Марина Цветаева. Жизнь и судьба. Лирика особенности образа лирического героя. Тема трагической судьбы. Россия, любовь в поэзии Цветаевой.
Дата:
Тема : Марина Цветаева. Жизнь и судьба. Лирика особенности образа лирического героя. Тема трагической судьбы. Россия, любовь в поэзии Цветаевой.
Тип урока : комбинированный
Цель: (формирование, овладение, развитие) и задачи урока (учить, развивать, воспитывать)
1).познакомить учащихся с личностью поэтессы, ее творческим наследием;
2).совершенствовать самостоятельную работу в малых группах на основе опережающих заданий по теме урока;
3).совершенствовать работу над развитием темы Родины в русской поэзии начала XX века;
4).формировать у обучающихся представление о судьбе творческой личности в тоталитарном государстве.
Умения (У): анализ-ть стих-ия ,нах-ть ср. выраз-ти
Знания (З): содерж-е стих-ий
Оснащение : книги,тетради,доклады,проектор
Методы обучения: беседа, исследовательский – работа над сравнительным анализом стихотворений, диалогический – индивидуальные и групповые задания по теме.
Структура урока
Ход урока
1.Орг. момент. Мотивация изучения темы.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (Проверка домашнего задания).
(Выступл. студ-ов: доклады,поэтич.пятим-ка) (опереж.задание).
Словарная работа
Метафора – троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов.
Сравнение –слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.
Сопрано - самый высокий женский голос.
Ария - развитой вокальный эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра, обладающий широкораспевной мелодией и завершенностью музыкальной формы.
Растушка - короткая палочка из бумаги или замши с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании пастелью и другими мягкими материалами.
Подрамник - деревянный прямоугольный каркас, на который натягивается холст, на котором затем пишется картина. Законченная картина на подрамнике вставляется в багет.
Лабаз-1.помещение для торговли зерном, мукой, а также для хранения зерна, муки .2. навес, настил. охотничий л.
Дактиль-трехсложная стихотворная стопа с ударением на первомслоге.
Эпиграф урока
Разбросанным в пыли по магазинам.(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
М. Цветаева (1913)
3.Усвоение новых знаний.
Слово учителя.
Тема взаимоотношений поэта и государства очень болезненная для многих поколений русских писателей и поэтов. Значительное место на уроке занимает чтение стихотворений Марины Цветаевой – от первых, юношеских «Моим стихам, написанным так рано…» до философских «Тоска по Родине! Давно…» и «Россия моя, Россия, зачем так ярко горишь?»
Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве в семье профессора Московского университета, основателя и директора Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) Ивана Владимировича Цветаева. Мать – Мария Александровна Мейн – из обрусевшей польско-немецкой семьи, одна из одаренных учениц Николая Рубинштейна. «Мама и папа были совершенно непохожие. У каждого своя рана в сердце. У мамы – музыка и стихи, у папы - наука».
О своем рождении Марина Цветаева написала в стихотворении:
Красною кистью рябина зажглась,
Падали листья, я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний Иоанн Богослов.
(Студ-ка читает стихотворение «Красною кистью…»)
Из-за болезни матери семье часто приходилось переезжать с места на место, в том числе и за границу. Детство Марины прошло в Трехпрудном переулке в Москве и на даче, на Оке, близ города Таруса Калужской губернии. В 16 лет Марина совершила свою первую самостоятельную поездку – в Сорбонну, где прослушала курс истории старофранцузской литературы. В то же время она помогала отцу в создании музея – «любимого детища семьи». После смерти матери Марина, прекрасно владевшая немецким и французским языками, практически вела всю иностранную переписку отца.
Сестры Марина и Анастасия осиротели рано. Мать скончалась от туберкулеза, когда старшей было 14 лет, а младшей – 12. Летом 1906 года, возвращаясь после очередного лечения, не доехав до Москвы, Мария Александровна умирает.
Начала печататься в 16 лет, до революции в России вышли три книги ее стихов: «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912), «Из двух книг» (1913). Первый поэтический сборник издан в 1910 году, когда Марина учится в гимназии. Во время поездки в Коктебель она знакомится с Максимилианом Волошиным.
В 1913 году умирает отец Иван Владимирович.
Главное достоинство первых поэтических сборников «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» состоит в том, что в них обнаружилось драгоценнейшее качество ее как поэта – тождество между личностью и словом. Максимиан Волошин высоко оценил первый поэтический сборник, заявив:
Ваша книга – это весть «оттуда»,
Утренняя, благостная весть…
Я давно уж не приемлю чуда…
Но как сладко слышать: «Чудо есть!»
(Студ-ка читает стихотворение «Идешь на меня похожий»)
В 20-е годы были изданы две книги с одинаковым названием «Версты», в которых была собрана лирика 1914-1921 годов. Одна из книг не получила признания не только среди читателей, но и в поэтических кругах.
(Студ-ка читает стихотворение «Кто создан из камня…»)
История любви Марины Цветаевой и Сергея Эфрона(заслушивание индивидуальных заданий).
