Решение педагогических ситуаций: Особенности познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста развити


Решение педагогических ситуаций: «Особенности познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
Луценко О.В.
1. «Дети старшей группы в процессе игры решили сделать плотину через мелкий ручей. Они спрашивают воспитательницу, из чего можно сделать плотину. Педагог предлагает ребятам подумать вместе с нею, но не дает готового решения задачи.
Дети начинают предлагать разные способы. Они решают использовать песок и пробуют засыпать ручеек песком, но убеждаются, что он быстро размывается течением и пропускает воду. Затем пробуют засыпать ручей землей, но и ее размывает быстро текущая вода. «Что же может задержать воду?» -- встает практический вопрос перед детьми». («Дошкольная педагогика», под ред. Ш. И. Ганелина. М., Учпедгиз, 1946, стр. 216.)Почему педагог не дает готового решения задачи, вызвавшей у детей интерес?
Не давая готового ответа на вопрос детей, педагог тем самым побуждает воспитанников к самостоятельному нахождению ответа, поддерживает дальнейший интерес, способствует тому, чтобы дети проявили свои знания, опыт, совершили различные практические действия (проведение опытов с песком, землей и т.п.) для получения результата (как положительного, так и отрицательного), получили эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Как должен поступить педагог, чтобы помочь детям в решении практической задачи, вставшей перед ними?
Педагог может предложить детям поэкспериментировать с другими материалами и предметами но, не говоря конкретно с какими («Давайте посмотрим вокруг, может быть ещё что-то можно использовать?»), поддерживать общение с детьми, побуждать детей советоваться друг с другом. Задавать вопросы: почему так происходит? какие свойства земли, песка, камня и т.п. вы можете отметить? Провести обобщающую беседу. Похвалить детей за их настойчивость, стремление найти правильный ответ на их вопрос.
2. В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их хорошо рассмотреть.
Однако, когда на занятии в младшей группе зашла речь о птицах, дети не смогли рассказать о попугае: какие у него перья, клюв и т. д.
1. Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны?
Нельзя говорить, что маленькие дети не наблюдательные. Детям в этом возрасте интересны окружающие их предметы, тем более объекты живой природы. Маленькие дети стремятся погладить кошку или собаку, прижать их к себе. Все живое вызывает искренний восторг у детей.
2. Чем объяснить неумение детей рассказывать о попугае?
Из данной ситуации можно сделать вывод, что с детьми не организовывалось наблюдение, (рассматривание) за попугаями, не обратили внимание детей на птиц (приходя в детский сад либо уходя из него), детям не рассказывали о них. Таким образом, взрослые (педагоги, родители) не расширяли кругозор детей об окружающих предметах (объектах), не обогащали словарный запас детей, не подкрепляли их чувственный опыт от общения с живой природой.
3. Как следует организовать наблюдения детей в процессе их обучения и воспитания?
Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.
В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости попугаи, а можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей, прежде всего, привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению, а затем обращает внимание детей на то, как ест животное (птичка), смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие, части животного, птицы, тем самым расширяя словарный запас, формирует умение понимать вопросы, давать на них ответы.
Большое значение при этом имеют приемы, обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки. Например, для того чтобы малыши знали, какие у попугая перышки, им предлагают осторожно его погладить и определить, пушистые или гладкие они. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, почирикать как птичка и т. д. В дальнейшем, в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого.
Обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на сравниваемые признаки. С трех лет можно включать отдельные поисковые действия (во время кормления предложить разный корм – и после наблюдения, спросить , что больше всего понравилось попугаю (щенку, котенку и т.п.). Во время наблюдения важно чтобы дети вели себя естественно, свободно, получали удовольствие, положительные эмоции от общения с объектами природы. В конце наблюдения можно прочитать стихотворение, спеть песенку, поиграть в игру, где действует персонаж наблюдения, с целью усилить эмоциональное впечатление детей. Наблюдения надо проводить неоднократно можно с подгруппой или индивидуально.
3. «Утром я спрашиваю у детей, что произошло ночью на участке. Дети смотрят вокруг, но затрудняются ответить. Я обращаю их внимание на то, что ночью шел дождь и под скамейкой остались узкие полоски -- углубления от падающих капель и струй воды.
Дети внимательно смотрят на песок и устанавливают, что утром здесь прошла женщина с ребенком -- на песке видны следы больших и маленьких ботинок; что в саду были птички -- под скамейкой обнаружены следы птичьих ног. Дети предполагают, что вечером на скамейке сидела девочка и ела булку -- упавшие крошки, видимо, привлекли птичек.
Продолжая свои наблюдения, дети обнаруживают недалеко от забора следы кошки и делают вывод, что кошка подкрадывалась к птичкам.-- Поймала ли кошка птичку? -- спрашиваю я детей и предлагаю внимательно посмотреть кругом.
Дети ищут какие-либо признаки, доказывающие, что кошке удалось поймать птичку, но неожиданно находят редкие собачьи следы и делают вывод, что собака помешала кошке. Они заключают, что собака была крупная, так как следы крупные и редкие, что собака бросилась на кошку сильным прыжком, потому что чередование следов прервалось, но через промежуток следы появились опять». («Дошкольная педагогика», под ред. Ш. И. Ганелина, М., Учпедгиз, 1946, стр. 215.)
Проанализируйте приведенную выше запись воспитательницы старшей группы и сделайте вывод об уровне развития у детей наблюдательности, логического мышления, сообразительности.
Я считаю, что из приведенной записи можно сделать вывод о высоком уровне развития у детей наблюдательности (увидели много изменений на участке: следы ног людей, птиц, животных), логического мышления (песок мокрый после дождя и на нем остаются четкие следы, если следы большие значит прошла женщина, маленькие следы принадлежат ребенку), сообразительности (возможно сидела девочка и ела булку, крошки привлекли внимание птичек, собака бросилась на кошку, следы прерываются, собака крупная, т.к. следы крупные и т.п.). Так же вывод о высоком уровне развития подтверждается интересом детей, желанием найти ответы на все возникшие вопросы.
2. В чем ценность приемов работы, использованных воспитательницей?
Прежде всего, ценность приемов воспитательницы в том, что они способствуют формированию самостоятельного поиска ответов на вопросы, развития наблюдательности, развитию мыслительных операций (анализировать, обобщать, делать выводы), заставляет подключать воображение (что могло быть до и после), развивает речь детей, развивает умение устанавливать причинно-следственные связи. Ценность также состоит в совместной, коллективной работе педагога и детей. Дети учатся общению со взрослым и друг другом (умению слушать, принимать мнение другого, высказывать и отстаивать своё мнение), получение положительных эмоций, развитие интереса к познавательной деятельности.