Разработка урока изобразительного искусства 5 класс Жостовский поднос

Предисловие

Тема приобщения учащихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике . Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей родине, к ее историческому прошлому . к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству. Приобщая к народному искусству , можно развить не только духовно- нравственную, но и творчески мыслящую личность. Народное искусство – богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии. Изучение народных промыслов позволяет воспитать у детей определенную культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он создавал не только нужные ,полезные , но и красивые выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус. Человек обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно поэтому роль народного декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании просто неоценима.
Формирование познавательного интереса детей к народному творчеству и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий.
Урок- сообщение новых знаний
а) «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие . Народные промыслы
родного края.»
Урок- лекция с использованием фильма « В музеях народной игрушки, народные
росписи Урала и Приуралья»
2. Комбинированные уроки
а) сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями
« Древние образы в современных игрушках. Дымковская игрушка.»
«Искусство Городца.»
б) сообщение новых знаний + практикум: импровизация
«Искусство Жостова. Истоки .Современное развитие промысла.»
« Искусство Гжели»
3.Обобщающий урок:
а) Урок- игра + путешествие.
« Народные промыслы у нас в гостях.»








Класс: 5
Тема учебной четверти: «Связь времен в народном искусстве»
Тема урока : Искусство Жостова. Истоки.Современное развитие промысла.

.Цели учебного занятия: (образовательная, развивающая, воспитательная)
1. Познакомить учащихся с историей художественного промысла производства подносов Жостово. Рассказать о разнообразии форм подносов и вариантов построения цветочных композиций.
2. Развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус.
Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами (кистью и красками).
3. Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, её истории, традициям.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Вид учебного занятия: сообщение новых знаний + практикум: импровизация Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Оборудование: проектор, экран, художественные материалы;
Дидактические материалы к учебному занятию:
1. Иллюстрации с изображением жостовских подносов.
2. Шаблоны форм подносов.
3. Презентация «Жостовские подносы»
Музыкальный ряд:
Русская народная музыка

Литературный ряд:
Н.И.Бедник Цветы на подносе. Ленинград «Художник РСФСР» ,1986
А. Рогов Кладовая радости.Москва. «Просвещение» ,1992
Ход учебного занятия:
1. Организация начала урока 2 мин.
Цель этапа: Подготовка учащихся к работе


Компетенции
методы
формы
Используемые ЦОР

знания
умения




Организация внимания и внутренней готовности
Умение организоваться
словесный
фронтальный


Деятельность учителя
Деятельность ученика

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку
Подготовка к работе



2. Изучение нового материала 15 мин.
Цель этапа: Познакомить учащихся с историей художественного промысла, разнообразием форм и вариантами построения цветочных композиций, особенностями письма жостовского промысла.





Компетенции
методы
формы
Используемые ЦОР

знания
умения




Знание истории промысла, основных приёмов жостовской росписи, композиции жостовского подноса
Умение отличать особенности росписи
Словесный (рассказ, беседа), иллюстративный
Коллективная
Мультимедийная презентация «Жостовские подносы»

Деятельность учителя
Деятельность ученика

Промысел металлических подносов, расписанных масляными красками и покрытых лаком, возник в начале 19 –го века в Троицкой волости Московской губернии. В деревне Жостово братьями Вишняковыми была открыта мастерская, а позже была образована Жостовская фабрика декоративной росписи. Поднос украшает цветочная роспись. Крупные цветы окружены более мелкими и связываются между собой гибкими стеблями и листьями. Золотой орнамент по краю подноса завершает праздничную композицию цветочного букета. В изображении цветов и листьев мастера Жостова тонко прописывают форму растений, они знают и любят цветы и травы. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов. Роспись выполняется в несколько приемов.      Начинается она с ,,замалевки": разбеленными красками намечается общий силуэт изображения (цветов и листьев), расположение основных пятен. ,,Замалеванные" подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

Следующим приемом на просохшем замалевке лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием "тенежка" выявляет теневые места растений.
Затем следует "прокладка" - плотное письмо яркими красками, наиболее ответственный этап живописи. Формы букетов обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции.
После этого следует ,,бликовка", то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подцвеченных), уточняющих все объемы - операция завершает лепку форм, их условную материальность. .

Последующая операция "чертежка" размещает детали, быстро и легко очерчивает лепестки и листья, прожилки и семенца в чашечках цветов, выразительно подчеркивая по контрасту их сочную живопись.
Завершает письмо "привязка" - тонкие травка и усики, объединяющие все изображение в букете и мягким переходом связывающие его с фоном.
Показ основных приёмов росписи, объяснение композиционного построения различных подносов.



3. Усвоение новых знаний 20 мин
Цель этапа: Формирование навыков работы с художественными материалами (красками и кистью).



Компетенции
методы
формы
Используемые ЦОР

знания
умения




Композиционно- го построения букета
Навыки работы кистью,
Решение колористических задач.
Словес- ный (объяснение), иллюстративный
индивидуальная


Деятельность учителя
Деятельность ученика

Постановка изобразительных задач.
Из заранее приготовленных загрунтованных листов вырезать форму подноса (по выбранному шаблону) и выполнить на ней цветочную композицию.
Индивидуальная работа.
Выполнение изображения подноса по мотивам жостовской росписи.


4. Закрепление 8 мин.
Цель этапа: Закрепление знаний о промысле. Оценка творческих работ учащихся.



Компетенции
методы
формы
Используемые ЦОР

знания
умения




Знания этапов и приёмов росписи
Оценивать свою работу и работу товарища
Выстав- ка детских работ,
кроссворд

Коллективная и индивидуальная
Мультимедийная презентация «Жостовские подносы»

Деятельность учителя
Деятельность ученика

Предложение решить кроссворд по теме «Жостовские подносы»
Организация выставки детских работ.
Решение кроссворда.
Обсуждение работ (рассказать о своей работе, какая работа понравилась, что было сложно в работе, что удалось)




15