В Коктебеле происходит знакомство с будущим мужем Сергеем Эфроном, которому 17 лет. Через полгода они поженились. В 1912 году выходит вторая книга стихов «Волшебный фонарь» и рождается первая дочь Ариадна. Цветаева адресовала Сергею Эфрону более 20 стихотворений. Вот строки из письма Марины: «Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне, он блестяще одарен, умен, благороден. Душой, манерами, лицом – весь в мать. А мать его была красавицей и героиней». Она потонула в счастье, верила в сказочность жизни и вечность любви. Любовь изменила внешность и озарила поэзию Марины Цветаевой.
(Студ-ка читает стихотворение «Ждут на пыльные дороги»)
В облике Сергея отразились великолепные и достойные лики героев из прошлого, поэтому стихотворение, написанное 26 декабря 1913 года, адресовано Цветаевой генералам двенадцатого года, но посвящено мужу:
Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб.
Начало развития темы России в творчестве М. Цветаевой связано с Москвой, в которой она чувствовала себя легко и счастливо, несмотря на переживания и жизненные неудобства. Цикл стихов о Москве – это Москва Марины Цветаевой: старинная и величественная, гордая и героическая, традиционная и народная.
Годы эмиграции и изгнания 1922-1939 г.г. Муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон был офицером, воевал в добровольческой армии и эмигрировал вместе с остатками этой армии. Неприятие сборника «Версты» и ощущение ненужности в России, неизвестность судьбы мужа, бытовая неустроенность, смерть дочери, голод послужили главными причинами ее эмиграции.
Цикл стихов «Лебединый стан» посвящен Белой армии. Это реквием обреченной жертвенности белому движению, реквием скорбному пути мужа. Они встретились в Берлине, переехали в Прагу, где прожили три года, а потом уехали во Францию, где прожили тринадцать с половиной лет.
Трагедия потери Родины выливается в эмигрантской поэзии Цветаевой в противопоставление себя – русской – всему нерусскому и потому чуждому. Индивидуальное «я» становится частью единого русского «мы»:
Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?
Главный мотив – трагическое звучание потери Родины, сиротства, а особенно – тоска по Родине:
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина.
(Студ-ка читают стихотворения «Тоска по Родине! Давно…» и«Родина»)
Марина Цветаева мечтала вернуться на Родину, но больше всего вернуть историческую Родину сыну Георгию (родился в 1925 году).
(Студ-ка читают стихотворения из цикла «Стихи к сыну»)
Старшая дочь Ариадна Эфрон, выросшая, по словам Марины Цветаевой, из ее стихов, разделившая с матерью все ее горести и беды и сполна испившая горя своего (8 лет сталинских лагерей, 6 лет ссылки – и только потом реабилитация), писала: «…Нужно было столько пережить и перестрадать, чтобы дорасти до понимания собственной матери».
4.Закрепление.
Работа по теме Родина в лирике М. Цветаевой.
План раскрытия темы Родины в лирике М. Цветаевой
«РОССИЯ моя, РОССИЯ, зачем так ярко горишь?»
1.
Трагедия потери Родины выливается в эмигрантской поэзии Цветаевой в противопоставление себя – русской – всему нерусскому и потому чуждому. Индивидуальное «я» становится частью единого русского «мы» (стихотворение «Лучина», 1931).
«России меня научила революция». Россия всегда была в ее крови – с ее историей, бунтующими героинями, цыганами, церквями и Москвой, в которой всегда ощущала себя детищем города, «отвергнутого Петром».
Главный мотив стихов Марины Цветаевой периода эмиграции – трагическое звучание потери Родины, сиротства, а особенно – ТОСКА ПО РОДИНЕ (стихотворение «Тоска по Родине! Давно…», 1934). Верность традиции быть всегда рядом с Россией даже тогда, когда это невозможно. В поэзии М. Цветаевой воплощалась любовь к русской речи, ко всему русскому. Мечта поэтессы состояла в том, чтобы возвратить своему сыну родину – его Россию («Стихи к сыну»).
«Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови». Дорогой ценой купленное отречение в дальнейшем помогло Цветаевой прийти к постижению ПРАВДЫ ВЕКА.
«Всякий поэт по существу эмигрант, даже в России» (статья «Поэт и время»).
5.Рефлексия учебной деятельности (личностные, метапредметные,предметные результаты).
- Сегодня я узнал…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Я понял, что…
-Теперь я могу…
-Я почувствовал, что…
-Я приобрел…
-Я научился…
-У меня получилось …
-Я смог…
6.Подведение итогов занятия.
Цветаева всегда ощущала свое одиночество — и в среде эмиграции, где большинство отвернулось от нее из-за открыто просоветской позиции ее мужа С.А. Эфрона. И в чисто поэтическом отношении —.она была вне школ, вне направлений, не имела последователей и учеников. В 1931 г. в стихотворении «Страна» Цветаева выразила тоску по России, по той России, которую уже не вернуть:
Поэзия Цветаевой очень исповедальна, личностна, это своеобразный дневник, в котором поэтесса запечатлелакаждое свое душевное переживание. Поэтесса изображает несчастливую любовь, заканчивающуюся разлукой, расставанием, изменой. Стихи Цветаевой исповедальны, очень личностны.
7.Задание на дом.
Р/р. Сочинение по творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой.