Урок по изобразительному искусству Перспектива в жанрах изобразительного искусства

Открытый урок по изобразительному искусству.
6 класс.
Тема: «Перспектива в жанрах изобразительного искусства».
(Повторение прошлого материала и объяснение нового, подготовленные детьми сообщения и проверка знаний сопровождаются электронной презентацией).
Цели:
Повторить знания за прошлые учебные занятия (жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, сатирические образы человека);
Расширить знания учащихся о перспективе как о науке. Изучить способы передачи глубины пространства в искусстве;
Познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности;
Дать понятие точки зрения, линии горизонта и точки схода;
Познакомить с обратной перспективой и способами искажения перспективных сокращений (сферическая перспектива и монументальная скульптура);
Познакомить с творчеством выксунских художников и их умением передавать перспективу в своих работах;
Учить изображать предметы с соблюдением правил перспективы;
Повторить понятия: «рисование по памяти», «рисование по представлению» и «рисование с натуры»;
Совершенствовать технику работы акварельными красками.
Задачи:
1. Обучающие: научить передавать трёхмерное пространство в картинах, используя при этом правила как линейной, так и воздушной перспективы, учить анализировать произведения изобразительного искусства.
2. Воспитывающие: воспитывать любовь к искусству в целом, уважение к творчеству художников г.Выкса, аккуратность, трудолюбие, эстетический вкус.
3. Развивающие: развивать общий кругозор, внимание, наблюдательность, творческий подход к работе.

Оборудование для учителя: компьютерная электронная презентация (компьютер и проектор), образцы работ самого учителя: точное копирование картин Поленова «Заросший пруд» и Волкова «Первый снег», белый лист формата А2 для показа работы с детьми, краски, кисти, баночка для воды, палитра, музыка (классика), репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» в натуральную величину, выставка книг о художниках, дизайнесркий проект «Большая Лебединка» (макет реконструкции озера «Лебединка» в парке города Выкса).

Оборудование для учащихся: клеёнки на каждой парте, баночки для воды, альбомы, кисти, краски, палитра, дневники.

Тип урока: комбинированный.

План урока:
Организационный момент (1 – 2 мин).
Повторение материала с прошлых учебных занятий (жанры изобразительного искусства) (5 минут).
Изучение нового материала (педагог + ученики) (10 минут).
Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя (15-20 мин.).
Подведение итогов урока. Выставка работ учащихся (5-8 минут).

