Методические рекомендации Подготовка к олимпиаде по литературе. План анализа лирического произведения


План анализа лирического произведения
Название, автор, время создания (что волновало автора в то время, если известно).
Жанровое своеобразие (стихотворение, послание, элегия, ода, лирическая миниатюра, сонет, песня, гимн, романс, эпиграмма).Принадлежность к тематической группе (пейзажная лирика, философская лирика, гражданская лирика, лирика любви и дружбы).
Тема, мотивы, пафос, идея. (О каких явлениях жизни говорит поэт? Каковы чувства и мысли лирического героя? Какую важную мысль автор хотел донести до читателя? Каким главным чувством пронизано стихотворение? Пафос драматический, трагический, героический, сатирический, сентиментальный, романтический, утверждающий, отрицающий, возвышающий).Композиция. (Из каких смысловых частей состоит произведения? Как эти части соотносятся? Они противопоставляются или сопоставляются? С чего начинается и чем заканчивается стихотворение?)Строфика (двустишие, трехстишие, четырехстишие и т.д.), рифма (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая), способ рифмовки (парный, перекрестный, кольцевой), размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Их роль. Что они вносят в стихотворение?
Звукопись (ассонанс и аллитерация), ее роль.
Анализ морфологического уровня. Какие части речи преобладают и почему?
Средства художественной выразительности. (Какими художественными средствами передаются мысли, чувства лирического героя?) Тропы: эпитет, сравнение, метафора (метонимия и синекдоха), олицетворение, аллегория, символ, ирония, гипербола, литота, перифраз и др. Поэтический синтаксис и фигуры речи: риторические вопросы, восклицания, обращения; повторы (анафоры, эпифоры, рефрены), градация, антитеза, оксюморон, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм, инверсия, парцелляция, фигура умолчания, эллипсис (пропуск, обозначаемый с помощью тире) и др.Лексические средства выразительности художественной речи. Есть ли в стихотворении диалектизмы, профессионализмы, неологизмы (в том числе авторские окказионализмы), фразеологизмы, омонимы, синонимы, антонимы, устаревшая лексика (архаизмы(старославянизмы) и историзмы)? Слова низкой или высокой стилистической окраски? С какой целью они используются автором?
С какими стихотворениями этого или другого автора перекликается данное стихотворение и в чем? (Общие темы, мотивы, образы, символы и др.)
Какое впечатление произвело на тебя это стихотворение? Что стало для тебя важным и новым? Какие мысли, ассоциации у тебя появились после прочтения и анализа стихотворения?