Статья по психологии на тему: Структура и критерии психологического здоровья обучающихся
Структура и критерии психoлогического здoровья oбучающихся.
Внимание к вопросам психoлогического здорoвья в последние годы заметно возрoсло. Закономерно возросло и внимание к здоровью обучающихся. Появившееся понятие здоровьесберегающие технологии в образовании предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.
Задача педагогов шкoлы – полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо.
Существует более 300 oпределений «здoровья». Выделим основные группы, в которых здоровье определяется:
• как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
• как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;
• как целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
Здоровье – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Как известно, психологическое здоровье выступает как одна из важнейших характеристик личности. Оно отражает особенности ее генезиса и психического развития. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих:
гармонию как между различными аспектами внутри человека, так и между человеком и обществом;
возможность полноценного функционирования и развития индивида в процессе жизнедеятельности.
Ключевое слово, характеризующее психологическое здоровье, – это гармония человека как с самим собой, так и с окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.
Каковы же критерии психологического здоровья личности?
- Понимание себя.
- Позитивное самовосприятие.
- Способность к самоуправлению.
- Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.
- Способность к сопереживанию и принятию других.
- Сформированность жизненных ценностей и планов.
- Стремление к гуманистическим ценностям.
Для эффективной организации психологической поддержки надо определить факторы риска нарушения психологического здоровья детей.
Одним из важнейших факторов риска психологического здоровья является межличносный конфликт, в котором участвует субъект.
Общеизвестно, что внутриличностный конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации и усилением психологического стресса.
Конструктивный конфликт является одним из механизмов развития личности, приобретение новых черт, ценностей, новых адаптивных умений, адекватной самооценки, самореализации, положительных переживаний.
Деструктивный конфликт перерастает в жизненные кризисы, ведет к развитию невротических реакций, угрожает эффективности деятельности, тормозит развитие личности, является источником неуверенности и неустойчивости поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, смысла жизни, деструкции существующих межличностных отношений, агрессивности.
Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротической тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При постоянном неразрешенном конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чувство беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще больше усиливает психологический конфликт. Таким образом, стойкое повышение уровня тревоги, то есть тревожность ребенка, является показателем наличия деструктивного внутреннего конфликта, а в итоге показателем нарушения психологического здоровья.
Второй фактор риска психологического здоровья современных детей – школьная тревожность.
Необходимо иметь в виду, что тревога не всегда проявляется явно и нередко обнаруживается только при глубоком изучении личности ребенка.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения. Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия с различными компонентами школьной образовательной среды.
Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание - это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность.
Что же способствует формированию школьной тревожности и ее закреплению? Можно выделить несколько факторов. В их число входят:
- учебные нагрузки;
- неспособность учащегося справиться со школьной программой (может быть вызвана различными причинами: повышенным уровнем сложности учебных программ, не соответствующих уровню развития детей; недостаточным уровнем развития высших психических функций, педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя; психологическим синдромом хронической неуспешности);
- неадекватные ожидания со стороны родителей (прежде всего ожидания, касающиеся школьной успеваемости). Чем больше родители ориентированны на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребенка тревожность;
- неблагоприятные отношения с педагогами (стиль взаимодействия учителя с учениками, завышенные требования учителя, избирательное отношение к ребенку, нарушающему правила поведения на уроке;
- регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
- смена школьного коллектива или неблагоприятные отношения в коллективе (благополучные отношения с одноклассниками являются важнейшим ресурсом мотивации посещения школы). Сохранить психическое и психологическое здоровье у ребенка можно в том случае, если есть благоприятный психологический климат в коллективе.
Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.
Благодарю за внимание и желаю Вам здоровья души и тела.