Ход урока:
1. Организационный момент и объявление темы урока.
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока: «Перспектива в жанрах изобразительного искусства» (слайд №1) (Тема урока записывается, если учащиеся ведут тетради). В начале урока мне бы хотелось зачитать замечательные слова Томаса Манна об искусстве в целом:
«Искусство – самый прекрасный, самый строгий и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству» (слайд № 2).
Но прежде, ребята, чем мы с вами начнем говорить о столь сложной науке как перспектива, давайте вспомним некоторые моменты с предыдущих уроков.
2. Повторение материала с прошлых учебных занятий.
Учитель. На прошлых уроках, ребята, мы с вами изучали жанры изобразительного искусства и говорили о том, что их значение довольно велико для искусства в целом. Давайте вспомним, какие жанры ИЗО мы знаем?
Учащиеся. Натюрморт (это композиция из неживых предметов), пейзаж (изображение природы в различных её состояниях), портрет (изображение головы человека в анфас, профиль или три четверти), сатирические образы человека или шарж («доброе высмеивание» черт лиц, характера, образа жизни, увлечений человека).
Учитель. Молодцы, ребята! А теперь мы внимательно смотрим на слайд, в котором прописаны все основные жанры изобразительного искусства (слайд № 3) – портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, мифологический жанр, шарж, бытовой жанр, батальный жанр, анималистический жанр. Скажите, какие жанры мы с вами ещё не проходили, но которые присутствуют на слайде?
Учащиеся. Исторический жанр, мифологический жанр, бытовой жанр, анималистический жанр.
Учитель. Верно, ребята! С этими жанрами изобразительного искусства мы познакомимся чуть позже, ближе к 7 классу. И для того, чтобы закрепить уже имеющиеся знания о жанрах ИЗО, предлагаю вам по изображениям, данным на слайдах, определить, какой жанр на них изображён. Итак, первое изображение (слайд № 4) (ответ детей – натюрморт), второе изображение (слайд № 5) (ответ детей – пейзаж), третье изображение (слайд №6) (ответ детей – портрет) и четвертое изображение (слайд № 7) (ответ детей – сатирические образы человека или шарж).
3. Изучение нового материала.
Учитель. Так или иначе, ребята, в любом из жанров изобразительного искусства присутствует перспектива. И прежде, чем её применять в творческих работах, необходимо узнать, какая наука является перспективой и для чего она нужна (слайд №8). Перспектива («смотреть сквозь») – это наука об изображении пространственных объектов с кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и цвета (слайд № 9) (ребята записывают определение, если они ведут тетради).
Наука «Перспектива» включает в себя 5 основных элементов, которые в полной мере характеризуют перспективу и её значение: 1. Основные законы перспективы. 2. Понятие «прямая линейная перспектива». 3. Понятие «обратная перспектива». 4. Сферическая перспектива. 5. Искажение перспективы и ее необходимость (слайд № 10).
А теперь, ребята, заслушаем сообщения в виде электронных презентаций, которые для вас подготовили ваши одноклассники.
Учащиеся. Ученик 1. «Леонардо да Винчи о перспективе» (слайд № 11).
Леонардо да Винчи внёс большой вклад в учение о перспективе, именно он является основоположником законов окружающей действительности, характеризующейся трёхмерным пространством (слайд № 12). Леонардо да Винчи открыл линейную и воздушную перспективу (слайд № 13). Линейная перспектива предполагает уменьшение предмета при удалении его от глаза наблюдателя, при этом натуральный размер самого предмета не изменяется. Другими словами, вблизи предметы крупнее, вдалеке меньше (слайд № 14). Построение линейной перспективы предполагает наличие линии горизонта и точек схода для лучшего понимания перспективных сокращений (слайд № 15). Линия горизонта может быть низкой, средней и высокой (слайд № 16). Учитель общается с учеником о линии горизонта, задает несложные вопросы (Вопрос: «Что значит, если в картине присутствует низкая линия горизонта?». Ответ: «Плоскость неба изображается больше, а земли или воды меньше». Вопрос: «Что значит, если в картине присутствует средняя линия горизонта?» Ответ: «Это значит, что плоскости неба и земли находятся в равных пропорциях». Вопрос: «Что значит, если в картине присутствует высокая линия горизонта?» Ответ: «Это значит, что плоскость неба значительно меньше, чем плоскость земли или воды». Вопрос: «Какая из линий горизонта наиболее предпочтительнее?» Ответ: «Низкая или высокая, так как именно они дают возможность изобразить интерес в картине и сделать ее завораживающей, а не скучной»).
Точки схода (слайд № 17). Их может быть как одна, так и две. Всё зависит от точки зрения наблюдателя. Показ рисунка линейной перспективы Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» (слайд № 18). Воздушная перспектива предполагает изменение цвета предмета при его удалении от глаза наблюдателя, при этом цвет самого предмета остается неизменным. Другими словами, вблизи предметы ярче, насыщеннее и контрастнее, а вдалеке бледнее, отсутствует контраст и теряется насыщенность (слайд № 19). Пример воздушной перспективы в картине Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» (слайд № 20). Умение сочетать линейную и воздушную перспективу дает возможность художнику передать трехмерное пространство в картине, пример картины Леонардо да Винчи «Вакх» (слайд № 21). Пример сочетания линейной и воздушной перспективы в картине «Дева и младенец со св. Анной» (слайд № 22), «Мадонна младенца» (слайд № 23), «Мона Лиза» (слайд № 24) (переключение внимания детей с помощью учителя на репродукцию картины да Винчи «Мона Лиза», можно проговорить законы линейной и воздушной перспектив, которые художник мастерски передал на своем полотне), «Тайная вечеря» (слайд № 25). Леонардо да Винчи говорил: «Самым главным в живописи является то, что тела, ею изображенные, кажутся рельефными, а фоны, их окружающие, со своими удалениями кажутся уходящими вглубь стены, на которой вызвана в жизни такая картина посредством трёх перспектив, то есть: уменьшением фигур тел, уменьшением их величин и уменьшением их цветов. Из этих трёх перспектив первая происходит от глаза, а две другие произведены воздухом, находящимся между глазом и предметами, видимыми этим глазом» (слайд № 26). Спасибо за внимание.
