Регистрация – непосредственное наблюдение и видеозапись. Процедура наблюдения Формулирование исследовательской проблемы, предмета и объекта исследования, цели и ориентировочных заданий наблюдения, поиск базы наблюдения, разработка исследовательской программы, которая оформляется в виде научного документа. подготовительный этап Структура исследовательской программы ЭТАП РАБОТЫ Пример: Наблюдение за внимательностью студентов на протяжении учебного дня. Выбор временной длительности Длительность – учебный день. Процедура наблюдения Формулирование исследовательской проблемы, предмета и объекта исследования, цели и ориентировочных заданий наблюдения, поиск базы наблюдения, разработка исследовательской программы, которая оформляется в виде научного документа. подготовительный этап Структура исследовательской программы ЭТАП РАБОТЫ Пример: Наблюдение за внимательностью студентов на протяжении учебного дня. Выбор технических средств Видеокамера, листок протокола, ручка. Процедура наблюдения Формулирование исследовательской проблемы, предмета и объекта исследования, цели и ориентировочных заданий наблюдения, поиск базы наблюдения, разработка исследовательской программы, которая оформляется в виде научного документа. подготовительный этап Структура исследовательской программы ЭТАП РАБОТЫ Пример: Наблюдение за внимательностью студентов на протяжении учебного дня. Выбор контролируемых параметров. В ходе наблюдения студенты пребывают в одной аудитории. Процедура наблюдения На этом этапе исследователь получает эмпирический материал, ведёт протокол наблюдения (дополнительный исследовательский документ, в котором фиксируются показатели по всем параметрам наблюдения, с целью их последующего анализа) этап проведения наблюдения Структура протокола наблюдения. УЧАСТНИКИ НАБЛЮДЕНИЯ ПАРАМЕТРЫ НАБЛЮДЕНИЯ внешний вид количество отвлечений количество разговоров I II III IV I II III IV I II III IV 1. Алексей С. ЗВ ЗВ ЗВ ОВ 3 8 4 2 2 3 4 7 2. Процедура наблюдения На этом этапе исследователь осуществляет качественный и количественный анализ результатов, обобщает получены е данные, разрабатывает разнообразные объяснительные схемы, типологии и классификации, интерпретирует полученные результаты. этап обработки и интерпретации результатов Свободное наблюдение(нерегулируемое и нецеленаправленное) – наблюдение, несущее в себе минимум ограничений, касающихся предмета и организационных процедур.Целенаправленное наблюдение – это наблюдение, спланированное в соответствии со стандартизированными требованиями, относительно цели, предмета наблюдения, особенностей организации. Глоссарий Систематическое наблюдение – процедура с высоким уровнем структурирования и обобщения единиц наблюдения, предполагает наличие систем категорий – параметров наблюдения.Несистематическое наблюдение - процедура с низким уровнем систематизации единиц наблюдения, предполагает избирательность параметров наблюдения. Глоссарий Внешнее наблюдение – наблюдатель не взаимодействует с предметом наблюдения, регистрирует его проявления со стороны.Включенное наблюдение - наблюдатель непосредственно включен в круг лиц, за поведенческими проявлениями которых наблюдает. Глоссарий Скрытое наблюдение – наблюдатель не сообщает участникам о процедуре наблюдения, проводит его незаметно.Открытое наблюдение – наблюдатель сообщает участника о процедуре наблюдения. Глоссарий Полевое наблюдение – проводится в условиях обычных для жизни и деятельности участников.Лабораторное наблюдение – проводиться в условиях лаборатории. Глоссарий Лонгитюдное наблюдение – продолжительное наблюдение с одними и теми же участниками.Периодическое наблюдение – это наблюдение на протяжении четко заданных промежутков времени с неоднократными повторными срезами.Одноразовое наблюдение – описание частного случая. Глоссарий Стандартизированное наблюдение – целенаправленное наблюдение, отчет готовится по стандартизированной форме с описанием всех возможных параметров.Нестандартизированное наблюдение – это наблюдение, которое может быть целенаправленным, однако не иметь четких параметров. Глоссарий ЛИТЕРАТУРА: Готтсданкер Ф. Основы психологического эксперимен­та: Учеб. пособие; Пер. с англ.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 464 с.Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и пла­нирование. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2001.-320 с.Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 128 с.Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2002. -381с.КэмпбеллД. Модели экспериментов в социальной психо­логии и прикладных исследованиях. - СПб: «Социаль­но-психологический центр», 1996. - С. 32.Мартин Д. Психологические эксперименты. - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002. - 480 с.Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. - Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-528 с.Фресс Поль, Пиаже Жан. Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1966. -С. 100.