Учитель может оценить ребенка сразу после его выступления и поставить отметку.
Ученик 2. «Обратная перспектива» (слайд № 27). Древнерусские живописцы в иконописи, фресках, миниатюре разработали свое видение перспективы, которое было обусловлено божественным взглядом из вне на молящегося перед иконой, то есть в обратной перспективе. В России обратную перспективу использовали Андрей Сапожников, Алексей Венецианов. Андрей Рублев (слайд № 28). В случае "правильной" перспективы, линии сходятся в точку, которая лежит в "глубине" картины. Именно так мы и воспринимаем предметы. В случае обратной перспективы, все происходит как раз наоборот - линии сходятся в точке, которая лежит "вне" картины. Прием этот имеет символический смысл. Во-первых, он призван показать неземную сущность бытия, в котором существуют персонажи иконы. А во-вторых, схождение линий в пространстве зрителя как бы демонстрирует нам благодать изливающуюся из мира горнего в наш мир (слайд № 29). Пример обратной перспективы в иконе Андрея Рублева «Троица Ветхозаветная» (слайд № 30 и № 31). В иконах и фресках обратная перспектива позволяет передать впечатления того, что образы святых смотрят на зрителя, а не зритель смотрит на них, как это бывает в обычных картинах с прямой перспективой (слайд № 32).
Ученик № 3. Сферическая перспектива (слайд №33). Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность (слайд №34). Пример сферической перспективы, сделанной объективом фотоаппарата (слайд № 35). В своих работах использовал сферическую перспективу Кузьма Петров-Водкин (слайд № 36). У него стремительно проявляется возникшее еще в юности отношение к земному пространству. Однажды во время прогулок по холмам над Волгой, близ родного Хвалынска, он нечаянно упал: "Когда я падал наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал... Я увидел землю, как планету. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме" (слайд № 37). Элементами сферической перспективы можно считать: резкое смещение ближнего и дальнего планов, создающее "эффект присутствия" зрителя внутри, в центре изображенного на полотне;построение изображения по наклонным осям, рождающее ощущение вращения земной поверхности (слайд № 38). Пример работы К. Петрова-Водкина «Купание красного коня». Всё полотно является прекрасной иллюстрацией сферической перспективы: озеро круглое, что подчеркивается фрагментом берега в верхнем правом углу, оптическое восприятие чуть искажено (слайд № 39). Теория сферической перспективы – это подобие экрана, на котором художник проецирует не только то, что он видит, но и то, что представляет, то есть воображаемый мир (слайд № 40).
Ученик 4. «Перспектива в монументальной скульптуре» (слайд № 41). Искажают перспективу и скульпторы- монументалисты, которые создают свои произведения на высоких пьедесталах. Как правило, увеличению поддаются наиболее удаленные от зрителя элементы (слайд №42). Пример монументальной скульптуры президентов США (слайд № 43). Увеличение элементов монументальной скульптуры нарушает наше восприятие прямой перспективы, так как размер скульптур значительно больше, нежели натуральный размер того объекта, с которого выполняют скульптурную композицию (слайд № 44). Пример: Мамаев Курган, статуя Родины-Матери в Волгограде. Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина.
Искажение перспективы выполняется для того, чтобы скульптурные изображения можно было наблюдать издалека (слайд №45). Пример: Рабочий и колхозница, работа В.И.Мухиной. Монументальная скульптура и ее искаженное перспективное восприятие позволяет наблюдать скульптурную композицию с многочисленных точек зрения, причём «объёмные» её размеры дают возможность лучшего обзора с далеких расстояний (слайд № 46).
Учитель. Далее, ребята. Попробуем с вами закрепить те знания о перспективе, которые вы сегодня получили. На слайде будут высвечиваться вопросы и варианты ответов. Ответов может быть как один, так и два. Итак, вопрос № 1: «Какие виды перспективы бывают?», варианты: а) линейная, б) водная, в) воздушная (слайд № 47). Вопрос № 2: «Какая линия горизонта бывает?», варианты: а)низкая, б)высокая, в) нулевая (слайд № 48). Вопрос № 3: «Где чаще всего используется обратная перспектива?», варианты: а) иконы, б) фрески, в) портрет (слайд № 49). Вопрос № 4: «Кто в своих работах любил использовать сферическую перспективу?», варианты: а) Кузьма Петров-Водкин, б) Леонардо да Винчи, в) Андрей Рублев (слайд № 50). Вопрос № 5: «В каком городе находится монументальная скульптура Родины-Матери на Мамаевом кургане?», варианты: а) С.-Петербург, б) Москва, в) Волгоград (слайд № 51).
Учитель организует самопроверку по слайду № 52, где даны верные ответы и оценивает учащихся.
Далее учитель ведет речь о живописных работах выксунских художников Крёкине В.В. и Пителине П.В., вместе с детьми прослеживает применение перспективы, как линейной, так и воздушной в их картинах (слайды № 54 - № 61).
Перспективные сокращения можно увидеть не только в живописных работах художников, но и на дизайнерских макетах и любительских фотографиях, отражающих окружающую действительность (слайды № 62 - № 64 «Большая Лебединка», слайды № 65 - № 67 «Парк г.Выкса»).
4. Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.
Перед работой вспомнить с учениками, что значит рисовать по памяти, представлению и с натуры, проговорить все необходимые для живописи законы перспективы вслух, проанализировать собственные работы и копии с картин художников.
Самостоятельная работа выполняется под руководством учителя, проговаривается расположение листа (горизонтальный или вертикальный), выбор линии горизонта, количества точек схода, цветовая гамма. Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1. контроль рабочего места, 2. контроль правильности выполнения приемов работы, 3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, 4. контроль объема и качества выполненной работы.
5. Подведение итогов работы.
Учитель просит поднять учащихся вверх свои работы, выбирает наиболее удачные и просит выйти, чтобы показать их всему классу. Ребят можно оценить с помощью одноклассников.



















15